Fire Emblem: Three Houses – обзор

Fire Emblem Three Houses – это стратегия, рпг, визуальная новелла, вайфу-симулятор/симулятор Хогвартса, вышедший эксклюзивно для Nintendo Switch в августе 2019-го года.

Как правило, обзоры, представленные на Стратегиконе, презентуют стратегические игры, в которые читатель без проблем сможет поиграть сразу после прочтения. В этот же раз, в режиме «что там у консолей со стратегиями» я предлагаю вам посмотреть на весьма интересного представителя азиатского рынка игр, крайнюю часть серии Fire Emblem – Три Дома.

История серии

Мир, а точнее его японская часть, впервые столкнулся с Fire Emblem в 1990-м году. Тактическая ролевая игра поставила во главу пошаговый бой на размеченном клетками поле, не ограничивалась только боями, предлагая игроку полноценный, пусть и весьма банальный, сюжет, с персонажами-юнитами, которые, если были побеждены во время миссии, погибали навсегда.

Смесь из пошаговой рпг-стратегии, визуальной анимешной составляющей и простенького, но бодрого сюжета с необходимостью (иногда достаточно острой) проходить миссии без потерь быстро нашла свою целевую аудиторию. Каждая последующая версия старалась добавить новые механики, доработать взаимосвязи персонажей, рассказать что-то новое, сохраняя базовые принципы — мечи и магия, войны государств и личные конфликты, клетки и перманентная смерть. К текущему моменту вышло уже 16 основных частей серии и 3 спин-оффа, а с 2003-го года Fire Emblem стала издаваться и на западе, после того как о серии начали говорить увлекшиеся Super Smash Brothers Melee люди.

Сильные стороны серии, традиционно включающие в себя колоссальное внимание к деталям и разнообразие как во время боя, так и во время подготовки к нему, продолжают завоёвывать новых фанатов на новых консолях, хоть основной целевой аудиторией остаются родные японские домоседы-анимешники.

Сюжет

Добро пожаловать на континент Фодлан, разделённый между тремя не то чтобы сильно сбалансированными государствами, удерживаемыми на привязи мира при помощи центральной религии – Церкви Сейрос. Один из способов контроля, применяемой церковью – обязательная для будущих полководцев и правителей совместная учёба в офицерской академии, благодаря которой все должны преисполниться чувства дружбы и понимания, а излишняя энергия молодых аристократов найдет выход. Само собой, всё идёт совсем не так.

Серый кусок в центре – родимое ПТУ военного дела

Игрок, то бишь главный герой (героиня), молодой наёмник, вместе со своим батей-командиром получает приглашение работать на эту самую Церковь. Точнее говоря, им приходится спасти от бандитов трёх молодых дворян, глав Домов, направляющихся в центральную ставку Церкви – монастырь Гаррек Мах, гибрид Ватикана и Военной академии.

Сразу после генерации персонажа дают понять, что самим по себе воевать не надо, а вот командовать придётся всегда.
Боевая система весьма информативна и позволяет перед нанесением атаки оценить все показатели и предполагаемый исход, выбирая максимально подходящее оружие или навык.

В академии героя ждёт звание Профессора (в японской версии Сенсея) и прилагающийся к этому титулу Дом – факультет кадетов, которых предстоит обучать и водить в бой. Факультетов три, по одному на каждое государство, можно выбрать любой. По факту в игре целых три (даже четыре, но это спойлер) полноценные сюжетные кампании, весьма сильно различающиеся и при этом взаимосвязанные между собой.

Состав стандартный — на каждом факультете 8 человек, 4 юноши и 4 девушки. Главой дома является наследный правитель государства. Квота на анимешные типажи выполнена на каждом факультете – скромные ояши, строгие цундере, вот все эти слова из обзоров свежего мультфильма про школьную житуху. Со временем персонажи вырастают и меняются, но не сказать что их проработка становится сильно лучше. Глубины хватает только на мемы и забавные картинки с пейрингом персонажей, хотя наверное больше в таком случае и не нужно. Скорее всего несколько историй придутся вам по душе, их здесь довольно много, что-то да проскочит.

Харьковское танковое училище невероятно красиво в полдень
Перед тем как выбрать факультет, неплохо будет почитать-послушать про студентов

Адрестианская Империя. Хронологически первая и самая крупная из стран. Все остальные участники политического процесса так или иначе познали прелести государственности именно от них. Как положено имперцам – реваншисты, авторитаристы и прагматичные сторонники военного прогресса.
Дом — Чёрные Орлы.
Глава дома — дочь императора Эдельгард.

Священное королевство Фаергуса. Взбунтовавшиеся против империи рыцари основали своё суровое северное государство с собственными магическими школами и домами увеселений, довольно быстро сравнявшееся по силе с Империей. Как положено специализирующимся на тяжелой кавалерии – вспыльчивы, упёрты, помешаны на благородстве.
Дом – Синие Львы.
Глава дома – принц Димитрий, скоро, после совершеннолетия – король Димитрий.

Альянс Лейсестера. Изначально входившие в состав королевства дворяне воспользовались смутой перемены Королей и создали ещё одно независимое государство. В силу наибольшей демократичности власти – наиболее неинициативны, хотя периодически могут воевать.
Дом – Золотые Олени.
Глава дома – Клод, сын главы Альянса.

Определившись с факультетом, игрок автоматически определяется с сюжетной кампанией. Первая половина сюжета, вводящая игрока в мир, примерно одинакова в плане событий, но во второй половине при игре за разные дома игра предложит абсолютно разные миссии и результаты. Каждая кампания занимает от тридцати до сорока часов, но начинать лучше с имперской или львиной.

Геймплей

Игровой процесс следовало бы разделить на боевую и небоевую составляющие.

Боевая составляющая

Боевая составляющая представляет собой сюжетные и дополнительные миссии на тактическом поле.

Грядущие вражеские атаки вежливо подсвечиваются при перемещении персонажей

Поле боя представляет собой совершенно привычный, разделённый на квадраты участок земли/города/вставить нужное, на котором одновременно может быть представлено две или три команды (ведь есть целых три дома). Юниты-персонажи могут передвигаться, атаковать оружием, использовать магию, умения и способности подконтрольных им войск. Всё просто, как мычание – походил, атаковал (посмотрел красивую анимацию от третьего лица), выбрал следующего, походил, использовал лечение, выбрал следующего. Передал ход оппоненту, который занимается тем же.

Но дьявол, как известно – в деталях. Боевые характеристики и тактические возможности персонажа зависят не только от его класса и навыков владения определенным оружием, но ещё и от отношений с союзниками. Кто бьёт, чем, кого, какого качества и из чего изготовлено оружие, каковы условия местности, всё как у взрослых. Если за твоей спиной стоит испытанный друг, с которым съедено немало пирожков в столовой, разбито вражеских носов и украдено сигарет из каптёрки – твои лапищи становятся сильнее, враги чаще промахиваются и т.д.

Когда становится слишком просто воевать с людьми, игра начинает подкидывать разные виды чудовищ, имеющих по две-три резервные полоски хп и потому не умирающих от ваншотов

Несмотря на всю свою анимешность и поверхностную простоту механик первой половины сюжета, Three Houses ни в коей мере не простая игра (разве что в режиме отключённой смерти на низкой сложности), заставляющая всё-таки вспоминать/придумывать такие слова и словосочетания, как «арьергард», «подвижный фланговый отряд» и «штурмовой коридор». Проиграть здесь достаточно просто, а при забивании на смерть учеников очень легко внезапно оказаться без нужных классов/персонажей и застрять.

Жалко что полосок здоровья у тебя всего две, а оружия у меня четыре

Атаки делятся на ближние и дальние. Урон наносят обе стороны, с условием, что атакующий бьёт первым, а обороняющийся имеет оружие, бьющее на нужную дистанцию. Принцип камень-ножницы-бумага, знакомый любому игроку в пошаговые игры, в Fire Emblem: Three Houses представлен во всей своей банальной красе – тяжёлая пехота умирает от пары заклинаний, а вот луки и мечи будут отлетать от неё, как резиновые. Дистанция, проходимая юнитом, не менее важна. Не раз и не два приходилось терять магов и лекарей благодаря незамеченным рыцарям на пегасах, пересекающим за ход половину карты. Впрочем, никто не мешает вам самому иметь двух-трёх таких летунов.

Хороший ответный удар иногда эффективнее изначальной атаки

Помимо сражений во время миссий иногда необходимо выполнять простые задания на спасение и контроль карты, а так же попадаются сундуки с сокровищами.

Небоевая составляющая

«Учат в школе, учат в школе, учат в школе»

Дело в том, что вместо привычного списка миссий или полностью открытого мира имеется учебный календарь, в котором вы вольны планировать расписание рабочей недели и собственных свободных дней. Так или иначе, сюжетные миссии будут плясать вокруг календаря, а вы будете ждать конца месяца, чтобы на них отправиться.

В течение месяца нужно составлять расписание для учеников, проводить занятия и приглашать других профессоров на семинары, подкармливать и подбадривать отстающих, ловить рыбу, растить цветы, пить чай, говорить-говорить-говорить… и всё это будет ради одной великой цели – чтобы в бою ваши ученики имели больше шансов. Чтобы игрок-зритель не скучал, всё анимировано и превращается скорее в короткие, пропускаемые катсцены, хотя кое-где надо играть в миниигры – например, в дейтинг-сим во время чайных процедур.

Дни рождения учеников — повод поднять им мотивацию. Праздники и события — тоже

Three Houses — вполне полноценный образовательный симулятор. Каждая характеристика, которой обладает персонаж, может и должна быть улучшена за счёт учёбы. Способов прокачать навыки много – настолько, что при желании любого персонажа можно за несколько часов активной игры и учебы полностью перепрофилировать, сменив класс. Как только выбранный персонаж достигает определённого значения необходимых для получения класса навыков, наступает пора сдавать экзамены, при успешной сдаче которых вы получите более сильного специалиста нужного вам типа.

Нет, топоры на пятёрки не пересдадите – я вас к экзамену не допускаю!
Весь белок в кампусе пожрал, но зато уже четвёрки

Классов много и перечислять их все было бы лишним. Приведу в качестве примера две цепочки прокачки, одну для воина, другую для мага. Допустим, в начале у вас девочка-дворянка с неплохими стартовыми значениями Reason (боевая магия) и Faith (магия поддержки). Спустя несколько уровней и месяц учебы, несколько совместно съеденных деликатесов и личных разговоров можно попробовать пройти ею экзамен на мага, а оттуда, спустя ещё энное количество уровней перепрофилироваться на чернокнижника. В это время простолюдин с неплохими навыками боя с топором и командования постепенно, в три этапа, трансформируется в Священного Рыцаря, обрастая на ваших тренингах умениями конного боя и веры.

Концепт подготовки через учебу настолько японский, насколько возможно. Каждый вздох, заметка в тетради и влюблённо-оптимистичное распитие чая пригодится. Так что не переставайте искать новые способы повысить навыки учеников – отправляйте их на групповые занятия по чистке конюшен, отвечайте на анонимные письма-жалобы, участвуйте в турнирах, ловите рыбу, возвращайте обильно растерянные по всему монастырю вещи, пойте в хоре… Сейрос, это ведь ещё не все способы, я практически и не начинал!

Самостоятельная работа за неделю — все устали но стараются
Монастырь довольно таки огромен, но добрые люди сделали быстрое перемещение между всеми важными местами и очень удобный навигатор персонажей.

Отношения

Вот без чего в Fire Emblem: Three Houses совершенно нельзя обойтись – без общения с другими персонажами. В бою, когда персонажи атакуют вместе одного врага, прикрывают друг друга или лечат, они абсолютно ожидаемо начинают испытывать друг к другу тёплые чувства. Спустя несколько часов совместный боевой опыт сплотит их , сначала как знакомых, потом как приятелей, а потом как лучших друзей. Чтобы это ускорить, нужно почаще поручать им совместные групповые проекты в школе, приглашать на одни и те же мероприятия.

У каждого с каждым прописана довольно длинная цепочка диалогов. Пусть и не все могут стать лучшими друзьями, персонажи всё таки держатся в рамках сюжета и личных интересов. Само собой, больше всего таких диалогов и сцен завязано на главном герое. Это ведь вайфу-рай, средняя школа в государстве с очень условным возрастом согласия и очень неопределённым возрастом главного героя. Не переживайте, это шутка – все романтические сцены происходят уже после пересечения возрастных рубежей. Можно даже переманивать к себе на факультет других студентов и учителей, если ваши навыки достаточно высоки, чтобы они хотели слушать ваши лекции.

Верните потерянное или подарите что-нибудь , чтобы повысить мотивацию и уважение к себе
Каждый раз, когда повышаются отношения, можно посмотреть диалоговую катсцену с экспозицией и получить полагающиеся бонусы

Вся эта система отношений существует с двумя целями. Во-первых, позволить игроку самому общаться с теми персонажами, которые ему нравятся, не уделяя внимание не интересным. Во-вторых, ради погружения в сюжет, ведь происходящие события, пусть и крайне глобальны, жестоки и политичны, будут очень сухими и скучными без личной заинтересованности в действующих лицах. Те, кого вы сейчас знаете как учеников, совершенно ненадолго останутся таковыми, ведь война неизбежно перемешает все пути.

Итого

Учитывая эксклюзивность игры, было бы нелогично ставить оценку – она всё равно бы не смогла передать нужно или не нужно вам в это поиграть, тем более покупать ради этого консоль. Ради галочки, пусть это будет 8/10.

Three Houses – очень цельное произведение, которое, как многие японские игры, лучше всего раскрывается при детальном исследовании. Боевая система в зависимости от вашего желания может быть просто добавкой к сюжету, а может – серьёзным вызовом, настоящим способом играть в Fire Emblem. Сюжет на первый взгляд очень прост, но обрастает ровно таким количеством интриг и конфликтов, чтобы оставаться интересным. Многие могут пожаловаться на гринд отношений и мотивации, но это удел хорошего препода и обязательно только для тех, кому действительно хочется, чтобы его студенты были профессионалами военного дела. Атмосфера и подача – вот что удерживает в игре казуалов, пока более опытные игроки изучают таблицы повреждений и варианты гамбитов.

Наиболее интересно воспринимать игру как отражение изменений, которые происходят с механиками в условиях разных культур. Кто знает, возможно в подобном смешении личного сюжета и боевых элементов найдут вдохновение и разработчики более привычных тактических игр.

Вам понравится Fire Emblem: Three Houses, если:

  • у вас есть Nintendo Switch;
  • вы любите тактические стратегии с большими возможностями кастомизации;
  • вы смотрите аниме;
  • вам надо во что-то поиграть с женой, а хочется чего-то сложнее покемонов;
  • у вас нет жены, но есть огромное количество постеров с 2д-вайфу и хочется новых;
  • вы любите атмосферу хогвартса, приятную музыку и картинку закрытой школы;
  • вы цените в играх возможность выстраивать отношения с персонажами и влиять на сюжет с ощутимыми последствиями.

Вам не понравится Fire Emblem: Three Houses, если:

  • у вас нет Nintendo Switch;
  • вас тошнит от аниме;
  • если вы не любите читать, а английский голос не понимаете.

Оценка Стратегикона: 8 из 10

Сыграно: 40 часов.
Игра: приобретена автором обзора.

Виталий Чернов

Обозреватель стратегий

Читайте также:

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о