Худшие стратегии десятилетия
![](https://strategycon.ru/wp-content/uploads/2020/12/total-war-face-720x340.jpg)
Пришла пора вспомнить, какие стратегии последних лет стали самыми худшими и получили кучу негативных отзывов игроков, провалив все ожидания.
Warhammer 40,000: Dawn of War III
Открывает линейку худших игр третья часть знаменитой серии Warhammer 40,000: Dawn of War. Многие фанаты Warhammer 40k обожают первую часть, вышедшую в далёком 2004 году и представляющую собой классическую RTS с инновационным тогда элементом тактики в виде захвата контрольных точек. Главное, чем запомнилась та игра – атмосферой и красивыми, жестокими анимациями. Затем, в 2009 году Relic выпустили Dawn of War II. Сиквел окончательно превратили в тактику, убрав строительство базы вовсе. Такой подход был негативно принят частью игроков, но нашлись и те, кто его оценил.
![](https://sun9-48.userapi.com/impg/p7dh8ULtS3-Axev-DbN23SHp1RhYETZUu_hruQ/5xMrDMlMRPM.jpg?size=1920x1080&quality=96&proxy=1&sign=2a5bc4dae89b74223098b8cb9729ef39&type=album)
Но никто не ждал того, что преподнесёт третья часть. Dawn of War III обещал вернуться к истокам и вернуть строительство базы, но что же получили игроки в итоге? Они получили мультяшную графику, карты в стиле MOBA, полностью поломанную атмосферу и невероятно упрощённый геймплей, сводившийся к суицидальным атакам точек противника. Игра представляла собой адскую смесь Dota 2 и StarCraft, при этом не дотягивая ни до уровня первой, ни до уровня второй. Акцент на героев и быстрые мультиплеерные бои полностью убил мрачный сеттинг Warhammer, а отсутствие кровавых анимаций стало ещё одним разочарованием.
Через 10 месяцев после релиза Relic подтвердили, что прекращают разрабатывать игру, поскольку она «не оправдала ожиданий». Это окончательно забило гвоздь в крышку гроба этого проекта.
![](https://sun9-34.userapi.com/impg/cXOFrO9ZyveHCNwv16L_epISVxHOFDLwC5SFGA/qmrq24h4gQE.jpg?size=2560x1440&quality=96&proxy=1&sign=9e004f9f3d37f64a3ff9fea5f8bc98e5&type=album)
Total War: Rome II
Что могло пойти не так, когда студия Creative Assembly принялась разрабатывать продолжение легендарной глобальной стратегии об античности Rome: Total War? Разработчики обещали современную графику, полностью переработанный и умный ИИ, разнообразные фракции, улучшенный геймплей. Обещания выглядели вполне правдивыми, потому куча фанатов ринулась делать предзаказы.
Однако когда они впервые запустили игру 3 сентября 2013 года, их ждало полное разочарование. Rome II была в ужасном техническом состоянии – лица солдат напоминали сержанта Графоуния, небо было окрашено в красный цвет, ИИ невероятно туп, осады урезаны и полностью поломаны, а на карте кампании напрочь отсутствовал баланс. Причём тот самый ИИ кампании стал настолько «умным», что при виде превосходящих сил игрока он просто всегда отступал, оставляя все свои пустые города незащищёнными.
![](https://sun9-28.userapi.com/impg/PuIKdNDDjh2vSVnCIbBro_1tKQMcUBKB-83Mrw/BSsMSWepjKc.jpg?size=766x470&quality=96&proxy=1&sign=6f5942d73369aa7476c320c0ac310572&type=album)
Вишенкой на торте стала бесполезная система политики, которая при абсолютно любом раскладе приводила к гражданской войне на определённом ходу (как потом выяснилось – она была просто заскриптована), и оказуаливание некоторых моментов, как например: автоматическая погрузка армий на корабли, сжигание железных (!) ворот факелами, лестницы, берущиеся из воздуха, автобой с большим перевесом в пользу игрока и тому подобное.
После справедливого гнева фанатов и заваливания игры оценками 0 из 10 на Metacritic, разработчики начали долгий и упорный путь в попытке исправить ситуацию. Выпуская патч за патчем, в сумме выпустив их несколько десятков, они смогли довести игру до того, чем она могла бы быть, и даже спустя несколько лет продолжили накидывать различные обновления вроде семейного древа и новых DLC. Но, как говорится, интернет помнит всё, и репутация Creative Assembly была подпорчена достаточно сильно.
Warcraft III: Reforged
Некогда любимые игроками Blizzard находятся в полном творческом застое, в чём можно убедиться, проследив за их новыми проектами. Не выпуская ничего концептуально нового, Метелица пытается выжать последнее из своих старых идей, и на выходе получается что-то вроде Warcraft III: Reforged. «Перекованный» Warcraft III должен был стать обычным переизданием культовой игры с немного улучшенной графикой, полностью переделанными видеороликами и юзабилити. Но снова что-то пошло не так.
![](https://sun9-3.userapi.com/impg/TlCwiKYifIXXC5ntiAurSLFP6NvEhR5hJ0U16w/ocWNtshwIQU.jpg?size=2560x1440&quality=96&proxy=1&sign=00fd24f97fb05f4a53dd1357e9c35e69&type=album)
Как и следовало ожидать из заголовка этой статьи, на релизе Warcarft III поверг игроков в очередной шок. Blizzard не только не улучшили графику, но и ухудшили её, сделав цвета вырвиглазными. Обещанные новые ролики просто отсутствовали (Blizzard потом сказали, что передумали и не стали их включать), а в русской локализации некоторые из кат-сцен вовсе не имели переводы. Система рейтинговых матчей была сломана, а FPS оставлял желать лучшего. Кроме того, Blizzard решили принудительно перевести всех владельцев оригинальной Warcraft III на Reforged версию и закрыли её продажи, чем вызвали дополнительную порцию гнева.
![](https://sun9-61.userapi.com/impg/2z-XCdyy9-Qg_w6GcyWVD-iG-Yhy58wDHhwZLQ/3SfEIRsXyTE.jpg?size=1920x1080&quality=96&proxy=1&sign=ff512b045da890c7f09153f5ae5d2fda&type=album)
Несмотря на кучу обещаний от Blizzard исправить ситуацию, она так и не улучшается – на момент написания этой статьи Reforged имеет критически низкую оценку 0.6 баллов на Metacritic, а многие обещанные возможности так и не реализованы.
Stronghold 3
После довольно удачной Stronghold Legends, FireFly Studios решили взять и выпустить продолжение культовой серии стратегий о замках под номером 3. Дело было в 2011, игра обещала новую графику, реалистичную физику и отличную симуляцию жителей. На деле же игроки получили лишь новую графику, к тому же в весьма неоптимизированном состоянии.
![](https://sun9-30.userapi.com/impg/gib25hIQnbI-HGc59Bkfh39kavlpAAAPbn0NEw/vsBIEvvpVLg.jpg?size=1920x1080&quality=96&proxy=1&sign=af01cfb97a21e3dd3962c14e36337d71&type=album)
На выходе игра была насыщена кучей багов, которые делали её не просто неприятной, но и непроходимой, так как с классическим «скрипт не сработал и миссия не засчиталось» встретился почти каждый. Поиск пути юнитов был поломан, из-за чего солдаты постоянно застревали в неподходящие моменты, а ИИ, как обычно, стал невероятно тупым. Впрочем, в игре были и положительные моменты, а также тот самый классический геймплей, однако слава предыдущих частей так и оставила этот проект забытым на задворках истории геймдева.
![](https://sun9-14.userapi.com/impg/7g8kDegr06DMo12siKfYHK4wupYZnJfZAOWTPw/SlV_HK-EOEw.jpg?size=1440x810&quality=96&proxy=1&sign=c99dc15073ad59556aa8721a03a74ae8&type=album)
Master of Orion
Белорусская кампания Wargaming, известная по своей MMO World of Tanks, в 2016 году решила посягнуть на культовую серию Master of Orion и выпустить её перезапуск. Следуя последним тенденции моды, Wargaming решили не добавлять цифру к названию и сделали просто Master of Orion, таким образом как бы намекая, что у нас тут перезапуск, и заодно усложнив поиск других представителей серии по всему интернету.
![](https://sun9-41.userapi.com/impg/33O8tJRVdd72HyJofzsVgC3ggZoH8fc4qTO8XQ/cfREgQJnwHU.jpg?size=1728x1080&quality=96&proxy=1&sign=3b00176828292d90bb91d312d49536da&type=album)
К слову, Master of Orion – это древнейшая серия космических 4X стратегий, которая считается одним из родоначальников жанра. Игра завоевала умы серьёзных геймеров ещё в 1990-х и стала прообразом того, «как надо», породив кучу клонов, которые продолжают выпускать до сих пор.
Что же получилось у Wargaming? Получилось нечто странное. Начать стоит с того, что некогда серьёзную игру они превратили в подобие мультяшности с мультяшными персонажами, мультяшным стилем и неуместным юмором. Вместо того, чтобы углубиться в тонкости геймплея, добавить что-то новое и стратегическое, Wargaming наоборот решили по максимуму упростить игру, сделав её понятной даже для детей.
![](https://sun9-35.userapi.com/impg/LdPsZdq5l42cbquyYt7hV-kkLBifPH2D2i6-ow/o2SMMselrMg.jpg?size=1920x1062&quality=96&proxy=1&sign=4d4c25a8a6fabc503d524e4ad739f4ca&type=album)
Увы, вышло так, что многие любители жанра стратегий просто не нашли в перезапуске ничего нового – куча микроменеджмента со строительством планет, примитивная система технологий, не очень умный ИИ делали игру пустой и неинтересной. Master of Orion использует уже давно устаревшие классические концепты и не добавляет в них ничего нового. Тактические бои перекочевали в реальное время и превратились в «победил тот, у кого кораблей больше», что также вызвало негодование у фанатов.
Впрочем, из всех примеров это, наверное, самый «мягкий» провал, так как игра может действительно подойти казуальным игрокам или даже детям.
Command & Conquer 4: Tiberian Twilight
Завершает наш антитоп продолжение ещё одной знаменитой серии RTS Command & Conquer под номером 4. Точнее, данная игра просто врывается в него с рекордными 17% положительных отзывов в Steam и баллом 2.1 на Metacritic по состоянию на декабрь 2020.
![](https://sun9-11.userapi.com/impg/YNUrJJmoJN9qFTCm41LXV8XyHZl-2JqkpHznKg/-MQ6ZxYKA3I.jpg?size=1280x723&quality=96&proxy=1&sign=ce9d72b88e0a9a296c36cb1f7a834e28&type=album)
Command & Conquer 4: Tiberian Twilight является классическим примером случая, когда не надо трогать то, что и так работает. Вводя непонятные изменения геймплея, разработчики зачем-то убрали строительство базы, оставив одно здание, которое производит всё; затем они убрали ресурсы и добавили вместо них командные очки, которые сильно ограничили игроков в количестве юнитов – как вам максимум в 10 танков на карту?. Кампания стала проходиться нажатием трёх кнопок и заключалась в том, чтобы заспамить ИИ юнитами, мультиплеерные бои выглядели ещё более уныло, а система с 3 классами баз (оборонительная, наступательная, поддержка) не вносила никакого разнообразия в игру и легко абузилась.
Говоря вкратце – очередная попытка превратить классическую RTS в тактику обернулась провалом, в котором всё, как и обычно, оказалось поломано, а дерзкие эксперименты с геймплеем не удались.
На этом наш топ худший стратегий подходит к концу. Конечно, плохой опыт – тоже опыт, и, возможно, в будущем разработчики научатся учиться на своих ошибках и мир увидит действительно стоящие и культовые игры жанра стратегия.