MOBA – Стратегикон
0

MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) – жанр, находящийся на стыке стратегии в реальном времени и ролевой игры. Однако, в отличие от тактических ролевых игр, MOBA игры выполнены в арено-подобном стиле, о чём и гласит название жанра.

История

Зарождение жанра MOBA тесно связано с появлением в 2003 году пользовательской карты для Warcraft III: The Frozen Throne под названием DotA – Defense of the Ancients, в переводе «оборона древних». Данная карта была уникальна тем, что являлась не просто одной из пользовательских карт, а была сделана таким образом, что представляла собой совершенно новый геймплей, отличавшийся от традиционного геймплея классической Warcraft III с постройкой базы и найма юнитов (подробнее – в разделе «геймплей» чуть ниже).

Оригинальная карта DotA для Warcraft III: The Frozen Throne

Конечно, до DotA были и другие подобные похожие на жанр игры и карты. Например, карта Aeon of Strife для стратегии StarCraft или игра Herzog Zwei 1989 года. Однако всеобщую популярность жанр получил именно благодаря карте DotA. Позднее, в 2009 году, один из разработчиков данной карты под ником IceFrog был принят на работу в компанию Valve и стал одним из создателей одной из самых популярных MOBA-игр на текущий момент под названием Dota 2.

Геймплей

В классических MOBA играх игрок управляет одним героем, который часто имеет систему прокачки, и сражается с другими такими же игроками. При этом используется вид сверху и система управления, как в классических RTS. Кроме героев на карте присутствует база каждого игрока и нейтральные войска, которые генерируются автоматически и на генерацию которых можно влиять различными способами либо влиять нельзя. Нейтральными войсками нельзя управлять и они всегда бегут по одному или нескольким направлениями к базе врага.

Кроме базы на карте могут присутствовать дополнительные строения в виде башен и иных защитных построек, которые сдерживают передвижение войск. Основная цель геймплея при этом – помочь союзным автогенерирующимся войскам уничтожить вражескую базу.

Чтобы не допустить уничтожения базы, герой игрока уничтожает вражеские автогенерирующиеся войска (они значительно слабее героя), то же самое делают и герои соперников. За уничтожение этих войск герои получают опыт, за который можно прокачать уровень и открыть уникальные умения, и валюту, за которую можно сделать те или иные апгрейды героев. Уничтожение вражеских героев обычно не перманентно – они снова появляются спустя некоторое время, однако именно это время делает противника уязвимым, так как в течение него игрок может беспрепятственно наносить урон его базе и помогать продвижению союзных войск.

Герои в MOBA могут выполнять разные роли. Например, наиболее эффективно сражаться против вражеских героев («керри»), наиболее эффективно помогать продвигаться союзным войскам к вражеской базе («пушеры») или помогать союзным героям («саппорты»). Данных ролей может быть множество и они могут варьироваться в зависимости от конкретной игры. Каждый герой также обладает уникальными способностями, которые влияют на тактику игры. Это и есть тот самый элемент от ролевых игр в жанре MOBA.

Список героев Dota 2 (не является полным, поскольку постоянно добавляются новые герои)

Несмотря на то, что игры жанра MOBA являются преимущественно мультиплеерными, технически во многих из них можно играть и одному против искусственных противников.

Отличие MOBA от тактической ролевой игры

Ключевым отличием MOBA от тактической ролевой игры является то, что ролевой элемент в MOBA заканчивается на уникальных персонажах/иных единицах (например, техника), которыми управляет игрок. Если в тактической ролевой игре может присутствовать элемент сюжета, диалогов и путешествий по миру, то в MOBA весь геймплей заключается непосредственно в сражении и победе над противником.

Действие MOBA преимущественно происходит в реальном времени, тогда как большинство тактических ролевых игр имеют пошаговую боевую систему. Хотя были попытки сделать пошаговую MOBA, например Find & Destroy: Tank Strategy.