"История начинает оживать, если смотреть на нее через призму видеоигры": интервью с историком Эриком Клайном – Стратегикон

«История начинает оживать, если смотреть на нее через призму видеоигры»: интервью с историком Эриком Клайном

0

Перевод оригинального интервью от разработчиков

Хоть Total War Saga: TROY уже и вышла, за кулисами осталось еще много интересной информации, которой мы хотели бы поделиться с вами!

На этот раз мы взяли интервью у Эрика Клайна, археолога и историка, чьи научные труды и исследования позволили нашей команде разработчиков почерпнуть много ценной информациеи, связанной с подлинной историей Троянской войны, самого города и центральных персонажей.

CA: Привет, Эрик! Для начала, не могли бы вы немного рассказать о себе?

Эрик Клайн: Ну, конечно же. Я археолог и историк, специализирующийся на истории Греции и Ближнего востока позднего бронзового века. Я преподаю в Университете Джорджа Вашингтона в городе Вашингтон, округ Колумбия. Также я принимал участие в более 30 археологических экспедициях в различных уголках средиземноморья. Например, Я занимался раскопками в Мегиддо (библейском «Армагеддоне») в течение 20 лет, а последние 15 лет являюсь одним из руководителей раскопок в ханаанском археологическом памятнике Тель-Кабри, где был обнаружен самый древний и самый крупный на Ближнем востоке винный погреб– ему почти 4 тысячи лет. Я обычно говорю людям, что у вина там теперь «землянистый» привкус…

CA: При каких обстоятельствах вы стали принимать участие в разработке A Total War Saga: TROY?

Эрик Клайн: Если честно, то можно сказать, что присоединился я довольно поздно. Прошлой весной (2019 год) я проводил семинар для первокурсников на тему троянской войны, и один из студентов сказал мне, что в скором будущем выйдет игра про этот период. Я и раньше слышал про серию игр Total War, и моей радости не было предела от новости, что будет игра, посвященная троянской войне. На этом мои познания оканчивались. Потом, уже в начале июня этого года, я увидел твит от [руководителя проекта] Майи Георгиевой о скором релизе игры. Я написал в комментариях, как с нетерпением жду выхода. Майя увидела моё сообщение и написала мне, что при разработке игры им сильно помогла моя книжка «The Trojan War: A Very Short Introduction» (хотя, я думаю, они также руководствовались другой моей работой, «1177 год до н.э. Год, когда пала цивилизация»). К тому моменту они уже почти закончили разработку игры, но Майя предложила мне провести беседу с командой через мессенджер Zoom. Во время беседы мы задали друг другу множество вопросом и, в целом, получили море впечатлений. Так что, можно сказать, что я принимал участие в разработке «не напрямую», а через свои книги, и сам об этом узнал уже после! Будучи автором и учёным, для меня было здорово узнать, что кто-то не только читает мои труды, но и использует их для создания игры, способной достичь гораздо больше умов, чем мои книги когда-либо смогли.

 CA: Насколько точно мы знаем о Трое и её истории из доступных источников?

Эрик Клайн: Мы знаем довольно много, так как у нас есть в распоряжении несколько источников. Даже если не затрагивать мифы и легенды, и даже если с долей скептицизма относиться к Гомеру и к тому, насколько точно он описывает Бронзовый век, к которому относится троянская война, или же современный для него Железный век (8 век до н.э., что на 400 лет позже), то у нас остаётся 2 надежных источника. Во-первых, археологические находки, в частности в районе холма Гиссарлык, где, скорее всего, и находилась древняя Троя (скоро объясню). Во-вторых, это литературные тексты, написанные хеттами, современниками древних троянцев. В этих текстах говорится о неком месте по названием Вилуса (опять же, скорее всего, это Троя) и местном царе по имени Алаксанду. Мне так кажется,что «Алаксанду из Вилусы» звучит почти как «Александр из [В]Илиоса». Как знает любой, кто читал Гомера, Александр более известен нам под именем Парис, а Илиос – это, конечно же, Троя. Раньше Илиос писался с дигаммой (буква древнегреческого алфавита, передававшая звук, близкий звуку [w]), но со временем она выпала.  «Виллиос» сильно напоминает слово «Вилуса», хеттское название Трои. В хеттских источниках говорится о 4 разный войнах на территории Вилусы на протяжении нескольких веков. Поэтому вопрос не «Была ли Троянская война?», а скорее «О какой из Троянских войн рассказывал Гомер?»

 CA: Какой из этих двух источников вы считаете наиболее захватывающим?

Эрик Клайн: Наверно всё-таки археологические находки, хотя хеттские тексты тоже невероятно интересны. Как я уже говорил, древняя Троя теперь известна как холм Гиссарлык. В этом регионе уже на протяжении 150 лет проводятся раскопки, включая экспедиции Генриха Шлиманна в 1870-х и 1880-х годах, Вильгельма Дёрпфельда – в 1890-е годы, Карла Блегена – в 1930-е, а также раскопки под руководительством Манфреда Корфманна с 1980-х годов по 2005 г. Всего на территории холма было найдено 9 поселений, соответствующие культурным слоям разных эпох. Каждый новый город был построен на развалинах предыдущих. Главный же вопрос состоит в том, каким из этих городов была приамская Троя, т.е. какой из них был захвачен Микенами. Скорее всего это была либо Троя-6, либо же город сразу после неё, Троя-7. Троя-6 была уничтожена землетрясением, которое в гомеровском эпосе могло быть олицетворено Троянским конём. Троя-7 была однозначно уничтожена в результате военного столкновения. И Троя-6, и Троя-7 относятся к концу позднего бронзового века, поэтому вполне вероятно, что Гомер описывал элементы истории обоих городов.

CA: Вы ранее уже знали о серии игр Total War?

Эрик Клайн: Да, но только понаслышке. Мне студенты рассказывали, что есть такая игра Total War: Rome, но сам я в неё не играл. Раньше я много играл в компьютерные игры. Конкретные тайтлы я называть не буду, так как это выдаст, насколько я старый.

CA: Действие игры Total War Saga: TROY происходит в бронзовом веке. Какое ваше мнение на то, что современной видеоигре будет уделяться большое внимание на эпоху, которая довольно мало освещена в играх и кино?

Эрик Клайн: Я думаю это замечательно. Для меня, бронзовый век – один из самых интересных периодов в античной истории Греции и восточного Средиземноморья, хотя почти никто о нём не знает, кроме археологов и историков античности. Большинство людей знают только про гораздо поздние Грецию и Рим. Надеюсь, что благодаря этой игре, больше людей начнут интересоваться этой эпохой.

CA: Что вы думаете о том, как наша команда использовала исторические материалы во время разработки игры?

Эрик Клайн: Если я правильно понимаю, то ребята использовали то, что мы знаем об этом периоде, для доработки деталей в игре и старались сделать её настолько исторически достоверной, насколько это возможно. Они также учитывали контекст происходящего, что Троянская война происходила во время катастрофы бронзового века. И это нормально – я считаю, что нет ничего плохого в определенной «отсебятине» в угоду геймплею, если она основана на известных нам исторических фактах.

CA: Ваше мнение о использовании разработчиками легенд и мифов в качестве источников?

Эрик Клайн:  Ну, если игроками четко понимается, что определенные элементы не преподносятся как 100% достоверное изображение реалий бронзового века, а основаны на мифах и легендах, то я проблем не вижу. В конце концов, именно этим и занимался Гомер в некоторой мере. Например, я сомневаюсь, что боги в самом деле принимали участие в войне, однако в Иллиаде они являются одними из самых важнейших персонажей. К тому же, большинство людей, включая тех, кого может заинтересовать эта игра, более-менее знакомы как раз с легендарными и мифическими элементами. Поэтому, если их завлечь мифами и легендами, то вполне возможно, что в процессе игры они заинтересуются и настоящей историей, что меня и радует. 

CA: Из того, что вы уже видели, что в Total War Saga: TROY вам нравится больше всего?

Эрик Клайн: Как и все остальные, я видел только трейлеры, но я заворожён вниманием к деталям на доспехах, оружии и одежде воинов. С нетерпением жду момента, когда я, наряду с другими игроками, смогу скачать игру и начать играть. После этого я уже смогу определиться, что мне больше всего нравится. 

CA: Как вы думаете, есть ли положительные стороны в изучении истории через видеоигры?

Эрик Клайн: Определённо! Как минимум, игры могут стать первым шагом в изучении исторического периода для тех, кто иначе мог бы и никогда не узнать о нём. Подобное уже происходило с играми, вроде Total War: Rome и Assassin’s Creed Odyssey. Надеюсь, что это повторится и с Total War Saga: TROY. К тому же, мне кажется, что, как в кино и ТВ, история начинает оживать, если на неё смотреть через призму видеоигры.

CA: У вас есть какие-либо хорошие воспоминания, связанные с видеоиграми (или же есть у вас самая любимая видеоигра?)

Эрик Клайн: Мои самые тёплые воспоминания связаны с игрой в Dungeon & Dragons в мои школьные и университетские годы. Также я с удовольствием играл в Halo, особенно вместе со своим сыном, когда он был помладше. Недавно я поигрывал в игры из серии Assassin’s Creed. Вы наверно удивитесь, но я ни разу не играл в Age of Empires или Civilization, хотя наверно стоило бы, как и с играми Total War. Возможно однажды, когда я перестану копать и писать, я присяду и поиграю в их все…

CA: Какие из ваших книг можно порекомендовать тем, кто бы хотел узнать побольше о Трое?

Эрик Клайн: Наверно, ту книжку, которую я уже упоминал раньше The Trojan War: A Very Short Introduction. Она была выпущена издательством Oxford University Press в 2013 году. Бумажная версия стоит примерно 10 долларов, а электронная версия для Kindle и того дешевле. Если же вам хочется узнать про общую картину, т.е. контекст, при котором, скорее всего, происходила Троянская война, то я могу посоветовать другую свою книгу, которую я также уже упоминал – «1177 год до н.э. Год, когда пала цивилизация», выпущенная в 2014 году издательством Princeton University Press. В ней описывается катастрофа бронзового века как глобальное явление, и как в это вписывается Троянская война. Сейчас я работаю над новой редакцией книги, которая должна будет выйти где-то ранней весной, но первую редакцию сейчас можно приобрести по низкой цене в бумажном переплёте, в Kindle, а также в формате аудиокниги. 

CA: Спасибо, что уделили нам время! Напоследок вы сможете поделиться каким-нибудь советом для начинающих историков?

Эрик Клайн: Дерзайте, ребята! История – увлекательнейшее дело. Нередко помогает взглянуть в прошлое, чтобы лучше понимать, куда направляется будущее. Например, если проводить параллели между тем, что происходит сейчас, и тем, что привело к катастрофе бронзового века, то аж немного жутковато становится!

0
Аватар

Автор: Руслан Камалеев

Переводчик Стратегикона

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии