Перейти к содержимому

Обзор XCOM: Chimera Squad

Всех приветствую, товарищи! Если вы зашли почитать данную статью, то, скорее всего, в вас живёт дух «искателя НЛО», ибо аббревиатура XCOM, подобно свечке, гипнотизирующей мотыльков, манит всех, кого интересует космос, пришельцы, тайные знания, загадочные истории, секретные расследования и многое другое. Список можно продолжать бесконечно, ибо за время существования понятия НЛО появилось огромное количество фильмов, сериалов, книг и игр, посвящённых этой тематике. Так уж получилось, что XCOM плотно вписался в нашу геймерскую жизнь благодаря серии замечательных старых (XCOM: UFO Defense) и новых игр (XCOM: Enemy Unknown). Причём возрождённое переосмысление серии в 2012 году было настолько удачным, что на данный момент уже выпущен сиквел, сформировалась огромная база фанатов и все с нетерпением ждут третью, заключительную часть.

«Мы стоим перед порогом полного уничтожения, поэтому наша цель – любой ценой остановить вторжение захватчика, порабощение и уничтожение человеческого вида. Vincere aut mori!» – с такими словами вы отправляли своих элитных оперативников со всего мира на самоубийственные миссии против альянса инопланетных рас во главе с могущественными Эфириалами, превосходящими вас во всем, кроме вашего безупречного стратегического ума. Помните, коммандер?

«Во имя человечества, любой ценой, мы восстанем против захватчиков и вернём людям былую свободу, а также право самим распоряжаться своей судьбой и планетой!», – под таким лозунгом начинались события XCOM-2, когда против диктатуры режима Адвент, в армии которого, помимо пришельцев, были и ренегаты-люди, восстало Сопротивление, а в бой его снова повели вы. Враг всё также превосходил вас во всём, кроме, разумеется, вашего безупречного, теперь уже отточенного, как самый острый самурайский меч, стратегического ума. Помните, коммандер?

Прошло много лет. Неизвестно, чем закончилась война с пришельцами во втором акте известной истории. Вы уже в возрасте, дряхлые колени, артрит, седина, но у вас есть ещё порох в пороховницах, чтобы дать последний бой пришельцам. Вы мечтали о нём, вы приготовили свою коронную речь… Пока вам однажды не сказали: «Шеф, нам пора». Вы залетаете в здание, всё взрываете и продвигаетесь вперёд, перестреливаясь и зачищая комнату за комнатой. В итоге операция проходит успешно, бандиты-люди ликвидированы, заложник-пришелец спасён, а ваши оперативники после работы пошли развлекаться в человеко-инопланетный клуб «Для всех», вы провожаете их взглядом. Ваш стратегический ум им больше не нужен? Куда катится этот мир?!

Что ж, коммандер, добро пожаловать в: экспериментальную, вызывающую вопросы в плане сюжета и лора, инновационную, посвященную трудовым будням полицейских XCOM: Chimera Squad!

Новый курс

Сначала о сюжете. Серия XCOM в основном (не считая нескольких отклонений) всегда была про защиту планеты Земля и людей от пришельцев. Так вот, XCOM: Chimera Squad — это игра про равенство и толерантность. После окончания гражданской войны в XCOM-2 люди отвоевали землю, но на ней осталось очень много пленных пришельцев. Чтобы вы понимали, за две игры не было ни одного случая, когда пришелец был на стороне людей (это важно). Что же с ними делать? Правильно, давайте жить с ними дружно! Люди как будто забыли о всех ужасах, что принесла война с пришельцами, простили им все грехи и массово дали «новым гражданам» рабочие места во всех сферах деятельности.

Конечно, в игре говорится, что это некий эксперимент, где решили в один город поселить и людей и всех остальных желающих, чтобы посмотреть, получится ли у них всех жить дружно, но всё равно идея кажется сомнительной. Можно, разумеется, возразить, что в истории полно примеров, когда враждующие народы стали после войны жить мирно (например, Германия и СССР). Это верно. Однако тут идёт речь о разных видах существ! Одно дело, когда люди между собой выясняют отношения, а другое дело, когда в заварушке участвует большое количество разных, не похожих друг на друга пришельцев, каждый со своей идеологией, мышлением и стилем жизни. Видимо, разумом разработчиков кто-то завладел из псионических пришельцев, потому что такой резкий поворот серии в сторону курса «Я люблю пришельцев!», как по мне, выглядит очень странно. Впрочем, к этому я ещё вернусь.

