«И изречёт один из них про рок»
Спустя 3 года после релиза Old World, Mohawk Games выпустили для неё дополнение The Sacred and The Profane. Old World, на текущий момент, является одним из лучших представителей 4Х стратегий на рынке. Одна из немногих игр жанра, в которые действительно сложно играть. В прошлом обзоре я предположил, что по причине достаточно слабой проработки в игре религии она станет темой для DLC. Как показало время, не один я так считал.
На момент написания обзора дополнение стоило в Steam 179 рублей, и можно уверенно сказать: дополнение достойно именно этой суммы. Но… не будем бежать впереди колесницы.
Нет предела совершенству
За прошедшие годы игра сильно эволюционировала, и многие проблемы, на которые я указывал в своём предыдущем обзоре, разработчики смогли идентифицировать и исправить. Например, тот же быстрый марш можно сильно урезать в настройках. Как и многие другие аспекты… То есть, в настройках новой партии можно в принципе подогнать под себя почти всё. Если во многих прочих играх можно варьировать базовые параметры, например агрессивность ИИ, или его превосходство в бонусах, то здесь всё в ваших руках: хотите играть за римлян, но чтобы у властителя была другая специализация? Да без проблем. Другие олигархические кланы — какие заказать? Более сложные условия победы? Ну, если вы мазохист…
В довесок я просто обязан упомянуть такую фишку, как клавиша «Новая карта» при старте игры. Это действительно показывает уважение авторов игры к времени игрока. Ведь когда твоя стартовая локация богом забытый остров или ледяная пустыня, это слегка обескураживает, тем более, когда оппоненты в игре и так мало что прощают игроку. ИИ остался очень умным и злым, хоть и перестал бешено спамить юнитами. Однако, на высоких уровнях сложности даже выжить – совсем непростая задача.
В игре есть несколько путей к победе, и одним из них является превосходство по очкам. Так вот, в настройках игры можно поставить пункт, что чем ближе вы, или какой-либо другой игрок к достижению требуемого количества очков победы, тем хуже к нему будут относиться остальные ИИ. Со всеми вытекающими. Так что… Отбиваться со всех сторон, достраивая столь нужное для победы чудо света, придётся регулярно. Если, вы конечно выберете данный пункт (а его стоит выбрать).
Исправлению баланса подверглась и военная составляющая юнитов. Например, слоны теперь просто пугают вражеский юнит, а не получают дополнительную атаку после смерти противника (до этого можно было часто лицезреть, как слон добивал трёх, четырёх, а то и все пять твоих юнитов за ход). Копейщики теперь умеют блокировать продвижение вражеской кавалерии и эффективно прикрывать осадные орудия.
Добавили новую нацию Хеттов с их тяжелыми колесницами. Хозяйство также привели в порядок. Больше не возникает проблем с тем, куда девать еду, скорее возникает постоянный дефицит чего покушать. Так что построить сбалансированную экономику стало сложнее, потому как выросло потребление жителей и юнитов. Кстати, о ресурсах. Появились прекрасные инструменты статистики добычи и потребления, а также динамика рыночного курса при торговле ими. Так что, вы буквально видите, во сколько вам обходится перекос в экономике.
Боженька всё видит
Ну и возвращаясь к теме дополнения. По факту, ничего особенно нового оно не принесло, но чего ещё ожидать за такие деньги? Механику религий почти не поменяли, но существенно расширили её наполнение.
По сути, клерики теперь стали чем-то вроде олигархических семей. Со своими лидерами, служащими и хотелками. Если они довольны, то выпадают события с различными плюшками. Города этих религий получают неплохие модификаторы. Если же нет… То можно и помереть от покушения, а недовольные верующие будут регулярно предлагать вам подставить вторую щеку. Не могу сказать, что это как-то сильно меняет баланс, но юниты теперь приходится держать и в тылу. Ведь если у вас 5 религий в городе… То кто-то из них обязательно будет притесняем.
Основным же аспектом нововведения являются 250 различных случайных событий, которые связаны с верованиями, а так как события могут достаточно серьёзно повлиять на вашу катку (хоть и без катаклизмов), то к ним стоит относиться очень серьёзно, тем более что многие из них получают развитие и далеко не всегда понятно, куда они в итоге вывернут.
Иногда, в результате выбора можно основать в городах различные культы. Эти организации приносят постоянную пользу, но могут и доставить внезапных проблем. Особенно, если их станет много, и они почувствуют слабость правителя. 3-4 юнита, восставших в тылу, наверняка успеют учинить массу добра вашим подданным.
Как вы, наверно, догадались, религии и их представители не любят друг друга и будут постоянно заставлять вас балансировать между ними. Кто в фаворе, а кто в костре придётся решать достаточно часто, и не всегда это будет лёгкий выбор. Увы, но полностью уничтожить религию в игре невозможно, так что если у вас зародилось христианство, то оно так и будет существовать как минимум в месте своего появления.
Также, очень интересно переработали систему накопления недовольства. Если раньше, до последней трети игры его было нереально снизить, то теперь оно накапливается гораздо медленнее и появилось больше возможностей снизить напряжение граждан. Причём настолько, что уровням недовольства позволили уйти «в минус» и стать уровнями счастья. А когда люди довольны, то и работают они лучше.
Короли Знаконосцы
Резюмируя, можно сказать, что игра сделала ещё один шаг от Sid Meier’s Civilization к Crusader kings. Это не так уж и плохо, особенно на фоне того, что остальное в игре на более чем достойном уровне. Зачем чинить то, что не сломано? Осталось только добавлять контента, чем ребята из Mohawk Games и занимаются, тем более что просят они за свои поделки не то чтобы очень много.
Обязательно ли покупать это дополнение чтобы насладиться игрой? Наверное нет, но с ним Old World станет интереснее, особенно для тех игроков, кто уже распробовал самобытный античный мир и хочет добавки.
Что понравилось:
- удачное расширение контента, много новых интересных событий;
- отличная стоимость дополнения в сравнении с конкурентами.
Что не понравилось:
- игра все ещё безжалостна к игроку;
- нововведения не такие уж масштабные, скорее косметические.
Сыграно: 20 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.
Под редакцией Андрея Варламова