Age of Wonders: Planetfall – обзор
Age of Wonders: Planetfall – долгожданный проект Triumph Studious, неномерное продолжение культовой 4Х-стратегии, верного преемника старушки Master of Magic. Всю свою жизнь, начиная с далёкого 1999 года, действие серии Age of Wonders происходило в классическом фэнтезийном мире, однако новая часть перенесёт игроков в не менее популярный сеттинг далёкого будущего космической эры. Удался ли переход успешно – читайте далее.
Введение
30 июня 2017 года, после 20 лет независимого существования, Triumph Studious была приобретена шведским флагманом на ниве ПК-стратегий Paradox Interactive. Фанаты затаили дыхание в предвкушении новой игры и не прогадали: уже в 2018 году на выставке Е3 была представлена Age of Wonders: Planetfall.
Перенести вселенную в совершенно новый мир – это очень смелое решение, однако насколько удачно это получилось, вопрос ещё нерешённый.
Релиз игры состоялся 6 августа 2019 года, и, к сожалению, проклятие совершенно провального запуска и патча нулевого дня не обошло Age of Wonders: Planetfall. Мне не удалось запустить игру, и, как оказалось, проблема была у всех, кто решил выполнить предзагрузку. Но на данный момент серьёзных технических проблем у игры больше нет – это оперативно исправили.
Настройки
Опции игры радуют своей гибкостью. Помимо стандартных настроек аудио и видео, можно отдельно настроить интерфейс глобальной карты, интерфейс в битве, а также назначение горячих клавиш. Есть поддержка русского языка и даже геймпада!
Это интересно: из всех настроек обращу внимание на «Интерфейс битвы — Включить вступление к тактической битве». Эта опция включена по умолчанию и добавляет небольшую и абсолютно бесполезную анимацию облета поля боя перед каждой битвой. Смело выключайте, это сэкономит кучу времени.
Режимы игры
Режимов игры всего три – одиночная кампания, одиночный сценарий и сетевая игра.
Кампания представляет собой несколько цепочек сюжетных миссий за каждую из доступных рас. Сюжет подаётся последовательно, и в нём не будет нескольких конфликтующих концовок. В каждой миссии игроку будут даваться задания, которые можно выполнить несколькими способами. В основном это мирный способ (накопи ресурсы, убей стражу, подружись с ИИ) или военный (захвати провинцию, развяжи войну с ИИ, убей вражеского героя). Сам сюжет не блещет сценарным качеством, но в целом есть интересные повороты.
Процедурная генерация карты в каждом сценарии кампании вызывает крайне смешанные ощущения. С одной стороны, каждый раз новая карта – это хорошо, большой плюс к реиграбельности. С другой стороны, карта кажется чересчур стандартной – тут вам не встретятся бережно выверенные ландшафты или интересные заскриптованные моменты. Я склоняюсь к мнению, что генерация карты в кампании – это зло. Всё равно, что играть кампанию в Heroes of Might and Magic 3 на рандомно сгенерированной карте, пресновато.
Сетевая игра страдает от довольно низкой динамики, ведь бои занимают достаточно большое время. Однако правильно выставленные настройки позволяют избежать большей части проблем. Рецепт прост и известен ещё со времён сетевых баталий в Age of Wonders 3: битвы против ИИ — только автобоем, битвы против игрока — только вручную. Другое интересное решение – использование боевых карт. Перед битвой вы решаете, потратить карту на бой вручную или не тратить и сыграть автобоем. Карты восстанавливаются через несколько ходов и позволяют провести самые важные битвы против ИИ вручную.
Одиночный сценарий – это стандартный режим игры, более всего напоминающий Civilization. Параметров чуть меньше, чем при сетевой игре, но всё также можно выбрать скорость игры, возможные условия победы, тип и размер планеты и другие настройки.
Назад в будущее
После настроек игры вам предложат выбрать своего главнокомандующего. Ветераны Age of Wonders не увидят тут почти ничего нового. Есть возможность выбора предустановленных главарей, можно создать вождя самому.
Главнокомандующий в Age of Wonders: Planetfall определяется следующим набором характеристик: раса, секретная технология (сиречь класс в Age of Wonders 3), история, поставки в колонию, конфигурация главнокомандующего и пороки.
Играбельных рас на данный момент всего шесть:
- Авангард – классические люди-вояки;
- Кер’Ко – зерги, тираниды, жуки – нужное подчеркнуть;
- Синдикат – жадные люди-торгаши;
- Амазонки – космические эльфийки-феминистки;
- Двары – дварфы, которые по пути в светлое будущее потеряли одну букву;
- Конструкты –киборги, местная нежить.
Зная любовь к DLC у Paradox Interactive, а также опыт предыдущих игр серии Age of Wonders, можно с уверенностью сказать, что рас со временем станет больше, но даже с шестью уже есть, где разгуляться.
Кроме играбельных рас игрока на карте встретят несколько малых фракций со своими уникальными юнитами, которых можно будет нанять в армии.
Секретная технология определяет одну из ветвей древа технологий и стиль игры. На выбор представлены:
- Ксеногенеты – биотеррористы с паразитами и лечением;
- Псинумбра – псионики с примесью демонического культа;
- Прометеанцы – сожги мутанта, сожги еретика, сожги ксеноса!
- Синтез – The matrix has you;
- Целестиане – местные джедаи;
- Войдтех – учёные-физики на максималках.
Это интересно: нехитрым подсчётом можно получить 36 разных комбинаций «раса + секретная технология». Неплохо, но в Age of Wonders 3 разнообразия было больше. Правда, далеко не все сочетания были эффективны.
История, поставки в колонию, конфигурация главнокомандующего и пороки определяют стартовые бонусы и штрафы. Пороки, кстати, имеют как отрицательный эффект, так и положительный, а также дают возможность взять более вкусные перки в других категориях, поэтому не бойтесь их брать.
После выбора свойств своего вождя, можно насладиться конструктором персонажа и поиздеваться над внешностью своего персонажа. Косметика никак не повлияет на игру. Выбор имени, фамилии и флага прилагается.
Это интересно: открыв список готовых персонажей для дваров, я удивился, найдя такие имена как Елена Чирков или Юрий Франков. А потом я начал кампанию за дваров и мои подозрения полностью оправдались, как только я услышал озвучку ролика. Русские в светлом будущем нашли место среди суровых космических карликов!
Глобальная карта и экономика
Глобальная карта претерпела наибольшие изменения в Age of Wonders: Planetfall со времён предыдущей части. Теперь вся карта делится на области (привет, Endless Legend), в каждой из которых строго в центре можно разместить либо колонию, либо аванпост и присоединять к поселению, тем самым расширяя свои границы. Районы отличаются добычей ресурсов. Области победнее можно присоединить без боя, а вот районы с хорошим производством обычно охраняются нейтралами или войсками малых фракций.
Экономика в Age of Wonders: Planetfall строится на нескольких важных ресурсах: еда (отвечает за прирост населения, теперь работает как в большинстве 4Х-стратегий), производство (за него строятся здания, улучшения и юниты), энергия (аналог золота и… маны), наука (отвечает за развитие в военной и мирной сфере), космит (редкий ресурс для некоторых юнитов и модулей), убеждение (дипломатические очки для взаимодействия с малыми и игровыми фракциями). Особняком стоят ресурсы, ответственные за операции и доктрины (магия из Age of Wonders 3).
Колонии производят основные ресурсы – еду, производство, энергию и науку. Колонистами теперь можно управлять и выбирать, на какой ресурс сделать упор. Как только накопится достаточное количество еды, население колонии и добыча ресурсов вырастет. А при достижении определённого количества колонистов (4, 8, 12, 16), можно будет присоединять новые области к колонии.
Каждую присоединённую к колонии область можно специализировать на определённый ресурс. Специализация позволит построить особое здание, которое даёт бонус к этому ресурсу (обычно это бонус к мирному или военному развитию). В целом, ощущение от данной системы складывается положительное, хоть ничего нового разработчики из Triumph Studious и не изобрели, но смогли объединить хорошие наработки из Civilization и Endless Legend и органично вписать их в мир Age of Wonders.
В остальном на карте можно найти те же объекты, как и в предыдущих частях – лагеря разбойников, сокровищницы, всевозможные мелкие бонусы и ресурсы.
Научные исследования
Исследования тоже значительно изменились в Age of Wonders: Planetfall. Во-первых, ваша империя ведёт исследования сразу в двух направлениях – военные и общественные. Во-вторых, теперь исследования имеют привычный вид древа.
Общественные исследования достаточно стандартны и состоят из трёх независимых веток, которые говорят сами за себя – доктрина, экономика и операции. А вот с военным развитием все немного интереснее. Военные исследования состоят из четырёх веток: расовая, две ветки вооружения в зависимости от расы, и последняя ветка, определяющаяся секретной технологией. В расовой ветке открываются новые и более продвинутые юниты фракции, модули и операции, уникальные для данной расы. Оружие отвечает за модули, которые точно совместимы с юнитами фракции, а также за некоторые операции. Секретная технология имеет в себе всё подряд и заканчивается всегда одним из «оружий Судного Дня» – именно так здесь достигается научная победа.
Это интересно: победная технология ещё больше раскрывает мировоззрение приверженцев каждой секретной технологии. Например, прометеанцы просто распыляют горючий газ по всей планете и избавляются от всего живого. А хакеры из Синтеза берут полный контроль над всей разумной жизнью на планете, подключая её к Матрице Василиску.
После захвата колонии с другой расой, в военном древе технологий появится возможность развивать технологии новой расы в вашей империи. Конечно, возможность развития не родной расы будет использоваться нечасто, но сам факт такой возможности даёт пару плюсов в карму Age of Wonders: Planetfall.
Операции и доктрины
Одной из самых важных частей геймлея в серии Age of Wonders была магия. В научно-фантастическом мире Age of Wonders: Planetfall обошлись без магических трюков, но это не значит, что целая прослойка замечательных механик ушла безвозвратно. На смену заклинаниям пришли операции и доктрины. Операции – это та же магия; они делятся на тактические (применяемые в бою) и стратегические (применяемые на глобальной карте). Отдельно выделены доктрины, которые дают постоянный эффект после того, как их приняли.
Ветераны Age of Wonders 3 хмыкнут и скажут, что вообще ничего не изменилось, просто названия сменили и всё. В целом, это верно, но сама механика применения магии операций изменилась. Во-первых, очки маны канули в лету, на их место пришли очки тактических операций, очки стратегических операций и ячейки доктрин. Во-вторых, вместе с этими очками, игроки тратят энергию (золото) на активацию операций или доктрин.
Операции не поражают своим разнообразием. В бою операции ограничиваются стандартными эффектами: ударь, вылечи, благослови, прокляни одного или несколько юнитов. Стратегические операции интереснее, они взаимодействуют не только с армиями, но и с колониями, ландшафтом, экономикой и дипломатией.
Доктрины могут открываться в древе технологий, но чаще всего вы сможете получить их после выполнения стандартных квестов (за которые кстати идет конкуренция, ведь первый кто выполнит такой квест получит дополнительную награду). Квесты простенькие, однако затрагивают каждую сферу игры, поэтому независимо от стиля игры, вы без труда сможете выполнить многие кветы для получения новых доктрин.
Боевая система и герои
Увлекательная боевая система игр Age of Wonders всегда выгодно отличала серию от других 4Х-стратегий. И Age of Wonders: Planetfall не является исключением, ведь боевая система не претерпела значимых изменений. В одной армии может находиться не более шести юнитов. Ограничения по типам юнитов нет, вы можете сделать полностью воздушную мобильную армию или армию из шести героев – все зависит от ваших желаний и возможностей. При нападении на армию противника, можно подвести ещё несколько армий вплотную к противнику. В этом случае в сражении будут принимать участие юниты всех армий, однако это работает и в обратную сторону – если армии противника ходят группами, одолеть в бою придётся всех одновременно.
Сам бой происходит на гексагональной карте. Так как в будущем оружие в основном дальнобойное, бои эволюционировали и стали напоминать X-COM. Появились укрытия и режим охраны. Интерфейс улучшили, и теперь при передвижении компьютер услужливо предупреждает, если враги смогут объявить атаку по передвигающемуся юниту. Появилась возможность поворота туловища, ведь фланговые атаки никто не отменял. В целом бои стали удобнее, сохранив основную механику Age of Wonders. Бои на воде тоже подвезли, но здесь ничего нового, кроме того, что укрытий в открытом море в разы меньше.
Это важно: зажав кнопку Alt, в бою можно объявить атаку по своему юниту или по укреплению. Опять же, не самая важная функция, но она существует, спасибо!
Герои перекочевали в новую часть с небольшими изменениями. Они всё ещё качаются, дают бонусы для всей армии, имеют боевые навыки, могут носить разное оружие и модули (местные артефакты), но, к сожалению, не умеют выполнять операции.
А вот одно из важных изменений – это возможность экипировать модулями обычные юниты. Как раз для такого снаряжения требуется ресурс Космит, который производится далеко не в каждой области.
Модули в Age of Wonders: Planetfall могут сыграть решающую роль. Грамотно экипированные юниты низкого уровня, вполне могут соперничать с более продвинутыми врагами, благодаря полученным преимуществам от модулей. А если найти хороший обвес для своих сильных бойцов высокого уровня, они могут стать машинами смерти или непробиваемыми танками.
Музыка и графика
Графическое оформление радует. Глаз цепляется за потрясающие арты на загрузочных экранах и в главном меню. Анимация отрядов на глобальной карте и в бою не поражает воображения, но и не напрягает.
Музыка получилась немного банальной, но знакомые мелодии в новых аранжировках угадываются. Мне не хватило разнообразия музыкальных тем. Эмбиент не отвлекает, но приедается достаточно быстро. Музыкальное оформление в битвах лучше и неплохо подходит для баталий.
Общие впечатления
Главный вопрос – какие впечатления от новой игры? Очень сильные. Первые пару часов были мысли о рефанде и неоправданных надеждах. Потом, так сказать, распробовал, и пошло веселее.
Почему же Age of Wonders: Planetfall не смогла впечатлить меня с первого взгляда? Я бы сказал, что это были завышенные ожидания и совершенно неоправданная и ретроградная любовь к предыдущим частям серии Age of Wonders.
Одна из концепций, что мне не понравились – расы. Мне показалось, что перенос рас в фантастический мир прошел несколько топорно. В каждой фракции виднеются уши их фэнтезийных братьев. Ещё один признак не лучшего креатива – 5 из 6 рас являются гуманоидными. Рас маловато, но зато они достаточно уникальны и юниты интересны.
Стратегическая часть потеряла в гибкости. Теперь нельзя основать поселение в любой точке карты, только заданные центры областей. Нет возможности строить дороги и нет подземелья. Зато стало проще и понятнее развиваться, нет дурацкого рандома в исследованиях из предыдущих частей серии.
Прокачка героев и юнитов стала менее интересной. Хоть опыт и остался, модули оказывают намного больше влияния на силу существ. Но модули действительно хороши, их можно покупать у малых фракций и комбинировать до трёх штук на одной тушке.
Дипломатия, к сожалению, тоже не получила должного развития. Однако, появились Casus belli, которые можно сфабриковать и даже продать.
Сейчас, после прохождения одного сценария, трёх миссий из кампании и одной сетевой игры, я думаю, это одна из лучших стратегий этого года, которая станет только краше с новыми дополнениями. А дополнения будут, тут сомнений быть никаких не может.
Что понравилось:
- тактические бои в стиле X-COM;
- добротное смешение экономических механик из популярных 4Х;
- исследования привели в порядок и разнообразили;
- Двары.
Что не понравилось:
- процедурная генерация карт в кампании;
- не очень креативный подход к созданию рас;
- оригинальных и новых механик нет, только заимствования;
- были проблемы на старте, патч нулевого дня.
Оценка Стратегикона: 8 из 10
Сыграно: 27 часов.
Игра: приобретена автором обзора.