Из описания игры в Steam становится ясно, что руководство пришельцев при отступлении попросту бросило кучу своих солдат на Земле. Новая XCOM – это игра про про терпимость людей и пришельцев друг к другу. Я считаю, что любые истории можно при правильной подаче рассказать хорошо и интересно, но игра с этим справляется не очень хорошо. Завязка сюжета такова: мэра города убили, подозреваются в этом три радикальные группировки. Вы — командир спецотряда, состоящего как из людей, так и из пришельцев и гибридов, должны выяснить, кто за этим стоит, а также остановить анархию в Городе-31.

Это победа, шеф! Вы спасли и людей и…. пришельцев, которые убивали десятилетиями ваших близких и друзей?

При этом, чтобы вы понимали, после столь долгой войны инопланетяне теперь живут вместе с людьми уже пять лет. Среди встречающихся в игре пришельцев есть, оказывается, и те, кто в прошлом помогал людям, но известно это стало, почему-то, только сейчас. Если во всех прошлых играх серии говорилось, что инопланетяне только плохие, хотят убивать людей, делать с ними всякие ужасные эксперименты, и ни капли не сочувствуют человеческому виду, то тут рьяно демонстрируется, что были и хорошие инопланетяне, вы просто не туда смотрели и были заняты только войной и своим Сопротивлением. «Не-не, ребят, все было по-другому», — говорят игрокам разработчики после двух игр про войну на истребление.

Полицейская академия будущего

Игра начинается с выбора четырех первых оперативников, с которыми вы начнёте серию расследований преступлений в Городе-31. Если ранее все солдаты были в основном безымянные, им можно было составить биографию, полностью поменять внешность, то тут есть только готовые персонажи со своей небольшой биографией.

Как не сложно догадаться, сделано это было для эксперимента (как и вся игра), чтобы продемонстрировать игрокам другой XCOM. По задумке, между этими оперативниками должны складываться определённые отношения. Вы периодически видите, как они общаются с друг другом, комментируют свои действия, но всё это, к сожалению, так и останется без какого-либо развития. Выглядит это так: «Я люблю сидеть на стуле», – говорит один персонаж, на что другой отвечает: «А я – нет, потому что я большой и он подо мной ломается!». Нет химии между персонажами, поэтому сложно проникнуться к ним чувствами, в отличии от своих солдат из прошлых частей. Но чисто в теории это решение выглядит довольно интересным, если доработать его правильно.

Менеджмент бойцов имеет очень жёсткие рамки по сравнению с прошлыми играми XCOM, так как у каждого оперативника есть своё любимое оружие и уникальный набор способностей. Кастомизации вообще нет, кроме цвета брони. Приходится выбирать из того, что есть, и готовить оперативников к серьёзным боям на улицах города.

Внимательно стоит относиться к выбору бойцов на конкретное задание, так как у некоторых из них есть особые перки, которые могут на определённых этапах миссии дать серьёзное преимущество и помочь застать противника врасплох (или не дать ему застать врасплох вас).

Стратегическая карта отображает ключевые районы города, где необходимо поддерживать порядок, иначе уровень анархии будет расти, а вы будете получать много дебаффов, что в конечном итоге может привести к расформированию подразделения. Помимо рядовых миссий, связанных с поддержкой порядка, есть ключевые, которые относятся к расследованию деятельности трёх группировок. Никто не будет ждать, пока вы там все свои важные дела сделаете, анархия будет подниматься с каждым игровым днём.

Но тут на помощь приходят способности оперативников – перки для дополнительного поддержания порядка, которые вы можете получать благодаря улучшению районов. Для этого, конечно, нужны будут деньги, информация и другие ресурсы, причём всего этого будет всё время не хватать, что побуждает к грамотному планированию действий.

Для того чтобы дефицит ресурсов не слишком сильно сжимал вам горло, а все ваши оперативники были заняты делом, есть побочные задания, так называемые «специальные операции», которые позволяют вам получать ресурсы, редкое оружие и многое другое.

Необходимо также проводить исследования, чтобы не оказаться в ситуации, когда противник выносит ваших ребят парой выстрелов, так как бойцы были одеты в летние штанишки и шли в бой с водяными пистолетами в руках. Враг не дремлет и не будет ждать, пока вы что-то там у себе исследуете.

Но не всегда прорыв в исследованиях – это единственный путь к победе. Важно развивать ваших оперативников в правильном направлении, а именно – выбирать способности и отправлять на дополнительную подготовку, чтобы подкачать их как следует (например, увеличить здоровье, навыки прицеливания и тому подобное). Результатом грамотного выбора будет правильно подобранный отряд на миссию. Нужно учитывать, против кого вы будете сражаться, с каким оружием и снаряжением. Порой думаешь: «Пфф, это мой любимый отряд, я им прошлую группировку остановил, а КТО СЕЙЧАС МЕНЯ ОСТАНОВИТ»?! И останавливают, потому что противник будет уже другим, со своими способностями и оружием, которые всю вашу тактику и оперативников вынесут за пару ходов. Поэтому здесь планированию нужно уделять особое внимание, иначе не обойдётся без сюрпризов.

Эффект от победы над одной из группировок будет большим, и не удивляйтесь, если почувствуете, как резко возросла сложность игры и мощь противников. По сути это переход на новый уровень, и игра при победе над каждой из групп будет бросать вам вызов, отражающийся в том числе и на карте города – волнений будет становиться все больше и больше.

Ведь ваша самая основная задача – изучить деятельность каждой группировки, которая подозревается в нехороших делах, и остановить её. Вначале вы будете собирать на одну из них материалы расследования, которые будут собираться в одну картину. И уже после того, как вы поймёте, кто сейчас перед вами и что они планируют, вам нужно будет их остановить. Будет запущена заключительная операция, после завершения которой вам предложат заняться следующей. И так до самого конца.

This Is the Police! Open the door!

Начало миссии и дальнейшие её уровни (этапы) – это фишка игры. Тут больше нет общего старта и приземления, как в прошлых частях. Начинаются операции сейчас с выбора сторон штурма, прямо как в Tom Clancy’s Rainbow Six Siege. Каждое из направлений даёт либо какое-то преимущество, либо какой-то недостаток. Например, в первого входящего сразу со 100% вероятностью попадёт враг, так как он был наготове и ждал с того входа вашего оперативника. Благо, все эти недостатки можно либо компенсировать способностями ваших бойцов (к примеру, Херувим может благодаря щиту принимать сразу огонь на себя, не получая урона), либо применить ослепляющую гранату, которая уберёт режим наблюдения противника, и ваш штурм начнётся без проблем. Здесь последнее решение и его последствия всегда остаются за вами.

При начале штурма включается этакое замедление времени, и вы должны выбрать, какие действия предпримут ваши товарищи, когда перешагнул через дверной проём, дав сигнал о начале операции. Вариантов немного: выстрелить во врага, перебежать в случайное укрытие или активировать свою способность, дав другим оперативникам дополнительное преимущество при атаке. Причём здесь не получится переключаться между бойцами как ранее в прошлых играх, начинать штурм и стрелять будут именно в такой последовательности, в какой вы их разместили перед началом операции. А уже как ваши бойцы успешно (или нет) зашли во внутрь, игра предлагает вам систему ходов как в Divinity: Original Sin, где на единой временной шкале за 1 ход будут отображаться очереди ходов ваших солдат и солдат противника. Так же (благодаря способностям оперативников) вы можете отложить очередь врага, и, наоборот, помогать вашим быстрее убить какого-то очень надоедливого андроида, пока не начались проблемы.

Так как вы теперь шеф спецподразделения по борьбе с терроризмом и всяческими проблемами, с которыми не сможет справиться обычная полиция, вы можете захватывать противников в заложники, чтобы получать дополнительный бонус за малую кровь. Для этого вам необходимо оглушить противника, и он будет валяться, пока вы не поедете домой. Как никак, это уже просто граждане, которые выбрали преступный путь, и судить их теперь нужно по закону!

Вражеские бойцы тоже претерпели изменения. Где-то это сильно изменённые старые враги, а где-то просто перекрасили солдата Адвент. Но не дайте себя обмануть: перед вами все тот же солдат Адвент. Причём такого крутого ощущения, как в XCOM-2, от вида новых и старых противников с их возможностями не будет. Тут это сделано в виде апгрейда, как в той же модификации Long War к обеим частям XCOM. Неплохо, но и не прорыв.

Бои же стали разнообразнее за счёт экспериментальных способностей бойцов, которых не было в прошлых частях. Видно, что разработчикам дали волю, и раз в вашем отряде теперь сборная солянка из людей и «нелюдей», то получилось реализовать множество интересных способностей и механик. У вас часто будут ситуации, когда при правильно выбранных комбинациях вы будете просто уничтожать ваших противников, не оставив им даже шанса. Перед вами все тот же любимый XCOM, в который будет интересно играть, пока не устанете напрягать свой стратегический ум.

В игре существует ряд миссий, в которых вы либо будете обороняться от противника, либо, наоборот, защищать территорию, а ещё – миссии по спасению важных шишек. В этом плане не ждите особого разнообразия спецопераций. Однако сама система временной шкалы, изменённые оперативники и противники выводят игру на очень интересный уровень. Порой приходит в голову, что такую удачную систему ходов было бы здорово увидеть в XCOM 3.

Графика и музыка нас связала

Об этом скажу совсем кратко. Что касается графической части – с выхода XCOM-2 нет никаких серьёзных изменений. Движок второй части, большее, чем в прошлых частях, разнообразие карт, за счёт небольшого размера локаций, но к поздним этапам многое будет повторяться. Отсутствие глобального разрушения (чтобы можно было взорвать целое здание), конечно, печалит, но в рамках игры это логично, потому что вы лишь спецотряд, а не армия освобождения. Крушить и ломать стены никто не запрещает. Было переработано множество текстур и добавлено немало новых, поэтому у вас не будет такого ощущения, что это полная копирка второй части. Максимум – это чувство дежавю, так как наработки второй части здесь есть в достаточном объёме. Улучшение графики прошло довольно успешно, но революции ждать не приходится.

Касаемо диалогов и картинок, то тут все выполнено в нарисованном и анимированном стиле. Вся история и диалоги нам подаются через рисованные картинки. Выглядит довольно интересным решением, и местами смотрится даже лучше, чем неестественные пластилиновые лица в роликах прошлых XCOM. Но опять-таки, только в масштабе этой (весьма камерной) игры.

Что касается саундтрека, то — тематика музыкального сопровождения сильно поменялась, мотивы эпичного превозмогания сменились мотивами городскими, с уличными разборками и штурмом квартир. Вас будет сопровождать неплохой электро, напоминая о далёком будущем и опасных операций. Отторжений органов слуха при прослушивании он не вызывает, так что можете не переживать. Но ему, конечно, очень далеко до прекрасных двух частей, особенно до альбома переработанной музыки из старых XCOM для дополнения War of the Chosen к XCOM-2.

Всего один вопрос

После прохождения игры я невольно задался вопросом: какое будущее ждёт серию XCOM после этого эксперимента?

Как вы, наверное, понимаете, тяжело разрабатывать что-то новое и постоянно удивлять уже былых фанатов, если не проводить тесты и исследования. Я думаю, что данная игра – это свежий эксперимент разработчиков из новой команды, которые под руководством и наставничеством старой и более опытной тестируют определённые механики, модели и смотрят на реакцию игроков: что им понравится, что будет встречено со скепсисом, и так далее. Разработчики пытались найти баланс между старым и новым, поэтому сейчас перед вами XCOM: Chimera Squad в таком видеЧто из этого получилось, какие выводы сделали разработчики и на что будет похожа следующая часть XCOM?

Время покажет.

Итог

XCOM: Chimera Squad – интересный эксперимент, игра, в которую можно поиграть, если вы любитель пошаговых и тактических игр. Бои здесь все такие же интересные, как и в прошлых частях серии, но ощущаются более свежо благодаря новым механикам и смене антуража. При этом следует отметить, что по сравнению с XCOM-2 игра куда менее масштабная, и, как следствие, реиграбельность её ниже.

В остальном же это игра с сильно изменённым геймплеем на платформе XCOM-2. Фишка игры про прописанные характеры оперативников можно было бы лучше реализовать, так как между бойцами нет какого-либо прогресса в отношениях, конфликта. А если вы фанат прошлых частей серии, то вас могут неприятно удивить определённые сюжетные изменения в истории войны людей и пришельцев.

В любом случае, проходить мимо этой игры любителям тактических пошаговый сражений точно не стоит.

Что понравилось:

  • интересная механика штурма;
  • удачная система ходов;
  • интересное решение с уникальными способностями и экипировкой бойцов;
  • антураж полиции и спецназа;
  • стильные анимированные сюжетные вставки.

Что не понравилось:

  • отсутствие кастомизации персонажей;
  • множество заимствованных их XCOM-2 текстур и моделей
  • слабый сюжет и проработка отношений между персонажами;
  • слишком резкие изменения в каноне серии.
 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 7 ИЗ 10

Сыграно: 21 часов.
Игра: приобретена автором обзора.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии