Пошаговая стратегия (англ. Turn-Based Strategy) – это жанр стратегий, в которых присутствует очерёдность ходов, а иными словами – геймплей в них дискретен (прерывен). Почти всегда в пошаговых стратегиях есть кнопка «завершить ход».
Истоком пошаговых стратегий стали настольные игры, подавляющее большинство из которых являются пошаговыми.
Отличие пошаговой стратегии от стратегии в реальном времени
Главными критериями пошаговой стратегии являются:
- очерёдность ходов;
- наличие кнопки «завершить ход» (либо автоматическое завершение ходов с надписью «ход завершён» или подобной);
- отсутствие возможности поставить игру на паузу.
Существует распространённое заблуждение, что игры, в которых геймплей идёт по дням (например, Imperator: Rome), являются пошаговыми, так как один день равен одному ходу и игрок может поставить игру на паузу, тем самым заморозив геймплей. «Если ставить игру на паузу через каждый день, она превратится в пошаговую».
Эти утверждения неверны, поскольку минимальная единица времени в игре не имеет отношения к тому, является ли она пошаговой или в реальном времени.
Так, в любой RTS присутствует какая-либо минимальная единица времени, за которую юнит технически не может совершить более одного действия подряд (не одновременно) – допустим, миллисекунда. Но если добавить в знаменитую RTS Starcraft таймер, который отсчитывал бы милисекунды и выводил бы их на экран, это не сделает эту игру пошаговой.
Поэтому главные критерии отличия – это очерёдность ходов (игроки делают ходы по очереди) и наличие инструмента завершения хода, который не является активированием паузы. Достаточно наличия хотя бы одного из них. Наличие «паузы» же является весомым показателем того, что игра в реальном времени – в пошаговых стратегиях паузы быть не может.
Система одновременных ходов
Существуют пошаговые стратегии (например, Age of Wonders), в которых игроки могут делать ходы одновременно. В таких играх игроки выполняют все допустимые действия в реальном времени, а затем жмут кнопку «завершить ход».
Данные стратегии находятся на стыке RTS и TBS, поскольку, несмотря на общую дискретность геймплея и наличие чёткой привязки к ходам, действия внутри самих ходов происходят в реальном времени.
Существуют стратегии, в которых игрок сначала отдаёт приказы, а затем жмёт кнопку окончания хода и наблюдает за результатом выполнения приказов в реальном времени (например, Battlestar Galactica Deadlock, Combat Mission: Final Blitzkrieg). Такая система также носит название WeGo (англ. «мы ходим»), которая противопоставляется системе IGO-YUGO (англ. «я хожу-ты ходишь»).
Гибриды
Некоторые стратегии совмещают в себе равнозначные элементы как реального времени, так и пошаговости. Ярким примером таких игр служит серия Total War, в которой пошаговый геймплей на глобальной карте сочетается с пошаговыми боями в реальном времени. Такой жанр стратегий иногда относят к гибридным, либо классифицируют как пошаговые либо в реальном времени в зависимости от доминирующего аспекта геймплея, либо просто приписывают оба жанра.
TBT и TBS
Многие зарубежные авторы и разработчики разделяют пошаговые стратегии на пошаговую тактику (Turn-Based Tactics) и пошаговую стратегию (Turn-Based Strategy). Основным критерием различия является масштаб: в то время как пошаговая тактика сосредоточена на локальных боях в масштабе отряда или взвода, в пошаговых стратегиях боевые действия происходят более глобально.
Данная классификация является весьма неоднозначной: так, одни авторы выделяют эти жанры как два разных, другие считают пошаговую тактику поджанром пошаговой стратегии.
WeGo (пофазовая механика хода)
Что такое WeGo стратегии? WeGo (англ. «мы идём») – это такой тип пошаговых стратегий, в которых игрок сначала отдаёт приказы своим войскам, а потом жмёт кнопку завершения хода и наблюдает за результатом в реальном времени.
Обычно в фазе реального времени в стратегиях типа WeGo игрок не может влиять на происходящее либо имеет минимальные средства воздействия. Таким образом, типичная стратегия WeGo выглядит так:
- Стадия отдачи приказов
- Завершение хода
- Исполнение приказов в реальном времени
- Стадия отдачи приказов и далее по кругу/завершение матча
Иными словами, игроки в такой системе делают ходы одновременно. Это очень похоже на стратегии в реальном времени с функцией активной паузы, но ключевым отличием здесь является наличие кнопки «завершить ход» и невозможность/малая возможность влиять на бой в фазе исполнения приказов.
Примеры таких игр: Battlestar Galactica Deadlock, Combat Mission: Final Blitzkrieg.

В общении западных игроков иногда можно встретить противопоставление терминов WeGo и IGO-YUGO.
- WeGo, англ. «мы идём» – пофазовая механика хода, описанная выше.
- IGO-YUGO, англ. сокр. «я иду, ты идёшь» – система очерёдных ходов обычной пошаговой стратегии.