Экономическая стратегия – это стратегия, в которой геймплей сконцентрирован на получении прибыли и постройке различных экономических систем. В отличие от большинства других жанров, в таких стратегиях малое внимание уделено боевым действия либо их нет вовсе. Соперничество с конкурентами же (если оно присутствует) выражается в экономическом соперничестве.
История
Одной из первых экономических стратегий была M.U.L.E, вышедшая в 1983 году. Позднее популярность жанру принесли более известные игры, такие как:
- Transport Tycoon, посвящённая перевозки грузов и пассажиров с помощью различного транспорта;
- Industry Giant, в которой нужно не только перевозить, но и создавать товары и продавать их;
- Sid Meier’s Railroad Tycoon, посвящённая строительству железнодорожных линией и отправке по ней поездов;
- Pharaoh о строительстве древнеегипетского города;
- The Settlers, знаменитая отсутствием прямого контроля за поселенцами.
Позднее вышло огромное множество игр в жанре и перечислять их все не имеет смысла.
Общая характеристика жанра
Основа геймплея экономических стратегий – это управление экономическими системами. В таких играх игрок нацелен на то, чтобы получить наибольшую прибыль и добыть больше ресурсов. Экономические стратегии часто включают такие аспекты:
- строительство;
- управление финансами, жителями или персоналом;
- добыча ресурсов;
- управление производственными цепочками (ресурс А + ресурс B = ресурс C);
- логистика – перевоз грузов и ресурсов;
- удовлетворение нужд населения.
Зачастую игры данного жанра в реальном времени, однако существуют и пошаговые. Например, Spinnortality.
Иногда в экономических стратегиях можно встретить и военную составляющую. Однако в отличие от классических RTS, варгеймов и тактических стратегий, сама по себе она выглядит более упрощённо, зачастую сложна в реализации и сильно зависит от экономики. Например, если в классической RTS игрок добывает столько-то ресурса и нанимает за него юнита, то в экономической стратегии для найма юнита ему может понадобиться:
- Добыть железную руду
- Переработать её в железо
- Создать меч и кольчугу
- Заработать достаточно денег
- Нанять юнита, потратив кольчугу, меч и деньги
Экономические стратегии бывают однопользовательскими и многопользовательскими. В случае многопользовательских игр, элемент соперничества может быть реализован как в виде военного превосходства, так и более изощрёнными путями: например, побеждает то, кто получит наибольшую прибыль к определённому времени, кто купит все акции оппонента и тем самым выкупит его компанию и т.д.
Классификация
Экономические стратегии можно разделить на:
- Градостроительные симуляторы
- Транспортные стратегии
- Tycoon (магнаты)
- Другие
Градостроительные симуляторы
В градостроительных симуляторах игрок возводит город или небольшое поселение, и главный аспект таких игр заключён в строительстве и добыче денег для него. Хотя они традиционно называются симуляторами, зачастую симуляция реального мира в таких играх достаточно условна или её нет вовсе. Например, градострои серии SimCity вообще происходят в вымышленном мире и недостаточно сложны, чтобы отобразить реальную экономическую систему. Поэтому более корректно этот поджанр следовало бы назвать градостроительными стратегиями, однако разработчики и игроки пока не отказываются от слова «симулятор». На западе активно используется название данного жанра как «CityBuilder», что в дословном переводе «Градострой».

Градостроительные стратегии можно также подразделить на два вида: те, в которых игрок строит большой и относительно современный город, и те, в которых он строит небольшое поселение.
В «городских» стратегиях основное внимание обычно уделено планировке, транспорту и заработку валюты, тогда как в «поселенческих» акцент сильно смещается на добычу и переработку ресурсов.
Классические примеры последних – The Settlers, Banished. Добыча ресурсов в градостроях подобного рода усложнена и может включать в себя логистику (ресурсы нужно не только добыть, но и перевезти из точки А в точку B) и сложные цепочки производства из более чем трёх звеньев и более чем двух ресурсов. В последнее время в таких играх появилась тенденция вставлять survival-элемент (выживание) – вам надо не просто построить поселение, но ещё и выжить в суровых природных условиях. Например, такое можно увидеть в Frostpunk.

Транспортные стратегии
В транспортных стратегиях игрок строит различные транспортные системы, с помощью которых перевозит грузы и пассажиров. Это могут быть железные дороги, воздушный и морской транспорт. Чтобы сделать такие игры более интересными, обычно разработчики добавляют в них систему развития – снабжая город нужными ресурсами, игрок не только получает с этого прибыль, но и добивается роста города; когда же город становится более большим, то его спрос повышается и у игрока получается заработать ещё больше.

Tycoon
Tycoon, или Магнаты – игры, посвящённые управлению какой-либо экономической организацией. Например: больница, парк развлечений, отель, магазин и так далее. Обычно включают в себя заработок денег, менеджмент персонала и обслуживание клиентов; элемент добычи ресурсов отсутствует.

И другие виды…
Экономические стратегии не ограничиваются указанными выше тремя поджанрами, так как есть множество игр, которые в них не вписываются. Например, посвящённая строительству колонии на Марсе Surviving Mars, посвящённая логистике Factorio и другие.
Последние комментарии: