Обзор дополнения Reconquista для Field of Glory II: Medieval

Обзор дополнения Reconquista для Field of Glory II: Medieval

На этот раз взглянем на дополнение Reconquista для пошагового средневекового варгейма Field of Glory II: Medieval. Начну с того, что обзор оригинальной Field of Glory II: Medieval писал не я, а опытный полководец пошаговых баталий Кирилл Токарев. И хотя эта средневековая стратегия появилась в моей библиотеке Steam на первых же скидках после выхода, я всё ещё не успел опробовать её всерьёз до выхода пресс-релиза дополнения, от случая к случаю закапываясь с головой в оригинальную Field of Glory, посвящённую античной эпохе. Так что придётся сказать пару слов о том, какое впечатление произвело на меня средневековое ответвление в целом.

И впечатление это… крайне положительное! Ощущения от игры очень приятные, начиная с отличной музыки и стилизованной под средневековые миниатюры заставки в главном меню. Лично меня меню заставило вспомнить эпический гобелен из Байё. Графика в битвах стала приятнее, хотя с высветлением общей гаммы слегка переборщили, на мой вкус. Анимации стали плавнее, а картинка сочнее, звучание, что для меня всегда важно, также улучшилось. Несомненно, приятно – но варгеймы (особенно реконструирующие настолки) мы любим совсем не за это.

Баннер дополнения выполнен не хуже главной заставки

Налюбовавшись оригинальной игрой, рассмотрим дополнение Reconquista. Для подзабывших за давностью лет прошедших со школы — Реконкистой в исторической традиции называется процесс отвоевания Пиренейского полуострова (территория современной Испании) у арабов.

Кампаний в дополнении Реконкиста добавляется целых четыре. Наибольший интерес представляет кампания, главным действующим лицом которой является национальный герой Испании — Родриго Диас де Вивар, известный как Эль Сид Кампеадор. Начинается она со времён отрочества будущего великого полководца и представляет существенный интерес для фанатов исторических варгеймов как своим контекстом, так и приличной сложностью. Герой поэмы «Песнь о моём Сиде» не очень известен в СНГ – по крайней мере меньше, чем Роланд – хотя и имеет на родине славу сопоставимых масштабов. Поэтому, без лишних спойлеров — кампания, особенно по меркам жанра, где сюжет играет предпоследнюю скрипку, более чем достойная. Три других тоже на уровне, хотя по эпичности описываемых событий немного не дотягивают.

Здесь начинал свой путь к славе одного из величайших полководцев Средневековья будущий Кампеадор

Впрочем, именно кампании не сильно заинтересуют варгеймера реконструктора — будущий Кампеадор (что значит «Победитель») принимает боевое крещение в некоторой абстрактной битве, произошедшей в примерно известной области в определённый промежуток времени. К тому же, механики кампании, позволяющие вызывать подкрепления и сохранять войска между битвами, быстро отправят игроков глубоко в альтернативную историю. Фанатов именно исторических реконструкций больше заинтересует модуль «Эпические битвы», в котором представлены ряд масштабных исторических сражений соответствующей эпохи.

Дух феодализма

Изрядное число самых интересных сражений титульной эпохи дополнения оказались так или иначе затронуты в кампаниях Гранады и Эль Сида, и модуль эпических битв не пытается тянуть одеяло на себя. Разработчики предпочли пойти своим путём и решили показать эпоху с другого ракурса. Ракурс этот свеж и своеобразен.

Такие события как Реконкиста не происходят «вдруг». Они существуют в многоуровневом контексте исторических предпосылок, маленьких и больших событий, связь которых будет заметна с первого взгляда разве что опытному историку или системному аналитику.

Открывается модуль эпических сражений эпохи Реконкисты совершенно внезапно битвой при Монтемаджоре. Данное историческое событие занятно хотя бы тем, что практически не освещено в русскоязычной историографии. Более того, это битва даже не между арабскими захватчиками и воинами европейских королевств. Ваше знакомство с историческими реконструкциями по эпохе Реконкисты открывает, отлично соответствуя духу эпохи, междоусобная грызня бывших союзников в борьбе за отвоевание Пиреней, византийцев и норманнских рыцарей-наёмников. Она началась, насколько могут судить историки, со спора из-за лошади. Михаил Докейанос, катепан (это не очепятка, но непривычный русскоязычному читателю титул) Италии возглавляющий византийское войско встретился в бою с Вильямом Железной Рукой и был разгромлен, положив начало завоеванию норманнами Южной Италии и образованию Королевства Сицилия.

Легко можно заметить — гамма ощутимо светлее по сравнению с оригинальной Field of Glory 2

Вторая битва продолжает тему неожиданных исторических последствий и междоусобных войн. Между собой будут сражаться всё те же норманны, обосновавшиеся в Южной Италии, и армия Папы Римского. Исторически эта междоусобица сыграла немаленькую роль в Реконкисте за счёт того, что привела к образованию между былыми противниками прочного союза — норманнские правители оказались отличными дипломатами и сумели максимально грамотно воспользоваться победой.

Однако когда на полях сражений появятся арабы? Спешу вас порадовать — скоро. Уже буквально в следующей битве! Только вот это Битва при Кабре, междоусобица между самими завоевателями Пиреней, при поддержке обеих сторон европейскими наёмниками, и она сыграла свою роль в ослаблении арабов и помогла осуществить Реконкисту.

Следующая на очереди битва при Леньяно. Снова европейцы против европейцев. По крайней мере, это действительно известная и масштабная битва, которая будет интересна многим игрокам-реконструкторам. Хотя решение разработчиков посвятить пять из восьми битв междоусобицам искренне изумляет. Возможно, так планировалось передать атмосферу феодальной раздробленности и отсутствия полноценного национального самосознания?

Наконец-то мавры!

Несмотря на то, что тема сражений Запада и Востока обширно раскрыта в новых кампаниях, хочется увидеть её в исторической реконструкции, а не в вольной интерпретации, которую дают кампании. И разработчики предоставляют игрокам такую возможность.

Совсем избежать реконструкций сражений с маврами в дополнении посвященном Реконкисте не смог бы, наверное, никто — и после детального изучения предпосылок вас с головой окунают в противостояние мусульманских и христианских государств — отправляемся сразу в решающую битву при Лас-Навас-де-Толоса!

Масштаб определённо впечатляет

И вот это сражение совершенно точно не разочарует искушённого стратега — огромный масштаб, колоссальное численное преимущество соперника, более полумиллиона воинов под командованием халифа Мухаммада ибн Якуб ан-Насира против примерно шестидесяти тысяч в объединённой армии вассалов Альфонсо Кастильского. Практически десятикратное преимущество врага и решительная, практически невозможная победа, оставшаяся в истории. Повторить её в игре будет очень непросто даже самому прожжённому фанату жанра варгеймов по Средневековью.

Забавный факт: в составе армии халифа в этой битве (и соответственно в ростерах мусульман) присутствуют чернокожие, и это отнюдь не дань всеобщей толерантности — здесь они исторически более чем обоснованы. Это отряды Черной Гвардии, в испаноязычной исторической литературе известные как Imesebelen. Кстати, именно они охраняли ставку халифа и обратились в бегство последними, только после того как главнокомандующий смешанного мусульманского войска экстренно покинул поле боя.

Но и на этом поле брани не покидает игрока извечный дух средневековья, разобщённости и раздробленности — за время боя произойдёт целый ряд заскриптованных событий, связанных с внутренними конфликтами в одной из армий.

Однако в целом, по предыдущему опыту, эта битва самая сложная во всём Fields of Glory 2, что в античном, что средневековом. Добиться здесь соблюдения исторической справедливости и победы армии Альфонсо Кастильского, за которой поле брани осталось в действительности, невероятно сложно. Очень интересно будет почитать расчёты планов на эту битву от самых опытных игроков сообщества.

И вновь междоусобицы

Сражения за Пиренеи окончены, дополнение далее обращается к теме другого крупного конфликта Южной Италии рассматриваемого исторического периода. Сарацины выступают исключительно как наёмники, а в главных ролях гвельфы, гиббелины и Манфред Сицилийский.

Впрочем здесь всё же присутствуют определённые новшества, хотя бы визуальные.

Карроччо! Разбирающиемуся в истории данного периода это слово скажет достаточно. Остальным — повод слегка расширить свой кругозор.

Дополнение оставляет весьма положительное впечатление, хотя некоторый невысказанный вопрос остаётся висеть в воздухе. Новых моделек добавили? Добавили, аж 41 (в будущем наверняка выйдет «собери их все», классика жанра). Сражений добавили? Добавили. Сценарии сражений реализованы интересно? Ещё как! И вообще, качество на уровне. И контента хватает, но какое-то лёгкое ощущение «неправильности» присутствует. Наверное, из-за несоответствия контента названию— дополнение стоило бы назвать «Войны Южной Италии X-XIII веков», но законы маркетинга суровы и получился в некотором роде кликбейт. Название настраивает игрока на определенный лад, готовит к эпичному столкновению двух культур ставшему предтечей крестовых походов, после чего игра несколько остужает пыл, давая совершенно иной ракурс на события эпохи.

Что понравилось:

  • существенное расширение набора доступных юнитов;
  • присутствие ряда неожиданных, но исторически обоснованных юнитов, таких как воины Чёрной Гвардии или карроччо;
  • интересные скриптовые события в битвах;
  • точная на взгляд непрофессионала реконструкция исторических сражений;
  • крупный масштаб сражений;
  • визуальное и музыкальное оформление, баннеры.

Что не понравилось:

  • отсутствие ряда интереснейших сражений эпохи;
  • почему к конструированию ростера Руси не могли так же внимательно подойти, а!??
  • много одинаковых юнитов в разных армиях там, где могли бы быть чуть-чуть, но отличающиеся модельки.
 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 8 ИЗ 10

Сыграно: 20 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии