Men of War II – тактическая стратегия в реальном времени о Второй мировой войне от компании Best Way, которая вышла в мае 2024 года. Но на самом деле проект был известен гораздо раньше в другом формате, о котором обязательно стоит рассказать в начале этой статьи.
Men of War II: Arena – то, с чего всё началось
Men of War II: Arena стала предшественником Men of War II, вышедшим в 2020 году. Тогда Best Way хотели сделать мультиплеерную бесплатную стратегию с донатом и прокачкой в стиле World of Tanks. Тестирование игры началось почти сразу после анонса, попасть туда было легко, а потому все реально желающие смогли оценить геймплей.
Тогда он представлял собой сражения 5×5 с инновационной для серии механикой линии фронта. Она заключается в том, чтобы двигать графически отображаемую линию фронта в сторону врага, тем самым захватывая территорию и получая очки. Чем больше территории захвачено – тем больше очков идёт.
Проблемы постигли Men of War II: Arena почти сразу. В игре была пятиуровневая прокачка, и разработчики столкнулись с тем, что спустя определённое время все прокачали себе максимальные армии и… не донатили! А ведь надо было на что-то поддерживать сервера. К тому же, новичкам стало просто не с кем играть – они на своих т-34 попадали в бой к королевским тиграм и становились обузой для команды. И тогда было принято «гениальное» решение: добавить золотые снаряды за донат заблокировать все танки от 3 до 5 уровня и сделать их доступными только владельцам премиума. Вы прокачались? Ну и что, теперь покупайте премиум, а иначе пусть ваши ИС и Тигры стоят в гараже и отдыхают.
Разумеется, игрокам такой подход не понравился, произошли большие дискуссии, споры и скандалы, игра значительно просела и так в небольшом онлайне и в конце концов была закрыта.
Феникс восстал, но ему явно нездоровится
Но чуть позже Best Way сообщили хорошую новость: Men of War II: Arena не совсем закрывается – вместо этого она будет переделана в Men of War II, платную игру с одиночными кампаниями, кучей контента и различными режимами мультиплеера. Так и появилась Men of War II, о которой пойдёт речь в этой статье.
Итак, что есть в Men of War II?
- Всё тот же самый мультиплеер с матчмейкингом из Men of War II без каких-либо изменений, но с отсутствием системы прокачки: всё доступно почти сразу. Есть некий ресурс снабжения, за который можно открывать юниты, но они не дают никаких преимуществ.
- Сюжетные кампании, причем сразу трёх типов: обычный сюжет, исторические операции, динамические кампании с глобальной картой и рейд. Но на самом деле они все однотипные – об этом ниже.
- Возможность создавать пользовательские игры в лобби в рамках целой кучи игровых режимов, которые не поддерживаются матчмейкингом.
- Три фракции: СССР, США, Германия.
А вот движок, графика, управление, баги и всё прочее перекочевало прямиком из Men of War II: Arena в почти что неизменном виде. В этом то и кроется главная проблема Men of War II. Но об этом немного позже, а сейчас – об одиночной игре.
Одиночные режимы
Самым главным фейлом одиночной игры стала её обязательная привязка к интернету. Игре не просто нужно подключение к интернету – каждый запуск миссии кампании ещё и создаёт локальный сервер с последующим к нему подключением. Более того, игра умудряется лагать в одиночном режиме так, как лагает в мультиплеерных матчах, а ещё локальный сервер может кикнуть вас за AFK прямо из кампании. Более того, даже главное меню игры подлагивает, словно по нажатию кнопок устанавливается соединение и погружается следующая страница.
Слов, чтобы описать это, действительно не хватает – это просто лениво обрезанный, зашитый на мультиплеер функционал Arena, в который добавили одиночные миссии.
Разработчики обещают в конечном счёте отвязать одиночную составляющую от интернета… но ведь можно было сделать это сразу, не так ли?
Сами по себе сюжетные кампании сделаны также лениво. Я прошёл по паре миссий за каждую из фракций в разных режимах не увидел ничего, что заставило бы меня как-то погрузиться в происходящее на экране. Всё это время меня не покидало ощущение, что я просто играю схватку против бота с редкими элементами скрипта. Диалоги озвучены и написаны максимально топорно. Миссии сводятся к тому, чтобы либо захватить несколько точек на карте, либо их защитить. А больше ничего и нет.
Например, в первой миссии за СССР мне дали несколько пушек, и далее, в течение 20 минут, нужно было обороняться от толпы немцев. Эта толпа немцев просто шла прямо и умирала в течение 20 минут; игра была похожа на tower defense, где глупые боты идут в точности по назначенному пути в ожидании быть расстрелянными.
Исторические операции, которые являются другим одиночным режимом, по своей сути представляют такой же набор посредственных миссий с возможностью открытия новых юнитов между ними. Например, в одной из миссий за СССР нужно просто захватить всю карту. Всё это время враг просто стоит на месте и ничего не делает. Пару раз за миссию срабатывают скрипты, вот например из-за края карты выезжает конвой и просто едет по дороге. Не важно, что на этой дороге стоит мой танк, он просто едет сквозь! Вообще никак не реагируя на происходящее. Разумеется, мгновенно уничтожаясь этим самым танком.
Режим «завоевание» представляет собой глобальную карту с сражениями, и качество реализации этой глобальной карты оставляет желать лучшего. Это просто тот же набор миссий с возможностью выбора между ними. Ну, как выбора – атакуем город слева или город справа? Миссии здесь ещё более безличные, без каких-либо диалогов и скриптов. Вы делаете ход и атакуете город – запускается миссия атаки. Потом ИИ делает ход и атакует вас – запускается миссия защиты. Повторить 10 раз. Между этим можно прокачать какие-то ненужные юниты. Вот и весь режим.
Одиночный режим «Рейд» представляет собой случайно-генерируемые кампании, включающие набор случайных битв.
Разработчики сделали много разных режимов для одиночной игры, но не сделали ни один из них нормально.
Мультиплеер
В мультиплеере есть три режима для матчмейкинга и один против ботов, который я не знаю, зачем добавили в это меню. По факту же все эти три режима представляют собой режим «Линия фронта», полностью скопированный из Men of War II: Arena, и различаются лишь типом войск под контролем игрока.
- Батальоны: каждый игрок выбирает свой батальон, например танковый/пехотный/артиллерийский.
- Классический: каждому игроку доступны все юниты фракции без ограничений.
- Общевойсковой бой: каждому игроку доступны все юниты фракции, но надо собрать свою «деку» перед боем, то есть в бою число юнитов будет ограничено заранее выбранными.
Что можно сказать о данном мультиплеере? Ну, я достаточно много часов наиграл в Men of War II: Arena, и она даже пришлась мне по вкусу. Однако там был некий мотиватор в виде прокачки: можно было просто казуально врываться в бои, делать фраги, получать опыт, открывать новые танчики. Теперь же мне дают то же самое, но без прокачки. Сомнительно, но окей.
Самый популярный режим сейчас – 5 на 5, который представляет собой закидывание мясом с двух сторон. Всё те же проблемы баланса, которые были в Arena, в неизменном виде сохранились и в Men of War II. Например, территорию может захватывать только пехота, а так как большинство игроков любят брать танковые батальоны, то примерно через 10-20 минут игры пехота заканчивается. После этого игра превращается не в удержание линии фронта, а в бесконечные попытки пробежать последним выжившим бойцом по пустому участку карты, чтобы подвинуть линию. Ну а танкисты продолжают играть в танчики от третьего лица, используя функцию прямого управления – они на своей волне.
Какая-никакая тактика всё же появляется, если попробовать сыграть в режиме 1 на 1 или 2 на 2, но её всё равно меньше, чем в условной Company of Heroes, которая, несмотря на все свои грехи, имеет гораздо более проработанный геймдизайн относительно соревновательного мультиплеера. В Men of War II же все карты ощущаются абсолютно одинаково: это просто поле с препятствиями, по которому надо двигаться вперёд и постоянно строить траншеи, ведь только в них пехота может прожить больше минуты.
Да, пехота тут умирает от всего и очень быстро. Случайный выстрел от местного артовода может сразу же положить весь отряд, а поэтому наиболее эффективной тактикой является ручное распределение бойцов отряда по разным местам в отдалении друг от друга. В частности, именно из-за этого все мультиплеерные бои выглядят как неконтроллируемое мясо, где пехота является расходником и идёт волнами умирать. Впрочем, не могу сказать, что в предыдущих играх серии было иначе.
Во всех режимах мультиплеера абсолютно не учитывается принадлежность фракций: СССР могут воевать в одной команде с Германией против СССР и США. Таким образом разработчики как бы невзначай решили проблему баланса фракций и длительности поиска игр в матчмейкинге. Но заодно и убили ещё один критерий аутентичности, добавив ещё больше ощущения неестественности всему происходящему на экране.
В режиме «Батальоны», суть которого заключается в специализации каждого игрока, игра не позволяет выбрать батальон на основе выбора других игроков. Вы сначала выбираете батальон, а потом включаете поиск. Получается, что в каждом бою участвуют случайные батальоны. Что это значит? Вы можете выбрать себе противотанковый батальон и попасть игру, где никто не выбрал танковые батальоны. Или попасть в игру, где все выбрали артиллерию и проиграть из-за того, что захватывать территории попрсоту некому. Или получить лёгкую победу из-за того, что противник не имеет противотанковых пушек и танков, а в вашей команде многие выбрали танки. Из-за такой, казалось бы, мелкой, но очередной оплошности в геймдизайне, стратегический смысл системы специализаций убит как таковой – даже тут всё построено на случайности.
В общем и целом в мультиплеере Men of War II, конечно, есть что-то интересное, и на фоне отсутствия аналогов это даже играется… но только на фоне отсутствия этих самых аналогов. Разработчикам Men of War II очень провезло, что Company of Heroes 3 вышла ещё более провальной, а других стратегий подобного рода с нормальным мультиплеером в данном временном отрезке не было.
В общем и целом, в мультиплеере реально не хватает осмысленности и соревновательного духа, и это проблема не технического, а исключительно геймдизайнерского характера. Здесь не надо думать, здесь надо просто вручную управлять юнитами и наиболее эффективно стрелять по врагу, стараясь выжить как можно дольше. Иными словами, геймплей более похож на экшн с элементами стратегии, а не наоборот. Возьмём любую мультиплеерную RTT или RTS: все эти игры цепляют тем, что там надо думать. Подбирать юниты, эффективные против врага, создавать разные тактики для разных карт, делать хитрые тактические ходы вроде окружения или захода во фланг. Ничего из этого в Men of War II нет, потому что разработчики не захотели тратить своё время на вопросы какого-то там геймдизайна.
Кстати, как вы уже успели заметить, в игре есть матчмейкинг и даже рейтинг игроков. Я хочу сделать на этом акцент, поскольку это именно то, чего не хватало серии. Вот ты бы ещё и к остальным аспектам игры были применены такие хорошие решения.
Движок и ужасы физики
Men of War II использует всё тот же движок GEM, который применялся в создании всех игр серии Men of War и В тылу врага. Увы, за всё это время в нём не произошло почти никаких изменений кроме разве что слегка улучшенной графики.
Главными особенностями движка, за которые так полюбили серию, является почти полная разрушаемость окружения, возможность прямого управления юнитами и модульная система повреждения техники. Всё это осталось в Men of War II в неизменном виде.
К сожалению, анимации всё ещё передают привет из 2007. Технология motion capture в игре по-прежнему не используется, а с физикой всё стало хуже, чем было. Если в ряде игр серии реалистичность техники хоть как-то присутствовала, то в Men of War II танки ездят, словно игрушечные. Резко стартуют, крутятся, вертятся, и совершенно не ощущаются как тяжёлые бронированные машины. Физика самолётов также отсутствует напрочь, на траекторию их полёта просто больно смотреть. Разрушаемость, хоть и детализирована, но ощущается устаревшей – вес объектов не чувствуется.
Что меня сильно разочаровало, так это то, что разработчики даже поленились сделать нормальную воду. Не то чтобы мне была важна вода, но как можно было так схалтурить? Вода в Men of War II воспринимается движком как обычная земля – юниты просто ходят по ней словно Иисус. Причём в игре есть броневики-амфибии и большое количество карт с озёрами. Но, видимо, в какой-то момент было принято решение «оставим как есть». Ведь и так сойдёт, не правда ли? Такая вода была ещё в Men of War II: Arena, но то была альфа-версия, и я подумал, что в релизной-то версии озёра наконец сделают непроходимыми! Оказалось, я ошибался.
Поиск пути, главная проблема всех игр серии, остался всё таким же ужасным. Юниты часто выбирают максимально странные маршруты, иногда просто не могут пройти из точки А в точку Б. Танки, конечно же, зачастую предпочитают развернуться к врагу задом вместо того, чтобы дать задний ход, а кнопки принудительного заднего хода вовсе нет.
Ещё почему-то стала дёргаться камера. Рывки происходят на любых графических настройках при движении камеры с помощью WASD и ощущаются как некий лаг. Разработчики уже успели пообещать исправить это в будущих обновлениях, но… как можно было не только скопировать Arena, но ещё и сломать то, что там работало? Как можно было сломать камеру?
Немного об интерфейсе
Справедливую критику от многих игроков получил интерфейс. Он выглядит так, будто бы это не игра, а её техническая демоверсия. Все кнопки одинакового цвета, расположены в линии, по их значкам не понятно, что они делают, пока не прочтёшь текстовое описание. Например, кнопки выбора гранаты (как оружия бойца) и броска гранаты очень легко перепутать друг с другом, ведь они имеют одну и ту же иконку и различаются лишь местоположением. Ряд других кнопок, таких как принять позицию лёжа, вообще трудно найти.
А ещё у танков здесь отображается здоровье. Правда, разработчики уверяют, что на самом деле здоровье было всегда во всех играх серии и просто являлось скрытым параметром.
Вывод
Men of War II – это провальный проект, который выезжает только на отсутствии конкурентов. Это максимально ленивая попытка перепродать бесплатную Men of War II: Arena, добавив туда сюжетных миссий, сделанных в редакторе на скорую руку. Игра всё ещё может предложить классический геймплей, который так многим понравился за счёт движка GEM, однако она не только не привносит ничего нового, но и ломает то, что было раньше – например, реалистичность движения танков. Единственным значимым улучшением, которое предлагает Men of War II, является автоподбор игроков и акцент на мультиплеере. За счёт этого игра может некоторое время пожить в онлайн среде, ну а что будет дальше – покажет лишь время.
Конечно, мне бы хотелось, чтобы разработчики выпустили ещё очень много обновлений и улучшили тот ужас, что сейчас происходит на моём экране после запуска Men of War II, ведь потенциал у игры есть. И я даже буду играть в мультиплеер, пока нет более достойного аналога. Однако я не вижу потенциала в самих разработчиках. За 4 года после выпуска Men of War II: Arena не было сделано никаких улучшений – и это печально.
Что понравилось:
- автоподбор в мультиплеере;
- классический геймплей Men of War;
Что не понравилось:
- физика движения танков деградировала в аркаду;
- максимально ленивая копия Men of War II: Arena;
- неинтересные однопользовательские режимы;
- отсутствие нормальных геймдизайнерских решений для режимов мультиплеера;
- ужасный интерфейс.
Сыграно: 10 часов.
Игра: приобретена автором обзора.