Итак, дорогие читатели, свершилось чудо – спустя два длительных переноса в релиз вышла экономическая стратегия под названием Tropico 6. Сегодня мы разберёмся, получилось ли у Kalypso Media сделать достойное продолжение серии.
В чем суть?
Для тех, кто не знаком с серией поясню, о чем же идёт разговор. В Tropico вы примеряете на себя роль Эль Президенте, безоговорочного правителя и бессменного диктатора островного государства, расположенного где-то в Тихом океане.
Суть всех геймплейных механик сводится к развитию своего государства посредством менеджмента и строительства в трех основополагающих направлениях: экономической, военной и социальной сферах.
С первыми двумя всё принципе понятно, а вот последняя очень важна для безопасности собственной власти – ведь если народ не доволен, то и до мятежа не далеко. Восстание всегда можно подавить силой (если, конечно, таковая имеется), но такой подход только усугубит ситуацию с оппозицией. А ещё, как и у любого уважающего себя государства, у вас будут враги среди других стран, так что силы могут пригодится и для внешних конфликтов.
В итоге получается добротная экономическая стратегия с большим углублением как во внутреннюю, так и во внешнюю политику.
Сюжет
В новой части Tropico разработчики, видимо, решили, что сюжетная кампания это что-то лишнее и пошли по другому пути. На этот раз вас ожидает набор отдельных миссий, не особенно как-то связанных между собой. В первой из них вам будет показана история знакомства с вашим верным помощником Пенультимо, а в остальных какие-то отдельные события из разряда воспоминаний о былых деньках.
Понимаю, что в стратегиях не так важен сюжет, однако на фоне предыдущей части с её цельной историей, мировым заговором и путешествиями во времени всё это выглядит ещё слабее.
Геймплей
Так как игра у нас экономическая, поэтому давайте начнём разговор с того, как же тут зарабатываются деньги. А зарабатываются они очень просто: строим плантации и шахты, а далее всё наше добро отправляется на экспорт в ближайший порт. Но чтобы товар попал в порт, у вас обязательно должна быть кантора дальнобойщиков, и работники в ней, которые перевозят любые товары в пределах островного государства.
Однако добыча и продажа базовых ресурсов приносит не так много денег, как хотелось бы, поэтому со временем можно задуматься о постройке сталелитейного завода, который будет перерабатывать уголь и железо в сталь, а это уже совсем другие деньги. В дальнейшем можно будет продолжить производственную цепочку, построив оружейный завод и завозя туда сталь и никель (добывается шахтами), на выходе получая оружие, продажа которого сулит уже более крупные суммы денег.
Для всех добывающих и обрабатывающих построек естественно требуются рабочие руки, которые должны где-то проживать, что-то есть и как-то отдыхать. А чтобы производство не сильно вставало в отсутствии рабочих, всю сопутствующую инфраструктуру стоит строить недалеко от производств, в противном случае рабочие могут добираться по полгода от дома до работы.
И, кстати, тут я могу упомянуть одно из новшеств серии – это автобусные депо, которые дадут возможность прокладывать автобусный маршрут из точки А в точку Б. Сразу же хочется сказать, что механика работы данного новшества спорная, так как одно депо может содержать всего один маршрут, в котором нету промежуточных станций. Поэтому о разветвлённой сети общественного транспорта можно забыть до появления метро, ну либо придётся строить очень много таких депо, что скажется на бюджете, так как зарплату платить будет государство.
В новой части, судя по ощущениям, серьёзно переделали баланс зарплат, цен на экспорт, аренды жилья и так далее. Потому как просто заспавнить карту добывающими постройками и грести деньги лопатой не получится – над инфраструктурой придётся серьёзно подумать, чтобы у ваших жителей в близи от работы было всё необходимое, чтобы производство никогда не останавливалось, и при этом не переборщить, так как зарплаты на ту же церковь и медицину уходят из казны, а без соответствующих указов денег эти постройки не добывают от слова совсем.
Теперь немного про менеджмент: в игре есть несколько интересных инструментов для управления страной, и первый из них это конституция. Разделена она на двенадцать пунктов, начиная с того, кто может голосовать на выборах, и заканчивая мировой рыночной экономикой. В каждом пункте можно выбрать одно из трёх направлений, тем самым сильно меняя жизнь тропиканцев.
Второй инструмент воздействия на население — это указы, в которых можно облегчать жизнь горожанам за счёт казны. Например, сильно снизив налоги. Либо наоборот усложнить за счёт, например, ввода платной медицины. И различных указов наберется с пол сотни, а то и больше. Есть и всяческие полезные с чисто экономической стороны указы, например, городское развитие – уплатив единожды 7000 единиц местной валюты, постройка всех жилых зданий на 5 лет обходятся в 2 раза дешевле, что может сильно сэкономить бюджет.
Следующий инструмент не несет в себе полезных механик для государства напрямую, однако помогает открывать новые виды указов, глав конституции и режимы работы зданий. Речь, конечно же, идёт об исследованиях. И выполнены они в игре без излишних закорочек – просто строите, к примеру, здание библиотеки, и оно при наличии рабочих начинает генерировать очки технологий.
Ещё одним интересным элементом игрового процесса являются эпохи, на которые поделен геймплей. Начинается игра с позднего колониального периода, а заканчивается в современности. Всего вас ожидают четыре временных периода, в которые также умещаются вторая мировая и холодная войны.
Переход между эпохами осуществляется каким-то глобальным заданием. К примеру, в период второй мировой войны нужно стать союзником одной из сторон и пережить атаку противоборствующей. Помимо внешних игроков, эпохи различаются набором доступных зданий, указов, апгрейдов, фракций, исследований и чисто визуально различающихся построек.
Население
Про население ничего нового я, наверное, не расскажу. Как и прежде у каждого гражданина Тропико есть ряд потребностей: еда, жильё, вера, работа, досуг и так далее. Однако в отличии от всяких сурвайвол проектов, неудовлетворенность тем или иным параметром сильно влияет на одобрение народом политики, проводимой вами.
Стоит упомянуть что в игре идёт постоянная симуляция каждого жителя, и все они имеют свои привычки, наклонности и так далее. Для одного жителя первостепенно будут требоваться походы в церковь, для другого важнее досуг, а кто-то будет закоренелым преступником. А ещё каждый житель является приверженцем нескольких внутриполитических фракций.
Политика
Для Эль Президенте, помимо поддержки собственных жителей, нужна ещё и поддержка фракций, коих в игре к последней эпохе добавится аж целых восемь штук. Фракции эти поделены на блоки по две взаимно ненавидящих друг друга. Например, коммунисты и капиталисты, зелёные и промышленники.
Лавировать между ними для всеобщего одобрения сложно, так как отношения фракций к Эль президенте строятся не только на каких-то выполненных просьбах, но и зависят от выбранных пунктов конституции, а также просто от различных построек. Например, постройка множества фабрик улучшает отношение с промышленниками, но тут же ухудшает отношения с зелеными.
Вдобавок к вот такой балансировке добавились новые типы заданий от фракций. Теперь у вас временами появляются двойные задания, в которых придётся выбирать, какой из фракций помогать. Соответственно, обездоленная сторона потеряет часть уважения к вам.
Вторая сторона политики – это, естественно, международные отношения, и в каждой эпохе есть свои лидеры, с которыми эти отношения надо строить. В начале это будут Корона и Революционеры, в конечной же эпохе число игроков мировой арены разрастётся до пяти.
У вас также будут задания от лидеров стран, а ещё на отношения влияет торговля. Чем активнее и чаще в торгуете с какой-либо страной, тем лучше она будет относится к вам. А ещё можно влиять на благодушие стран путём дипломатии, с помощью посольств и предвыборных речей, но там скорее в худшую сторону. Кстати, на отношения с фракциями предвыборная речь тоже влияет.
Новшества
Итак, давайте разберёмся, в чем же заключаются различия между шестой номерной частью и другими играми серии Tropico. Для начала обратим внимание на забытую в предыдущей части механику, которую вернули на место: перед очередными выборами Эль президенте снова может толкать предвыборные речи, тем самым временно повышая одобрение народа в период выборов. В самой механике толком ничего не изменилось: вы будете выбирать, на какую проблему не обращать внимания, какую фракцию поддержать и какую державу обвинить, а также сможете пообещать что-то исправить.
Далее идёт механика рейдерства. Не сказать, что идея, полностью оригинальная для серии, так как похожее было во второй части франшизы, и функционал, доступный в колониальной эпохе, почти полностью её копирует. Тут вам и стандартный грабеж, выбирай только тип ресурсов для кражи, и спасение выживших в кораблекрушении с выбором, кого конкретно надо спасать.
В остальных же эпохах есть инструменты куда интереснее – диверсии в другой стране, кража технологий, терроризм на Карибах и ещё много всего интересного. Для каждого периода есть своё собственное здание для рейдов, которое необходимо исключительно для разблокировки операций данной эпохи.
И, пожалуй, вишенкой на торте является возможность устроить операцию по похищению одной из четырёх достопримечательностей в каждом временном отрезке, которое будет сопровождаться несколькими заданиями от команды, направленной на дело. После выполнения их вы сможете бесплатно возвести ту самую достопримечательность у себя на острове. Такая постройка даёт не только хороший буст к туризму, но и особое положительное свойство, которое влияет на всю вашу республку.
Ещё одним нововведением является Брокер. Персонаж этот крайне полезен в нелегальных операциях. У него есть свои задания к Эль Президенте, за которые можно получить деньги на счёт в швейцарском банке, но это ещё не всё. Если раньше накопление денег в Швейцарии было условием для победы или давало возможность открывать перки для своего лидера, то теперь сфера применения этим средствам куда шире.
Тут вам и возможность отмены конституции, и открытие чертежей (про них чуть позже), и задабривание фракций, и стимулирование рынка для создания новых предложений торговли – всего и не перечислишь. Кстати, про счёт в Швейцарии – пополнять его можно далеко не только заданиями Брокера, но и, к примеру, некоторыми указами.
Указы, кстати говоря, тоже немного изменились – теперь почти каждый эдикт имеет уровни развития. Чем дольше принят тот или иной указ, тем выше уровень. Нужно это для того, чтобы со временем негативный эффект от указа становился менее значимым, а положительный более ощутимым.
Ещё одно нововведение (возможно, оно уже было ранних играх – честно, не упомню) – чертежи. В каждой новой эпохе вы не сможете сразу строить любые здания. Для этого сначала необходимо открыть чертёж либо заплатив нужную сумму, либо выполнив чьё-либо задание, либо через брокера.
Ну и напоследок упомяну то, что всем нам рекламировали на протяжении всей разработки игры. Теперь вы управляете не одним островом, а целым архипелагом островов. Чем же это грозит? Для сообщения между островами придётся, на началах, использовать паромные переправы. С переходом в новую эпоху появится возможность строить мосты. Одним из ограничений теперь является невозможность использовать метро на всей территории Тропико – сообщения будут работать только в пределах одного острова. А ещё из-за изрядной рельефности островов в вашем распоряжении появились тоннели и фуникулёры.
Как это чувствуется?
А теперь давайте поговорим о такой метафизической вещи, как атмосфера. В данной части серии, как и в прошлых, отлично передаётся дух банановой республики. Безупречное звуковое сопровождение латиноамериканскими композициями, фирменный юмор диктатора и цветовая палитра райского острова делают своё дело. Это всё тот же Tropico, только чуть шире и глубже.
Графическая часть выполнена великолепно. Есть, однако небольшие претензии к моделькам тропиканцев – такое ощущение, что на этапе бета теста (а в бете они были нормальные) разработчики решили, что их можно понерфить во благо оптимизации, потому что в движении выглядят они как запикселенные 3d модели. Кроме, конечно, модели самого Эль Президенте. Но вот если поставить игру на паузу, то сразу всё встаёт на свои места. К такому решению трудно придираться, так как особо рассматривать жителей будет некогда.
В целом в игре изменились пропорции построек и жителей. Здания теперь кажутся более настоящими благодаря своим масштабам, а тропиканцы стали совсем крохотные. Можно сказать, что вся игра стала более масштабной во всех смыслах.
Довольно сильно приелся сам сеттинг. В той же второй части хотя бы пробовали экспериментировать, в пятой части впервые разделили игру на 4 эпохи, что неплохо освежило серию, а с шестой таких кардинальных изменений не произошло. Оно, наверное, и понятно – ведь игру снова отдали в руки новой студии разработчиков, которая старалась бережно сохранить то многое, за что полюбили серию.
Техническое исполнение
Про техническое исполнение особо сказать нечего, так как за множество часов игры я не испытал ни одного бага. Видимо время, взятое на полировку продукта, пошло игре на пользу. Оптимизация, бич современной игровой индустрии, похоже тоже обошел эту игру стороной.
Что же мы имеем на данный момент?
Что понравилось:
- увлекательный геймплей;
- политические игры;
- усложненная экономика;
- красивые пейзажи;
- добротные модели зданий и техники;
- множество нововведений больших и маленьких;
- хорошая оптимизация.
Что не понравилось:
- отсутствие сюжетной компании;
- немного приевшийся сеттинг.
Итоговая оценка:
Не буду ходить вокруг да около, и поставлю игре 7 баллов из 10. Почему не больше? Потому что это всего лишь аккуратное и планомерное развитие старых идей с долей нововведений. Похвально, но не изумительно.