Боевая система Europa Universalis 5 возьмёт в себя всё лучшее, что было в предыдущих играх Paradox. Главное: армиями можно будет управлять вручную, перемещая их по карте.
Ополчение против регулярной армии

На момент старта игры большинство стран будут полагаться на ополчение – войска, набираемые прямиком из населения. Это не лучший выбор в долгосрочной перспективе, ведь призванные ополченцы покидают свои места работ и могут погибнуть, приведя к потере населения.
По мере развития технологий и институтов можно будет создать регулярную армию. В неё входит особый класс населения – солдаты, которых также можно улучшать с помощью технологий. Переход к регулярной армии и полкам большего размера (вплоть до 3000 человек) – естественное развитие для каждой страны.
Структура и командование армии

У каждой армии должен быть генерал, навыки которого дадут определённые бонусы:
- Административный: бонус к осаде, инициативе, логистике;
- Дипломатический: бонус к боевому духу и инициативе;
- Военный: бонус к скорости передвижения и дисциплине.
У каждой армии также есть левый фланг, центр, правый фланг и резервы. Расставить полки по ним при желании можно будет вручную, основываясь на типах юнитов: например, лёгкая пехота вступает в бой быстрее тяжёлой.
Снабжение и логистика

Каждой армии нужны припасы, которые поставляются из ближайших дружественных регионов. Путь до них будет обозначен линией в интерфейсе. Этот путь также сможет перехватить враг, приведя армию к истощению, а для эффективности снабжения придётся размещать продовольственные склады.
Особые юниты, такие как маркитанты, помогут армии взять больше пищи с собой и некоторое время находиться в глубине вражеской территории.
Климат

Зимой больше истощения и меньше производство пищи. Однако воды замерзают – корабли могут оказаться заблокированными в доках, а армии смогут перейти пешком целые реки и даже моря. Однако если они не успеют сделать это до весны, то есть риск утонуть.