Варгейм
Без рубрики

Wargame/Варгейм, дословно с английского «военная игра» – в современной терминологии, жанр стратегий, в которых наибольший акцент уделён военным действиям, их историческому аспекту и реалистичности.

Варгеймы могут моделировать боевые действия как в реальном, так и в вымышленном мире. В последнем случае они отличаются от обычных фэнтези-стратегий гораздо более серьёзным моделированием боя и сложностью игровых механик.

Варгеймы бывают тактического (солдаты, отделение, рота, взвод, батальон), оперативного (полки, дивизии, корпуса) и стратегического (корпуса, армии, фронты+логистика) уровней.

Не путайте название жанра Wargame с одноимённой серией игр этого же жанра. Например, Wargame: Red Dragon.

Зарождение

Варгеймы появились задолго до создания компьютеров в виде настольных игр. Считается, что первый настольный варгейм изобрёл прусский профессор колледжа Иоганн Кристиан Людвиг Хельвиг в 1780 году. С помощью него он хотел показать студентам то, как ведутся боевые действия.

Настольный варгейм Хельвига

Позднее в прусской армии продолжали разрабатывать подобные игры, обучающие офицеров – они получили название Kriegsspiel (в переводе с немецкого – Wargame).

Самым древним прародителем варгеймов, в какой-то степени, можно считать шахматы и их ранние версии (например, чатуранга), поскольку фигуры в шахматах являются отсылками к видам войск. Однако сейчас их нельзя назвать варгеймом, поскольку они слишком абстрактны.

Первым коммерчески успешным настольным варгеймом считают Tactics, вышедший в 1954 году.

Одним из первых компьютерных варгеймов можно считать Computer Bismarck, вышедший в 1980 году и моделирующий последнее сражение германского крейсера Бисмарк во время Второй мировой войны.. Также широко известна серия Close Combat, которая берёт своё начало в 1996 году и посвящена также Второй мировой.

Развитие жанра

Изначально варгеймы вышли из настольных игр, поэтому некоторые компьютерные их варианты могут иметь тенденцию придерживаться правил настольной игры. Например, серия Close Combat была основана на правилах настольного варгейма Squad leader.

Однако по мере усложнения игровой индустрии, вычислительных мощностей, а главное – графических возможностей, компьютерные варгеймы всё больше отходили в сторону как можно более детальной симуляции боевых действий. Зачастую разработчики начинали отказываться от первоначальных правил настольной игры в угоду большей реалистичности.

Если в 90-х годах XX века мало кого можно было заинтересовать сложным симулятором, в котором игрок передвигал квадратики на зелёном фоне, то современные технологии позволяют совмещать приятную графику с реалистичной симуляцией боевых действий, что значительно расширяет круг любителей подобных игр.

Одним из самых популярных на сегодня варгеймов можно считать одноимённую серию Wargame, которая соблюдает баланс между сложностью и реалистичностью. Сейчас на рынке присутствует множество различных варгеймов, от воистину хардкорных вариантов вроде Armored Brigade до облегчённых стратегий наподобие Panzer Corps.

Wargame: Red Dragon (2014)

Основные принципы

Варгеймы могут быть в реальном времени, пошаговыми или разнообразными гибридами. Иными словами, у жанра варгейм нет привязки к организации времени в игре.

Как мы писали выше, варгеймы могут моделировать боевые действия в реальном и вымышленном мире. Но не все соглашаются с данным утверждением – некоторые варгеймеры полагают, что варгейм должен моделировать только реальные исторические или околоисторические боевые действия.

Например, известный создатель варгеймов Марк Уолкер (Mark H. Walker) пишет в одной из своих статей:

Военные конфликты в варгеймах основываются либо на истории, либо на возможной альтернативной истории. Таким образом, People’s General – это варгейм, а Fallout Tactics – нет.

Считать ли допустимым наличие фэнтези в варгеймах – это вопрос, в настоящее время остающийся дискуссионным.

Главные критерии варгейма:

  • Аутентичность. Характеристики юнитов и войск должны полностью соответствовать реальным прототипам либо лору фентезийной вселенной.
  • Реалистичность. Мир, в котором происходит сражение, должен быть как можно более реалистичен и учитывать множество параметров. Например, пробиваемость снарядов, условия реального взаимодействия войск, психология боя и так далее.
  • Историчность (только для не-фэнтези варгеймов). Исторические военные конфликты в варгеймах должны быть отображены максимально достоверно, а в случае альтернативной истории – она должна быть максимально логична.
  • Сложность. Сама по себе сложность не является целью варгеймов, но обычно она является производным предыдущих трёх пунктов. Варгеймы – это игры, пытающиеся наиболее достоверно моделировать военные конфликты и обычно не рассчитанные на казуальных игроков.

Исходя из текста выше, становится очевидно, что нет досконально точных определений того, что есть варгейм. Поэтому технически бывает затруднительно отличить варгейм от обычной тактической стратегии, что влечёт за собой периодически возникающие споры о том, считать ли варгеймом ту или иную игру.

Чтобы составить свою позицию по поводу того, что считать варгеймом, мы рекомендуем вам придерживаться четырёх основных принципов, описанных выше.

Статья раздела теория стратегий