Перейти к содержимому

Гайд: как построить шину ресурсов (главную шину) в Factorio

Если вы хотите отойти от дизайна «макаронной фабрики», на помощь придёт шина ресурсов, которая позволит достичь огромной пропускной способности на протяжении всего вашего завода. В этом гайде вы узнаете о том, как создать полноценную шину ресурсов, в том числе: какие ресурсы в неё добавлять, как их из неё забирать и балансировать, а также общие советы и хитрости.

Вступление

Шина ресурсов (встречаются также названия: основная шина, главная шина, центральная шина, англ. main bus) – благодаря своей лёгкости и гибкости, один из наиболее распространённых в использовании дизайнов фабрики среди игроков в Factorio. Хорошо спроектированная шина ресурсов поможет вам построить аккуратную и эффективную фабрику, которая сможет обеспечить теми ресурсами, которые вам требуются.

Начало

В самом начале игры вы будете использовать для перемещения различных вещей вашего персонажа. Но вскоре вам понадобится наладить электроснабжение и разместить электрические буры/electric mining drills, которые будут снабжать ваши печи/furnances, перерабатывающие руды в железные/iron и медные/copper плиты. Первые конвейеры, идущие от печей/furnances и станут началом вашей шины ресурсов.

Как только вы начинаете использовать конвейеры, вы должны начать планировать шину ресурсов. Любая задержка в планировании шины ресурсов приведёт к потере времени и затрате лишних усилий на создание временных конвейерных линий.

Постройка шины

Планирование

Уже в самом начале игры вы должны решить, в каком направлении будет идти ваша шина ресурсов. Обычно её делают прямой горизонтально или вертикально. Она может быть и в виде «змейки», огибающей озёра, но углы занимают много места.

Посмотрите на карту, выберите широкое открытое место с возможностью расширения как минимум в одном направлении, которое не будет задевать залежи руды и перерабатывающие строения.

Жёлтые стрелки указывают на возможные направления шины ресурсов. Тщательно подойдите к выбору одного из направлений – оно должно иметь много места для расширения в дальнейшем.

Ресурсы

Каждый из этих ресурсов, или продуктов, важен для шины:

  • Железная плита/Iron plate x4 (рекомендуется x8)
  • Медная плита/Copper plate x4 (рекомендуется x8)
  • Стальная балка/Steel plate x1 (рекомендуется x2)
  • Зелёная электросхема/Electronic circuit x2 (рекомендуется x4)
  • Красная электросхема/Advanced circuit x1 (рекомендуется x2)
  • Синяя электросхема/Processing unit x1
  • Пластмассовый брусок/Plastic bar x1 (рекомендуется x2)
  • Аккумулятор/Battery x1
  • Каменный блок/Stone brick + Камень/Stone x1
  • Уголь/Coal x1
  • Смазочная жидкость/Lubricant (через трубу)
  • Серная кислота/Sulfuric acid (через трубу)

Первые числа для фабрики небольших размеров, рекомендуемые – для фабрики с хорошей пропускной способностью для надлежащего запуска ракеты. Далее в гайде будут использоваться рекомендуемые значения, чтобы проиллюстрировать примеры более полно.

Эта радуга из конвейеров обеспечит отличную производительность вашей фабрики

Структура конвейера

Есть пара различных структур, которые вы можете использовать в дизайне своей шины ресурсов. Некоторые игроки соединяют все конвейеры вместе, однако я настоятельно рекомендую дизайн вида 4 конвейера, 2 пустых клетки, 4 конвейера и так далее с трубами на одной из сторон. Этот дизайн позволит легко отводить ресурсы с одной из сторон, так как эти две пустых клетки оставляют место для погружения (1 клетка) и выхода (ещё 1 клетка) подземного конвейера.

Оставляйте место для подземных конвейеров между блоками. Не забудьте добавить трубы для жидкостей.

Не обязательно сразу строить все линии. Вы можете просто поставить один квадрат конвейера для каждой линии или начертить шаблон. Можно бросить кусок материала и пометить им каждую линию (для этого возьмите его в руки и нажмите z). Всё это поможет держать в голове будущую конструкцию шины и относительно неё строить другие объекты.

Маркеры в виде ресурсов помогут запомнить, для чего нужен каждый конвейер

Снабжение шины

Балансировка до шины

Прежде чем направлять конвейер в шину, он должен быть максимально сбалансирован. Сбалансирован – это значит, что ресурсы идут по его обеим сторонам в одинаковом количестве. Используйте одну из следующих балансирующих конструкций, чтобы сбалансировать поток ресурсов на конвейере перед тем, как они достигнут шину ресурсов. Их можно поставить прямо вслед за вашими печами/furnances.

Угловой балансировщик. Разные цвета конвейера для контраста.
Прямой балансировщик
Сталь балансируется на каждом конвейере и затем идёт в шину ресурсов

Балансировка в шине

В шине на две линии вы можете использовать обычный разделитель/splitter для балансировки ресурсов. Однако если у вас 4 или больше линии конвейеров, то для того, чтобы все ресурсы шли поровну по каждому из них, вы скорее всего захотите использовать что-то получше, чем спам разделителями/splitters.

Вот мой любимый балансировщик для линии из 4-х конвейеров:

Дизайн балансировщика для 4-х линий
Работа балансировщика для 4-х линий на практике

Вот в этом посте на Reddit можно найти ещё больше вариантов разных балансировщиков.

Много линий, но мало ресурсов… пока что!

В самом начале вы начнёте снабжать вашу шину из печей/furnances, производящих железные/iron и медные/copper плиты. По мере того как вы наполняете шину, убедитесь, что ваши балансировщики распределяют ресурсы по всем линиям. Т.е., если у вас есть 1 конвейер, который отправляет на шину медные плиты/copper plates, используйте балансировщик, чтобы распределить их по всем четырём конвейерам шины. Это позволит вам затем использовать обе стороны шины, чтобы оттягивать оттуда ресурсы на производство. Для большей пропускной способности вы можете добавить больше линий, когда будете готовы их построить (посмотрите на линию зелёных схем на скриншоте ниже).

Введение промежуточного производства

Очевидно, что в самом начале в шине не может быть всё, так для создания одних промежуточных ресурсов требуются другие промежуточные ресурсы. Их предельно просто добавить, когда вы заранее заготовили для них место. В конце конвейера с каждым ресурсом убедитесь, что он равномерно распределяется по всей шине.

Когда место заранее запланировано, добавить зелёные схемы очень легко. В начале игры вы будете иметь всего 1 конвейер с выходом зелёных схем – распределите их по всем 4 линиям до того, как начнёте производить больше.

Вы даже можете добавлять в середину шины отрезки каких-либо ресурсов, если они идут в противоположном направлении.

Использование разделителя для того, чтобы красные схемы шли по обоим направлениям шины

Добавление жидкостей

Большинство жидкостей могут быть независимы от шины и перемещаться непосредственно рядом с местом переработки нефти. Однако вот эти две я люблю добавлять в шину ресурсов:

  • Смазочная жидкость/lubricant: используется в производстве электродвигателя/electric engine unit, синих конвейеров /express belts и разделителей/splitters.
  • Серная кислота/sulfuric acid: используется в производстве аккумулятора/battery и синих электросхем/processing units.

Я пускаю эти две жидкости по трубам с одной из сторон шины, через 2 клетки от основных конвейеров.

Отвод с шины

Линии по производству лучше размещать перпендикулярно шине ресурсов. Это позволяет расширять систему в будущем и легко брать ресурсы с шины.

Шина ресурсов идёт в направлении север/юг, в то время как линии производства отходят от неё на восток и запад

Множество различных ресурсов требуют для своего производства одинаковые промежуточные ресурсы, поэтому они могут быть расположены на одной линии. Но если вам нужно большое количество одного из итоговых ресурсов, то на одной линии их помещать не стоит – это может привести к недостатку ресурсов для производств, находящихся более далеко.

Отводы от шины ресурсов могут обслуживать несколько производств различных продуктов. На скриншоте – один тройной отвод обслуживает сразу несколько сборщиков манипуляторов/inserters разного цвета

Отвод одного ресурса

Чтобы создать отвод с одним ресурсом, просто поместите на конвейер шины разделитель/splitter, а затем используйте подземный конвейер, чтобы вытянуть ресурс с шины и затем доставить куда нужно.

Так выглядит отвод стальных пластин/iron plates вправо от шины. После отвода не забудьте перебалансировать ресурсы (об этом читайте ниже)

Если вы делаете отвод с середины шины, используйте подземные конвейеры уже не для отвода, а для самой шины в месте отвода.

Отвод с конвейера, который находится в середине шины из 4-х конвейеров. Убедитесь, что после отвода все ресурсы идут дальше по шине за счёт подземных конвейеров.

Я предпочитаю оставлять как минимум 3 свободные клетки вокруг сборочных автоматов/assembling machines вдоль линий отвода – 1 для манипуляторов, 2 для конвейеров. Между сборочными автоматами/assembling machines я ставлю сундуки/chests. С помощью них можно передавать промежуточные ресурсы дальше по линии.

Место между линиями сборки открывает возможность дальнейшей экспансии. Сундуки между сборщиками позволяют эффективно использовать пространство.

Отвод двух ресурсов

Большинство ваших отводов с шины ресурсов будут в виде одного конвейера, который транспортирует сразу 2 различных ресурса. Это сохраняет место, эффективно и позволяет обеспечить производство до 8-ми различными ресурсами при использовании стандартного дизайна. Т.е. 2 конвейера с каждой стороны сборочного автомата/assembling machine с 2 ресурсами на каждом, забор с которых идёт с обычных и длинных манипуляторов/inserters. Имеем 4 конвейера, на каждом 2 ресурса, 4*2=8.

В данном случае ваша цель – создать вот такую структуру: два конвейера снабжают третий с двух сторон, образуя конструкцию в виде буквы Т. Так как каждый конвейер при присоединении к другому может сбрасывать ресурсы только на одну его сторону, в итоге вы получите выходную линию, транспортирующую два разных ресурса.

Самый лёгкий способ сделать отвод на два материала – это начать строить линию с конца, т.е. начав недалеко от сборочного автомата/assembling machine. Достройте конвейер до будущего места выхода с шины, сделайте Т-конструкцию и убедитесь, что она выполнена правильно и в данный момент ресурс идёт только по одной стороне конвейера.

Затем добавьте отвод второго ресурса к противоположному краю Т-конструкции.

Балансировка

После того, как вы сделали отвод от шины, вам нужно снова перебалансировать ресурсы, чтобы на линии, с которой вы только что сделали отвод, их количество не начало уменьшаться дальше по шине.

На двухлинейной шине (вроде той, где идёт пластмасса или сталь) для этого используйте обычный разделитель/splitter. На четырёхлинейной шине вам нужно сделать так, чтобы самая дальняя линия от той, от которой вы сделали отвод, наполняла последнюю ресурсами. Следовательно, понадобится 3 разделителя/splitters, чтобы перераспределить ресурсы обратно на линию.

Первоначальный отвод
Добавление разделителей/splitters
Стрелки показывают направление движения ресурса. После отвода с 4-ой линии разделители/splitters позволяют ресурсу с 1-ой линии пройти весь путь вплоть до 4-ой линии, пополняя тем самым все линии четырёхполосной шины

Если ресурсы на ваших линиях хронически не сбалансированы, рассмотрите вариант установки вот такой «правильной» балансировочной конструкции:

«Правильная» балансировочная конструкция (слева на линии с железом/iron), которая позволяет равномерно распределить ресурсы, и более компактное решение (справа на линии с медью/copper) для случаев, когда не так много места

Ещё один пример отвода двух ресурсов с шины:

Отвод
Добавление балансировщиков

Скажите нет подземным отводам!

Если вы используете «быстрый и корявый» метод с подземным конвейером для забора ресурсов с шины, имейте ввиду, что тогда вы заберёте ресурс только с одной стороны конвейера, что приведёт к серьёзным проблемам с балансом, поскольку разделитель/splitter после этого не сможет заново отбалансировать ресурс.

Использование подземного конвейера для отвода может показаться быстрым и лёгким решением, но ведёт к серьёзным проблемам с балансом и пропускной способностью

…хотя, иногда подземные конвейеры полезны

Единственный подходящий случай для использования подземных конвейеров на шине – это когда вы хотите разделить линию с двумя ресурсами и легко добиться хорошей проходимости (один фильтрующий манипулятор/filter inserter этого не обеспечит).

Отделение одного ресурса:

Разделение двух ресурсов:

Примеры производственных линий

Несколько примеров производственных линий, берущих ресурсы с шины.

Красные и зелёные научные колбы

Красные колбы требуют для создания шестерни/gears и медь/copper.

  1. Потребуются следующие сборочные автоматы: 1, производящий шестерни/gears, и 6-8, производящих красные колбы.
  2. Поставьте автоматы в одну линию. Расположите с одной стороны 2 линии конвейеров, с которых они будут брать ресурсы. Расположите с противоположной стороны одну линию, на которую они будут выкладывать красные колбы.
  3. К автомату, собирающему шестерни/gears, поставьте 2 быстрых манипулятора/fast inserters, которые будут забирать iron plates/железные листы с ближней половины прилежащего конвейера, и ещё один, который будет выкладывать готовые шестерни на его дальнюю половину. К каждому сборщику красных колб поставьте один обычный и один длинный (красный) манипулятор на забор ресурсов.
  4. На дальний от сборщиков конвейер отведите медные листы/copper plates в две линии.
  5. На ближний к сборщикам конвейер отведите iron plates/железные листы в одну линию на ближнюю к сборщикам половину (это важно!), как на скриншоте ниже.

Зелёные колбы требуют для создания конвейеры/belts и манипуляторы/inserters.

  1. Расположите сборщики: 1 для создания шестерней/gears, 1 для создания конвейеров/belts и 1 для манипуляторов/inserters, и затем 8-10 сборщиков зелёных колб. Расположите их с отступом в одну клетку от красных колб на конвейере – зелёные колбы займут его другую сторону.
  2. Расположите 2 ряда конвейеров вдоль производства шестерней/gears, манипуляторов/inserters и belt/конвейеров, и добавьте поворачивающий конвейер, который ведёт к сборщикам зелёных колб, как на скриншоте ниже.
  3. Расположите манипуляторы/inserters, как на скриншоте ниже. Длинный понадобится только для сборщика шестерней/gears.
  4. На дальний входной конвейер отведите зелёные схемы.
  5. На ближний входной конвейер отведите железные плиты/iron plates. Убедитесь, что они идут на ближней от сборщика лини (это важно!)
  6. Готово! Два вида колб начинают эффективно производиться и отправляются по одному конвейеру.

Конвейеры

Для того, чтобы сделать быстрое и эффективное производство конвейеров, следуйте инструкции:

  1. Расположите сборщики по сеточному шаблону, как показано на скриншоте ниже, добавив конвейеры, манипуляторы/inserters и электрические столбы/electric poles.
  2. Сундуки около каждого сборщика отправляют произведённые конвейеры как промежуточный ресурс дальше по линии и одновременно создают место, откуда их при необходимости можно забрать. Сначала это железные сундуки/iron chests, а позже их можно превратить в сундуки пассивного снабжения/passive provider chests и сундуки запроса/requester chests.
  3. Отведите с шины железо (в двух местах для лучшей пропускной способности) и половину конвейера зелёных электросхем. Если у вас ещё нет красных электросхем, ничего страшного – просто запланируйте на будущее.
  4. Убедитесь, что оставили место для трубы со смазочной жидкостью/lubricant, чтобы направить её для питания сборщиков синих конвейеров.

Модули

Производство модулей организовать относительно легко.

  1. Отделите полный конвейер красных электросхем и сделайте его ближним к сборщикам, так как их потребуется больше всего.
  2. Отделите линию с зелёными и жёлтыми электросхемами.

Как держать шину в порядке

  • Убедитесь, что вы балансируете ресурсы после того, как делаете отводы с шины.
  • Делайте апгрейд конвейеров по мере того, как требуется бОльшая проходимость (я обычно пропускаю красные и потом сразу улучшаю до синих, чтобы не менять по 2 раза).
  • Самый лёгкий путь апгрейда конвейеров – это просто бежать вдоль линии, зажав клавишу мыши, расставляя конвейеры поверх существующих. Подземные конвейеры также можно улучшать, просто поставив на них сверху более продвинутую версию.
  • Когда вы откроете дронов, можно будет легко расширять шину с помощью чертежей.
  • Добавляйте больше производства для заполнения шины промежуточными ресурсами: медными/copper и железными/iron плитами, сталью/steel, зелёными электросхемами/green circuits и другими.
  • Между линиями расположите на земле бетонные/concrete или каменные/stone блоки – они увеличат вашу скорость передвижения по ним.
  • Если вам понадобится дополнительный промежуточный ресурс, который используется для создания очень небольшого количества ресурсов (вроде камня/stone, каменных блоков/stone bricks или угля/coal), то либо запустите дополнительную линию сбоку от шины, заканчивающуюся в месте производства, либо отправляйте эти ресурсы с помощью дронов и сундуков запроса/requester chests.

Наука и шина ресурсов

Производство исследовательских пакетов/science packs, или, проще говоря – разноцветных колб, может быть эффективно организовано в виде расширяемой системы на основе отвода от шины.

В данном примере у меня 64 лаборатории, которые работают благодаря серьёзной пропускной способности основной шины. Кроме того, всё это связано проводами и подключено к выключателю питания/power swtich, что позволяет выключить производство, когда исследование завершено.

Отключение от шины

Когда потребность в ресурсах становится слишком большой, вы можете отключить одно из производств от шины и начать снабжать его с других источников. Некоторые игроки в таких случаях ставят отдельную шину в стороне от основной или транспортируют эти ресурсы на поездах.

Например, я снабжаю мою сборку зелёных электросхем/green circuits с помощью 3-х линий железных плит/iron plates и 4-х линий медных плит/copper plates. Всё это отдельно от основной шины. На скриншоте отдельная шина отмечена как Green Circuit Bus.

Примеры на скриншотах

Со временем я построила много разных фабрик… вот некоторые примеры шин ресурсов, которые я использовала.

Одна из первых фабрик, в которых я использовала шину ресурсов. У меня было довольно мало линий в сравнении с тем, как я делаю сейчас.
Мой первый ленточный мир! Мне понадобилась тонкая структура из-за ограничений в пространстве – это была карта на 100 клеток в высоту и бесконечная в ширину.
Моя первая карта со спидрана. Потратила много времени на то, чтобы обогнуть лес! Всего прохождение заняло 7:02:00 часов.
Фабрика с испытаниz «без ручного крафта». Определённо учит тому, как строить эффективные структуры, подходящие для всего.
Ещё одна горизонтальная шина на моей фабрике сурового севера.
Моя пустынная фабрика. Тут я специально построила вертикальную шину, ибо до этого постоянно были горизонтальные.

Почему именно эти ресурсы, а не те?

  • Медные провода/copper cables. Хотя они требуются в большом количестве для производства зелёных электросхем/green circuits, кроме этого они больше почти ни для чего не нужны. Они также неэффективно вписываются в шину: из одной медной плиты/copper plate получается 2 медных провода/copper cable, что увеличивает потребность в конвейерах вдвое! Гораздо лучше их отдельно подавать туда, где они нужны.
  • Шестерни/gears. Хотя их соотношение производства выгодное (из 2-х железных плит/iron plates получаются 2 шестерни/gears), с помощью экспериментов я пришла к выводу, что более эффективно производить их локально. Они используются в довольно небольших количествах и 1 сборщик может произвести вполне достаточно шестерней/gears для линии. Он может быть расположен таким образом, чтобы железные плиты/iron plates шли на одной линии конвейера и шестерни/gears на другой линии этого же конвейера (много продуктов требуют оба этих ресурса одновременно). В местах, где шестерни/gears требуются в больших количествах, таких как массивы по производству конвейеров/belts, достаточно легко производить их прямо там, направляя к ним железные плиты/iron plates. Когда шестерни/gears были на шине, мне всегда казалось, что их не хватает, даже если я добавляла дополнительные линии.
  • Уголь/coal, каменный блок/stone brick. Используемые в очень малом числе продуктов, они не стоят того, чтобы выделять им отдельную линию на шине. Лучше доставляйте их отдельным конвейером сбоку или с помощью дронов.

Спасибо за прочтение гайда! Это переведённый и адаптированный гайд от игрока KatherineOfSky

Подписаться
Уведомление о
6 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии