Stronghold Crusader 2 был спорно воспринят игроками. Насытившись не очень удачными предыдущими частями, вышедшими после знаменитого оригинала, фанаты уже привыкли к негативу и с опаской относились к каждой новой части. А уж тем более после выхода той злополучной MMO Stronghold Kingdoms, до краёв насыщенной донатом. Но действительно ли Stronghold Crusader 2 не столь удачен или всё намного лучше? Я решил запустить эту игру сам и разобраться.
Крестоносцы в пустыне
Первое, что бросается в глаза – это незамысловатый и классический средневековый сеттинг. Никакой магии, никаких альтернативных вселенных, чистая классика – есть крестоносцы, есть их арабские враги. Классические рыцари, требушеты, катапульты, стены и эстетика средневековья в ярком, пустынном климате – всё это идёт игре на пользу.
В игре присутствует несколько одиночных кампаний, повествующих о сражениях короля Ричарда против Саладина (поиграть придётся за обе стороны), а затем о локальных конфликтах лордов. Несмотря на то, что кампании почему-то названы обучающими, они достаточно сложны в прохождении – даже на среднем уровне сложности пройти некоторые миссии не так-то просто. Во многих из них мне пришлось начинать по второму и третьему разу, и даже смотреть прохождения других игроков, чтобы наконец подобрать нужную тактику и победить.
Задания кампаний представляют собой классику RTS – нужно собрать столько-то ресурсов, уничтожить такое-то место, сделать это за определённое время или без ограничений, добраться до точки, охранять караваны и подобное. Часто встречаются миссии, в которых периодически появляются усиливающиеся волны врага, заставляющие игрока строить укреплённый замок.
Помимо кампаний есть отдельный набор миссий, которые представлены скирмишами с разнообразными ИИ персонажами. Каждый скирмиш проходит на уникальной карте и каждый ИИ персонаж обладает своей тактикой боя. Всего контента одиночной игры хватит на многие часы – игра содержит 15 заданий кампании и ещё 25 миссий.
Голодные жители и оружие для бойцов
Общая цель экономки Stronghold Crusader 2 – нанять как можно больше солдат, чтобы уничтожить противника. Вообще, эту игру стоит рассматривать как классическую RTS, а не как экономику про строительство замков. Управление поселением мало изменилось с предыдущих частей. Это всё те же фермы, свиньи, сыр, хмель и яблоневые сады, которые крестьяне чудесным образом выращивают в пустыне. Всё это можно производить на ограниченных кусках земли, оазисах, что порождает интересные геймплейные ситуации – например, оазис может находиться за пределами замка, из-за чего его невозможно будет обнести стенами. Ударяя по такому оазису, враг не сломит вашу оборону, но с лёгкостью сломит экономику.
Военное производство представлено набором зданий вроде кузни, мастерской лучника, бронника и остальных, каждое из которых производит определённые вид оружия, необходимый для найма определённого типа солдат. Человечки в поселении не спеша переносят ресурсы со склада на производства и обратно, что довольно приятно наблюдать.
Игрок продолжает балансировать всё теми же элементами – налоги, рационы, хмель и обеспечение религией. Чем больше налоги, тем менее счастливы крестьяне, чем больше рационы, тем более они счастливы, а от уровня счастья зависит приток крестьян в деревню. Собственно, в балансе между этим всем и состоит довольно простая экономика игры. Но всё же, она по прежнему оставляет множество вопросов, которые не написаны в игровой справке. Чтобы узнать ответы на банальные «Сколько яблок ест крестьянин в единицу времени?» или «Потребляют ли пищу войска», приходится идти в интернет.
Осады и дубасящие друг друга мечники
Главная визуальная фишка игры – разрушаемость стен, реализованная на движке Havoc, который позволяет создать совершенно новый уровень физики. Это действительно красиво, поскольку в результате стены реалистично рушатся неравномерными кусками. К сожалению, это не распространяется на деревянные заборчики, которые по-прежнему уничтожаются частями в духе классических RTS, и на сами сражения воинов, которые просто бьют друг по другу и снимают полоску хп. Нелепую возможность уничтожать стены и здания ударами дубин разработчики зачем-то тоже оставили.
Набор осадного оборудования классический – катапульты, требушеты и более мелкие вещи. Набор юнитов широк и каждый из бойцов уникален. Например, дубинщики могут ускоряться при атаке на врага, сержанты дают бонус к броне в округе, арбалетчики медленные, но бронебойные, лучники быстрые, но обладают не столь сильным уроном, а пикинёры могут образовывать стену пик в режиме защиты. В общем, режим камень-ножницы-бумага работает как никогда лучше, и количество эффективных комбинаций весьма большое.
Масштабности, конечно, не хватает. В наиболее крупных схватках в Stronghold Crusader 2 принимают участие пару сотен бойцов, большее число просто незачем содержать в условиях игровой экономики и боевой системы. Возможно, в мультиплеере это иначе, но в одиночной игре масштабных битв увидеть не удалось.
Простота и хардкорность
Как я уже писал выше, миссии кампании не так легки в прохождении. И это – прелесть этой игры и вызов каждому любителю стратегий. Говоря о Stronghold Crusader 2, можно сказать, что её просто освоить и трудно стать мастером. Незамысловатая, с первого взгляда, экономика порождает множество различных вариантов застройки и возможность создания уникальных «билдов» под различные ситуации. Например, вы можете выйти в лучников + дубинщиков, либо в арбалетчиков + рыцарей или любую другую комбинацию войск, и для эффективного найма каждой потребуется свой уникальный набор зданий.
С другой стороны, кроме хардкорности и обилия возможных тактик у Stronghold Crusader 2 зацепить ничем не получается. В ней нет никаких новаторских элементов геймплея, нет интересной кампании, нет чего-то цепляющего в графическом оформлении. К тому же, игра весьма скудна на контент «в ширину» – в ней банально не хватает обилия фракций, более захватывающей и ветвистой кампании, новых цепочек производства. Давая игрокам проверенную классику, игра забывает предоставить хотя бы крупицу новизны. Будь Stronghold Crusader 2 заточена под мультиплеер с долгосрочной поддержкой, она бы снискала огромную популярность, поскольку игра прямо-таки располагает к проведению спортивных матчей. Но, увы, разработчики не стали идти по этому пути.
В заключение
Stronghold Crusader 2 – на удивление, добротный проект, недооценённый фанатами из-за накопившегося негатива. Если бы эта игра вышла как независимый тайтл, я думаю, она бы получила более хвалебные отзывы, ибо есть, за что. Но главный её минус – банальное отсутствие разнообразия и новизны. Отлично подойдёт для любителей классики и не совсем понравится любителям новинок.
Что понравилось:
- хардкорность (да как пройти эту миссию?!);
- обилие доступных тактик;
- простая и интересная экономика;
- яркое и позитивное визуальное оформление.
Что не понравилось:
- мало разнообразия;
- мало нового в сравнении с предыдущими частями.
Сыграно: 5 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.