Спин-оффы шедевральных стратегий

Спин-оффы шедевральных стратегий

С особо успешными вселенными игр частенько бывает такое, что они разрастаются, ветвятся и порождают новые игры и даже серии игр, которые являются спин-оффами. Стратегии в этом смысле далеко не исключения. В этой статье я напомню вам, какие игры выросли из легендарных стратегий. Рванули!

Серия Command and Conquer

Первая игра тибериумной серии вышла аж в далёком 1995 году. Command & Conquer от студии Westwood стояла у истоков жанра и развивала идеи Dune II. Хотя геймплей со времён Dune II почти не изменился, успех был оглушительным не в последнюю очередь благодаря драйвовому саундтреку от Фрэнка Клепаки и брифингам в виде видеовставок с живыми актёрами и с потрясающе харизматичным лидером NOD Кейном. Его, кстати, сыграл один из сотрудников Westwood Джозеф Кукан.

Вторая игра Tiberian Sun с дополнением Firestorm продолжила историю серии в 1999 и 2000 годах. В 2003 году студия Westwood была закрыта, разработку последующих игр взяла на себя Electronic Arts, которая приобрела Westwood ещё в 1998 году. Третья часть Tiberium Wars вышла уже в 2007 году и отличалась роликами высокого качества, сериальными актерами в роликах и выверенным балансом в мультиплеере. Пресса встретила новую часть благосклонно, но первые тревожные звоночки уже начали звучать, ведь по сути геймплей снова остался неизменным и уже начал устаревать, особенно в сравнении с конкурентами.

Tiberian Twilight – четвёртая часть серии, вышедшая в 2010 году, с треском провалилась. Концепция игры очень сильно поменялась – акценты были смещены на сетевую игру, при этом в части однопользовательской кампании это была откровенная халтура. Казалось бы, это и есть последний гвоздь в крышку гроба серии, но в 2018 году серия была воскрешена на мобильных платформах. Command & Conquer: Rivals получила ужасающее количество негативных отзывов от игроков ещё до релиза, а всё из-за неправильного маркетинга. Аудитория ожидала анонса полноценной игры, а в итоге получила сессионную игрушку на мобилках. Кстати, сама по себе игра вполне неплохая.

На этом и завершается основная серия Command & Conquer, но это далеко не все игры – самое время перейти к спин-оффам. После выхода самой первой игры, спин-офф не заставил себя долго ждать – Red Alert, который вышел в 1996 году. Изначально Red Alert задумывался разработчиками как приквел к тибериумной серии. Безумный сюжет закручивается сразу после второй мировой войны. Альберт Эйнштейн разрабатывает вундервафлю, чтобы вернуться во времени и выпилить из истории Гитлера. Жаль, но вторую мировую это никак не остановило, ведь в альтернативной истории место Германии занимает Советский Союз во главе со Сталиным и начинает творить безобразия направо и налево. Клюква в чистом виде, та же стратегия, с видеовставками и нежданчиком в самом конце кампании за СССР, который как раз и связывает вселенные Red Alert и Command & Conquer воедино.

Следом за Red Alert в 1997 году вышел ещё один спин-офф, Command & Conquer: Sole Survivor. Это была исключительно многопользовательская игра, в режиме deathmatch. Игроки брали под управление один юнит, собирали по карте бонусы и убивали друг друга. Первый Battle Royal ни больше, ни меньше! Однако широкой популярности Sole Survivor не снискал – балансом в игре даже не пахло.

Red Alert вышел настолько успешным, что разработчики решили развить свои идеи в сиквеле: Red Alert 2 (2000) и последующее дополнение Yuri’s Revenge (2001). С выходом второй части, создатели решили забить на канон и выбросили из серии все связи с оригинальной серией из сюжета. Геймплей остановился во времени, зато фантазия авторов разгулялась на всю катушку, поэтому в Red Alert 2 есть мощные пси-воины, коммунистические гигантские кальмары, коммандо Борис в ушанке и с АК, а также ручные дельфины с ультразвуковым оружием.

Red Alert 3 вышла уже в эпоху Electronic Arts в 2008 году. EA не поскупились на известных актеров во вставочках, а по духу она очень походила на Tiberium Wars. Играть было очень весело, ведь ростер юнитов пополнили стереотипы не только о России, но и о Японии: огромные человекоподобные роботы, школьница с пси-способностями, ниндзя-синоби и даже гордые воины страны восходящего солнца, которые могут внезапно выхватить самурайский меч и начать рубить им всё живое. Дополнение Red Alert 3 — Uprising (2009) было однопользовательским, потому что вводило ужасно дисбалансные юниты. Хотя, есть мнение, что разработчикам было просто лень поддерживать всё это безобразие в онлайне.

Еще одна интересная игра, которая получила название Command & Conquer: Generals вышла в 2003 году. Вероятно, эту игру нельзя называть спин-оффом серии Command & Conquer, ведь она не имеет ничего общего с оригинальной серией, кроме слов Command & Conquer в названии. Generals описывает конфликт в современном мире. Противоборствующими сторонами выступили армии США, Китая и клишированных исламских террористов. По жанру Generals не отличается от других игр серии. Это всё та же RTS, просто в другом сеттинге.

А вот самым смелым спин-оффом серии, на мой взгляд, является Command & Conquer: Renegade (2002), потому что это вообще не стратегия, а шутер от первого лица. Сюжет разворачивается во время первой тибериумной войны, поэтому вас будут окружать юниты и постройки прямиком из оригинальной игры. Однако на стороне NOD можно встретить противников уже из второй части. Кроме погружения в любимую серию от первого лица, очень любопытным в игре является мультиплеер. Игроки делятся на две команды – GDI и NOD, у каждой команды есть база и добывающие комбайны. Игроки могут заказывать себе новое оружие и технику. Фактически, вы принимаете участие в RTS битве между сторонами в роли обычного юнита. До выхода Savage оставался еще целый год, поэтому Command & Conquer: Renegade можно смело назвать родоначальником смешения таких жанров, как RTS и FPS.

У серии были и другие проекты, которые, к сожалению, не смогли добраться до релиза, но это уже совсем другая история.

Серия Warcraft

На ниве фентезийных стратегий могучим колоссом стоит серия игр Warcraft от студии Blizzard Entertainment. Warcraft: Orcs & Humans вышла в 1994 году. Игра повествует о конфликте людей и орков в сеттинге, очень похожем на мир Толкиена. Ключевой инновацией, которой могла похвастаться первая часть легендарной серии – возможность выбора нескольких юнитов одновременно. Как мы знаем, это решение повлияло на все последующие RTS и сейчас трудно представить современную стратегию без «рамки», с помощью которой можно «обвести» юнитов и послать в бой. Правда в Warcraft: Orcs & Humans можно было выделать не более 4 юнитов за раз, но это всё равно лучше, чем Dune II, в которой каждому юниту приходилось отдавать приказы по отдельности.

Warcraft II: Tides of Darkness (1995) и дополнение Beyond the Dark Portal (1996) не сильно отличаются от первой части. Альянс людей и союзных им рас противостоит вторжению орков. Появились морские сражения, разнообразие юнитов увеличилось, но самое главное – это появление редактора карт, доступного каждому пользователю. Подобный инструмент позднее послужит созданию целых новых игровых жанров.

Warcraft III: Reign of Chaos (2002) и последующее дополнение The Frozen Throne (2003), вызвали настоящий фурор и задали новую планку в жанре RTS. Разработка Reign of Chaos сопровождалась продолжительными творческими муками, поэтому релиз переносился и не один раз. Изначально игра задумывалась как тактическая игра, с меньшим уклоном в строительство базы и сбор ресурсов, но, в конце концов, разработчики Blizzard решили вернуться к концепции RTS, и игра вышла в том виде, в котором мы её знаем. В игре появились новые играбельные расы, а также появились особые юниты, которые могли получать опыт и новые магические способности – герои. Сюжет отличается пафосом и эпичностью, а кинематографические ролики между миссиями до сих пор вызывают восхищение и трепет.

В 2004 году вышел спин-офф серии в другом ещё не сильно популярном на момент выхода жанре. Речь идет о World of Warcraft, который является MMORPG. Перечислять заслуги этой игры большого смысла нет, так как все уже знают о её существовании – настолько известной она стала. Пик популярности пришелся на конец нулевых – на тот момент в игре насчитывалось более 12 миллионов активных игроков. Игра развивается до сих пор и дала толчок к развитию других спин-оффов вселенной Warcraft – книг, настольных игр и даже полнометражного фильма.

Долго останавливаться на World of Warcraft не будем, но я поделюсь небольшой историей, связанной с разработкой этой игры. Разработчики ещё на этапе тестирования заметили, что многие люди проводят в игре ужасно много времени. Они решили, что это не очень хорошо, поэтому ввели небольшое изменение, которое должно было заставить людей играть поменьше (спойлер: это не помогло). Идея проста – снизить получаемый со временем опыт. После входа игрок некоторое время получает полный опыт, но потом получаемый опыт снижается примерно до половины от обычного. Игроки были в ярости. Поэтому разработчики пошли на хитрость: первоначальный, увеличенный объём опыта объявили бонусным, а состояние без отдыха, когда игрок получает всего половину, стало считаться обычным. Такой простой психологический трюк сделал игроков намного счастливее, а концепция урезания опыта никак не поменялась.

Следующая игра по вселенной Warcraft является скорее спин-оффом World of Warcraft, однако, так как корни идут из серии стратегий, я расскажу и о ней. Hearthstone (которая также изначально носила название Hearthstone: Heroes of Warcraft) вышла в 2014 году. Жанр digital collectible card games (DCCG) на момент выхода Hearthstone ещё только формировался. Хотя коллекционные карточные игры типа Magic the Gathering уже были сверхпопулярны в узких кругах гиков, попытки переложить карточные игры в онлайн не достигали широкой популярности… до выхода Hearthstone. После выхода и успеха, началась эра DCCG и клонов Hearthstone. А игра развивается до сих пор, одно из последних обновлений добавило новый режим под названием «Поля сражений», который своим процессом очень напоминает Auto Battler.

Недаром я вспоминал редактор карт, который стал доступен пользователям во второй части серии Warcraft. К третьей части вышел ещё более функциональный редактор, с помощью которого было выпущено множество карт. Кастомные карты разделялись на такие поджанры, как Tower Defence, Hero Arena, Castle Fight. Но самой успешной стала карта Defence of the Ancients (DotA) – не совсем спин-офф, а скорее сборная солянка из Warcraft, анимэ, древнегреческой мифологии и других вселенных.

DotA Allstars под предводительством IceFrog с 2005 года со временем обогнала по популярности абсолютно все карты вместе взятые на серверах battle.net. Это было рождение нового жанра – Multiplayer Online Battle Arena (MOBA). Однако разработчики Blizzard не успели подсуетиться вовремя, и IceFrog ушел под крыло Valve, так и родилась сверхпопулярная Dota 2. Суды по поводу названия новой игры были страшные, но всё, чего смогли добиться адвокаты Blizzard, это выпиливание всех имен и названий персонажей вселенной Warcraft из Dota 2.

Серия Heroes of Might and Magic

Тут я, конечно, слукавил, ведь все предыдущие серии стратегий были оригинальными, а серия Heroes of Might and Magic сама является спин-оффом серии Might and Magic. На момент выхода первой части героев, Might and Magic уже насчитывала пять частей. Серия Heroes of Might and Magic получила бурное развитие и превзошла свою прародительницу, если судить по количеству проданных копий или просто по известности в среде геймеров.

Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest (1995) от студии New World Computing развила идеи своей же предыдущей игры – King’s Bounty. Жанр героев определялся просто – TBS, однако на тот момент деление на жанры было весьма условное, ведь их ещё не существовало. Практически все игры были достаточно уникальными, чтобы быть родоначальниками новых жанров.

Сиквел не заставил себя долго ждать Heroes of Might and Magic II вышел уже в 1996 году. Изменений было не так много, зато добавились новые игровые расы.

Heroes of Might and Magic III (1999) и дополнения к этой игре по праву считаются одними из лучших представителей всей серии. О Героях 3 можно говорить бесконечно, я лишь скромно скажу, что игре уже 20 лет, а она до сих пор берёт топы twitch по количеству зрителей. На момент написания этой статьи Heroes of Might and Magic III просматривали столько же людей, сколько и Red Dead Redemption 2, которая вышла на ПК всего месяц назад.

Heroes of Might and Magic IV (2002) вышла очень неоднозначной. И хотя саундтрек этой игры считается одним из лучших во всей серии, успех был очень спорным, и компания New World Computing не смогла избежать банкротства. Франшизу Might and Magic приобрела компания Ubisoft. Слишком смелые нововведения сгубили игру, поэтому многие фанаты серии считают её худшей… точнее считали примерно до 2011 года.

К разработке Heroes of Might and Magic V (2006) приложили руку наши соотечественники из компании Nival Interactive. Пятая часть возвращается к классическому геймплею третьей части. Переход от гексов к квадратам на карте битвы подали игрокам, как стратегическое развитие, ведь если раньше юниты могли передвигаться в 6 разных направлениях, то теперь юниты ходили уже в 8 направлениях. Забавно, что в случае с серией игр Civilization произошёл обратный переход от квадратов к гексам.

Might & Magic Heroes VI (2011) и Might & Magic Heroes VII (2015) ознаменовали закат серии. Если шестая часть могла похвастать хорошей графической составляющей, седьмая часть не имела в своём арсенале практически ничего, что могло бы привлечь ветеранов или новых игроков.

На этом история основной серии заканчивается. Но не будем о грустном, лучше я расскажу про спин-оффы этой легендарной серии. Первый спин-офф под названием Heroes of Might and Magic: Quest for the Dragon Bone Staff (2001) вышел эксклюзивом для консолей Sony Playstation 2. Это была стратегия, однако акцент был смещён в сторону битв, отстройки замка не было вообще. По геймплею Quest for the Dragon Bone Staff более всего напоминает King’s Bounty. Правда, управление выполнено не совсем стандартным образом – во время битвы вместо привычного курсора, игрок получает обзор от третьего лица ходящего юнита. Также, следует упомянуть, что Quest for the Dragon Bone Staff является первой трёхмерной игрой серии.

Хотя нет, первыми в серии Heroes of Might and Magicспин-оффами по праву считаются Heroes Chronicles (2000-2001), коих вышло целых 8 штук. Хроники героев — это сюжетные кампании, которые повествуют о приключениях бессмертного варвара Тарнума. На тот момент, решение с продажей каждой кампании по цене полноценной игры казалось диким, но сейчас такой подход является обыденным.

Следующий интересный спин-офф вышел в 2009 году – Might & Magic: Clash of Heroes. Уникальна эта игра своим сплавом жанров: тут и головоломка, и ролевая составляющая, и пошаговая стратегия. Я же охарактеризую эту игру проще – три в ряд! Но не спешите закатывать глаза. Среди представителей этого казуального жанра Clash of Heroes отличается в лучшую сторону, бездумно тут некоторых боссов не одолеешь. По игровым существам нетрудно догадаться, что действие происходит во времена пятой части серии. В 2013 году Clash of Heroes наконец портировали на Android и iOS, где ей самое место.

Еще до выхода Hearthstone в 2012 году, в мир коллекционных карточных игр ворвался спин-офф героев, вышла игра Might & Magic: Duel of Champions. В игре насчитывалось 6 фракций и 7 школ магии (прямиком из шестой части серии). Пошаговая дуэль героев на картах выглядела вполне самобытно, но не смогла соперничать с указанной выше Hearthstone, поэтому в 2016 году была благополучно закрыта. Но не забыта сообществом! В феврале 2019 года фаны открыли частный сервер игры, где каждый может до сих пор насладиться игрой, причем все карты будут доступны с самого начала совершенно бесплатно. Вот что любовь фанатская животворящая делает!

Подытожим

Удивительно, какое множество игр и даже целых жанров берут свои основы из стратегий. Бывает и наоборот, хорошая стратегия сама является спин-оффом серии. Я рассмотрел всего три серии, а есть ещё и другие, возможно, не такие известные, но не менее интересные. Пишите в комментариях, какие спин-оффы вспомнили вы и стоит ли продолжать мой рассказ о спин-оффах.

Автор статьи: Андрей Варламов

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии