Наконец вышло долгожданное мной дополнение для Factorio, а вместе с ним патч 2.0. И патч, и дополнение привносят в игру множество изменений. Дополнение Factorio: Space Age также содержит в себе два небольших обновления: одно добавляет надземные рельсы, другое – систему качества, и всё это работает даже если у вас нет дополнения.
Мини-дополнения
Надземные рельсы явно придуманы разработчиком на основе той местности, которую ввели в дополнении Factorio: Space Age, но даже в ванильной версии они хорошо укладываются в геймплей – особенно для любителей ситиблоков. Можно проводить пути над всем производством с меньшим количеством затраченного пространства, но к надземным рельсам нельзя ставить светофоры и станции.
Качество – новый параметр, добавляемый предметам и зданиям. Вместе с ним появился новый вид модулей — модули качества. Каждый модуль добавляет небольшой процент к шансу создания более качественного предмета. Новый параметр улучшает определённые характеристики зданиям, дронам, технике и оборудованию игрока. Турели получают повышенную дальность стрельбы, патроны — повышение урона, столбы — дальность подключения, а броня и техника получают увеличенную сетку оборудования и повышение других характеристик.
Когда вы исследуете первые модули качества, вы сможете получить предметы необычного и редкого качества, а ещё две степени качества прокачиваются отдельно.
Главное блюдо
Factorio: Space Age всё также отправляет вас на планету Наувис, но теперь среди технологий у вас отбирают возможность исследовать взрывчатку для зачистки территории от гор, артиллерию и паукатрона. Эти технологии можно будет исследовать позже. В остальном геймплей от оригинальной игры не отличается до этапа запуска ракеты, не считая элементов двух предыдущих мной описанных мини-дополнений. А вот когда вы доходите до ракеты – начинается кое-что новое.
Вместо спутника вы теперь запускаете всё подряд в космос, но сначала нужно запустить то, куда это всё приземлять. Первое что нужно будет создать – это стартовый набор космической платформы. После её запуска на ракете вы получаете в своё распоряжение космическую платформу, которая нужна для всего дальнейшего контента в Factorio: Space Age. На ней нельзя использовать дронов, поезда и ящики. Но вам придётся развернуть на ней нужные производства и добывать с помощью сборщиков астероидов ресурсы. Новые элементы платформа ставит сама, главное закинуть ей ресурсов с планеты.
Первую платформу я рекомендую делать чисто под производство космических исследовательских пакетов. Для начала хватит и пары электрических печек с 2-3 сборочными автоматами – главное настроить логику (тут вам придётся научиться пользоваться комбинаторами, проводами и другими логическими элементами, которые, вероятно, большинство игроков проигнорировало). Дело в том, что астероиды генерируются случайно, и, как правило, больше всего летает металлических. Поэтому необходимо или настраивать, какие астероиды ловить, или выкидывать лишнее за борт. В дальнейшем можно исследовать преобразование астероидов и лишние просто преобразовывать в нужные.
После получения космических пакетов вы сможете исследовать двигатели для платформ и космические путешествия к трём планетам. На пути к каждой из планет в звездолёт будут влетать астероиды, способные нанести повреждения, поэтому крайне важно снабжать корабли старыми добрыми турелями. На малые и средние агрегаты лучше использовать стандартные пулеметные, а вот на посудины побольше можно ставить другие виды, о которых расскажу позже. Лазерные турели не особо эффективны: их нужно слишком много и им понадобится изрядное количество источников энергии, а в космосе доступны только ядерные и термоядерные реакторы, солнечные панели и батареи. Ядерные реакторы мощны, но требуют много воды и запитывать их можно только урановыми топливными элементами, которые придётся пополнять на Наувисе.
Далее я расскажу о планетах в порядке сложности их освоения.
Фульгора
Планета с самым коротким циклом дня и ночи. Ресурсов в привычном виде нет, вместо них тут металлолом. По всей планете много развалин, которые можно разобрать на ресурсы, и много островов, окружённых мазутным морем. Острова делятся на два вида: одни маленькие с огромными залежами ресурсов, другие большие с небольшими залежами и огромным пространством под строительство. Для доставки ресурсов как раз очень помогут надземные рельсы. Дело в том, что на мазут нельзя ставить постройки, но по нему можно ходить. Позже на него можно будет поставить фундамент, но до него ещё надо пройти все другие планеты.
Солнечной активности на этой планете мало (всего 20%), вода только в металлоломе как лёд в малых количествах (чисто под химию рассчитано), но вам на помощь приходит главная и единственная опасность планеты — молнии. В ночное время вся планета становится опасной, и для того чтобы не умереть, надо ставить молниеотводы, или находить их среди развалин. Первый вариант лучше: молниеотводы дают энергию. Просто подключить их к сети, поставить батарею и можно наслаждаться халявой. Сразу говорю, что молнии наносят урон строениям, дронам и персонажам, если те находятся вне зоны покрытия молниеотводов, а вот поезда чувствуют себя нормально – они молний не боятся.
Переработчик позволяет разбирать металлолом на ряд ресурсов, а также разбирать строения и ресурсы на составляющие с 25% шансом (как я понял, 25% на каждую единицу каждого ресурса из крафта). Но этот процесс не касается жидкостей или химических процессов — нельзя получить железную руду из железной пластины или нефтепродукты из твёрдого топлива. Я советую использовать именно эту планету для получения ресурсов более высокого качества. И даже тот факт, что вы получаете тут модуль качества третьего уровня, жирно намекает. Можно ставить эти модули сразу в буры и переработчики, таким образом можно получать ряд ресурсов высокого качества без разбора готовых предметов на составляющие.
Главным ресурсом на планете является гольмиевая руда, из неё делаются компоненты, необходимые для новинок: строений, турелей, брони и пушки, а также для исследовательского пакета. Всё это, кроме модуля качества, можно делать только на Фульгоре. Для ряда производств вы получаете новое строение — электромагнитный завод. Он позволяет делать новые компоненты и некоторые старые, а его производительность выше на 50%, то есть на выходе вы получаете в полтора раза больше. Советую эти здания использовать на всех планетах для производства схем и процессоров. Приятным бонусом планеты я считаю меха-броню, способную летать, и тесла-турели с тесла-пушкой. Всё это очень поможет на других планетах с противниками и передвижением по планетам. Можно забыть про то, что поезда могут давить игрока, а трубы и здания мешают ходить, привет режим креатива, так сказать.
Вулкан
Вулкан я могу посоветовать как следующую после Фульгоры планету, хотя в целом большой разницы нет. Планета имеет три биома, в каждом из которых свои ресурсы. Железа и меди вы снова не увидите в изначальном виде, только в камнях. Про уран вообще можно забыть, он только на Наувисе. Вас встречают уголь и кальцит, а ещё вольфрам, но за первые источники придётся побороться. Для начала ценный металл можно найти в камнях. Вместо нефти — серная кислота, для получения нефтепродуктов нужно переработать её на химических заводах.
Первое, что необходимо сделать по прибытию на планету, это построить новое здание — литейную. Для неё вам и нужен вольфрам. Имея литейные, вы можете получить безграничное количество железа, меди и камня. Для этого берём лаву (планета не просто так называется вулканом), берём кальцит, и на выходе получаем медь или железо в жидкой форме. После этого в литейных можно делать необходимые ресурсы: сталь, железные плиты, медные провода, легкие конструкции. Все компоненты, завязанные на железе и меди, можно получить, просто добавив недостающие ингредиенты.
Ещё в литейных можно делать конвейеры и трубы, а так как они опять имеют 150% продуктивность, есть смысл эти производственные мощности затащить на нужные планеты. Среди главных исследований, основанных на новых исследовательских пакетах – артиллерия и взрывчатка для скал. Также есть исследование переработки астероидов в другие типы, модули скорости 3 уровня и новые конвейеры, которые можно делать только на вулкане. Для Фульгоры можно исследовать возможность ставить надземные рельсы на глубокие участки мазута. Среди опасностей на планете только Разрушители — это огромные черви, которые атакуют все строения, стоящие на их территории. На игрока они реагируют только когда тот наносит им урон, а урон нанести им сложно. У червей иммунитет ко многим видам урона, поэтому лучше всего убивать их более продвинутыми турелями. Малых и средних разрушителей можно убить на танке урановыми снарядами (не взрывными) или кучей турелей. Энергия тут вполне легко добывается солнечными панелями или через создание пара из серной кислоты.
Глеба
И тут разработчик сказал: пришло время креатива! Из всех планет Глеба является самой опасной. Тут вас ждут пятиножки, которые реагируют только на добычу. Дело в том, что из источников ресурсов на Глебе только вода и камень, остальное вы выращиваете и перерабатываете. На планете отличное многообразие биомов, но вас интересует только два, в которых растут определённые растения: желеорех и юмако. Для их выращивания используется новое здание — сельскохозяйственная башня, а для обработки потребуется биокамера. Для последней нужны яйца пятиногов, которые можно выращивать в самой биокамере.
С электричеством тут история интересная. Для независимости от ядерных реакторов вам дают нагревательную башню, она работает от любого горючего материала. Лучше всего её запитывать тухляшкой и ракетным топливом. Что за тухляшка? Всё, что сделано для этой планеты, имеет параметр порчи, со временем всё, кроме зданий и углеволокна, превращается в гниль. Исследовательские пакеты в том числе, причём от их степени порчи зависит, насколько пакет эффективен в исследовании. Солнечные панели здесь работают хуже, но всё ещё лучше, чем на Фульгоре. Всего 50% мощности по сравнению с Наувисом. Биокамера, хоть и имеет 150% продуктивности, из обычных рецептов умеет делать только ракетное топливо и преобразовывать нефтепродукты (мазут в дизель, дизель в попутку), поэтому нет смысла тащить это здание на другие планеты.
Из исследований вы получате пакетный манипулятор (ставит ресурсы столбиком на конвейеры), ракетную турель, паукатрона и возможность захвата улья кусак. А там уже исследовательскую лабораторию из их яиц, которая ест только половину от пакетов на исследование. Ещё вы получаете два модуля третьего уровня, на продуктивность и эффективность. Все исследования на мощность взрывчатки и огнеметов тут же. Здесь же находятся исследования эпического качества (не знаю, о чём думал разработчик, ибо качество было бы логичнее добавить на Фульгоре) и получение новых видов обработки астероидов для возможности получения меди, серы и кальцита. После этого я советую сделать платформы-станции с добычей кальцита везде, где используются литейные для переработки руды. По полезности это всё что можно сказать, ибо ресурсы лучше добываются на вулкане, качество на Фульгоре, а тут у вас только проблемы, и проблемы не простые, а мучительные. Пятиноги имеют 3 вида:
- ползуны – самые безобидные, они давят количеством как кусаки;
- ходуны – похожи на паукотронов, и по вооружению (стреляют ползунами как ракетами), и по принципу передвижения (стараются держаться подальше от противника и отстреливаться);
- топтуны – огромные версии ходунов, только вместо стрельбы они просто таранят и давят всё на своём пути, а после смерти они оставляют остов с яйцами внутри.
Аквило
После прохождения предыдущих планет у вас появляется возможность исследовать путь к Аквило. Это самая сложная планета, на ней нет опасностей, но есть новая механика заморозки: все здания замораживаются если рядом нет тепловой трубы, которая нагрета минимум на 30ос. То есть нужно согревать всё за счет ядерных реакторов или нагревательных башен. Одной башней из-за механики нагрева тут не обойтись – придётся их ставить много и проводить к ним конвейеры. Почему не дронами? Разработчик решил, что это было бы слишком легко, и увеличил потребление энергии для них в 5 раз. Электричество придётся добывать по началу также, как и отапливать здания, то есть с помощью тепла, ведь солнечные панели тут работают с мизерной эффективностью 1% от Наувиса. Местность на Аквило хуже, чем на Фульгоре: острова из маленьких кусков земли со льдом; на лед ставить фундамент нельзя, нужен бетон. Расширить пространство для строительства можно за счёт ледяных платформ, которые тоже надо заложить бетоном перед постройкой строений.
Из ресурсов у вас тут аммиачное море, фтор, нефть и литиевый раствор. Всё – жидкости и газы, так что готовьте цистерны для поездов, которые на удивление не ловят дебафов этого мира. Здесь у вас множество компонентов, которые требуют всякого с трёх прошлых планет. Формально это планета, куда вы будете свозить всё кроме оружия и исследовательских пакетов. Если сделать продуманную станцию в космосе, то можно устроить производство базовых компонентов и на планете, но она будет тратить половину производства на создание ракет, чтобы просто существовать.
Из исследований вам дают рельсотроны, возможность делать свои ульи кусак, новый уровень качества, термоядерные реакторы и путь к концу игры (полёт к границе системы). Для этой планеты термоядерные реакторы являются самыми важными, ведь это лучший источник энергии, который не требует воду – только фторкетон, который после употребления надо охладить. Для Вулкана нужны рельсотроны: ими можно убить больших разрушителей с минимумом затрат ресурсов и времени. Фундаменты нужны на Вулкане и в большей степени Фульгоре.На Вулкане лава не разделяет сушу на острова и нет молний, которые мешали бы пользоваться дронами.
Край звёздной системы и платформы
Хоть я и описал платформы выше, нужно добавить несколько моментов. Для полётов между первыми 4 планетами достаточно поставить пулемётные турели, а для электричества поставить солнечные панели и батареи – главное обеспечить минимальное производство топлива для полёта и производство патронов. А вот для продвижения дальше нужны турели помощнее.
Дело в том, что начиная с Аквило, астероиды становятся большими, а потом и гигантскими. Тут вам и нужны ракетные турели, а потом рельсотроны. Для них необходимо делать огромное производство, которое рассчитано ещё и на снаряды. Источниками электричества становятся сначала ядерные реакторы, а потом термоядерные. Лучше заменить на термоядерные сразу, как только появится такая возможность. Для концовки вы должны долететь до края звёздной системы, а после края идёт путь к разрушенной планете, по пути к которой вы можете получить новый ресурс для бесконечного исследования продуктивности лабораторий. Там вас ждут огромные астероиды, которые лучше всего разрушать рельсотронами. Они пробивают насквозь и имеют наибольший урон. На этом дополнение Factorio: Space Age заканчивается.
Итого
Wibe Software проделали впечатляющую работу, но стоит понимать, что часть элементов разработчики взяли из модификации Space Exporation (создатель мода участвовал в работе над дополнением), при этом стоимость дополнения такая же, как и у игры. Основу игры разработчики полностью переработали: обловлённые меню, новые логические системы, даже для поездов придумали систему прерывания.
Само путешествие по планетам мне очень понравилось, оно более простое, чем в модификации Space Exporation. Пока летал по первым четырём планетам, я получил яркие эмоции. А вот когда долетел до Аквило, я почти перегорел морально. На эту планету надо лететь с огромным производством или запасом топлива. Пока я создавал производство и пытался его согреть, подключая к уже включённой отопительной системе, у меня всё замораживалось. Тепло распределяется между всеми элементами, и когда ты ставишь новый элемент, где тепло было, например 1000 градусов, то он пытается согреть новые элементы, у которых сразу 20. Из-за этого получается огромный перепад и перераспределение температуры. Это логично, но сложно. Плюс можно было бы придумать что-то ещё, чтобы не нагружать пространство трубами.
Что понравилось:
- новые механики;
- новый контент;
- новые вызовы для фанов;
- обновлённые интерфесы и логические системы.
Что не понравилось:
- явная копирка существующей модификации Space Exporation;
- стоимость дополнения;
- непродуманная механика теплопроводимости, на которой завязана целая планета.
Сыграно: 400 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.