Перейти к содержимому

Обзор дополнения Ardennes для Headquarters: World War II

Новое дополнение Headquarters: World War II — Ardennes, посвящено так называемой «Битве за Выступ» или, с немецкой стороны — «Вахте на Рейне». Это последнее крупное контрнаступление Вермахта на Западном фронте в районе Арденн, имевшее цель рассечь группировку Союзников, окружить часть их сил и, потенциально, принудить к сепаратному миру.

«…кто станет в строй
Немецкий Рейн закрыть собой?»

Основным контентом дополнения традиционно являются кампании — на этот раз немецкая и американская, каждая по восемь миссий. Немецкая кампания посвящена началу наступления Вермахта, американская — деблокированию окружённой Бастони и, в целом, контрнаступлению союзников.

Я прошел американскую кампанию до середины, немецкую — до шестой миссии включительно, и должен сказать, что буквально все миссии, неважно за какую из сторон я играл, носят наступательный характер. Безусловно, мои ожидания — это мои проблемы, но я всё же рассчитывал, что хотя бы начальные миссии американской кампании будут оборонительными. Вести оборону в ходе игры приходится, но это обычно отражение редких, хоть и мощных, контратак противника после занятия последней ключевой точки.

Подметил забавный факт — иногда можно, забыв занять какую-нибудь промежуточную ключевую точку, зачистить в ноль карту и затем буквально за два хода каким-нибудь разведывательным броневиком завершить миссию, объехав только что появившиеся, но уже свободные от противника точки.

Дизайн некоторых миссий заставляет поломать голову. Например, в четвёртой миссии немецкой кампании финальная задача состоит по классике в зачистке городка. Проблема в том, что он находится за рекой и попасть туда можно только по одному мосту, который прикрывается противотанковыми пушками, новой модификацией «Шермана» со 105-мм гаубицей и усиленным бронированием, а также зениткой, что не давало возможности воздействовать на обороняющихся авиацией, хотя бы банально снять надзор, чтобы спокойно маневрировать. В результате пришлось выманить «Шерман» в излучину реки, подведя БТР с минометами. Они обстреляли противотанкистов, дав тем самым своей противотанковой самоходке выйти ему в борт и корму.

Наконец-то, есть пробитие!

Также можно отметить любовь дизайнеров миссий к противотанковым районам. Несколько тяжёлых противотанковых пушек, прикрываемых пехотой, могут существенно замедлить продвижение, иногда просто не позволяя вывести войска с изначальной зоны развёртывания без больших потерь. Но определённого апогея такой подход достигает в шестой миссии немецкой кампании. Снова нужно пересечь реку по одному узкому мосту, вот только вместо одного танка его прикрывают минимум два, плюс около четырёх тяжёлых ПТ-самоходок, не считая другой бронетехники и пехоты. И вишенкой на торте — три крупнокалиберные зенитки, не только блокирующие авиацию, но и готовые угостить переправляющуюся технику в борт. В принципе с этим можно бороться, тем более, что игроку выдают достаточно крупные подкрепления, включая «Тигр», «Ягдпантеру» и гаубичную САУ. Но здесь, похоже, разработчики ударились в откровенно нелюбимую мною непробиваемую танковую броню. Даже приданные «Тигр» и «Ягдпантера» оказались не в состоянии пробить лобовую броню «Шермана-Джумбо», в то время как он делает это в ответ легко и непринуждённо, и даже попытка зайти в борт не приносит значимых успехов.

Классика для этой игры — разведка в середине и хвосте колонны

В целом кампании дополнения оставили смешанные впечатления — слишком поздно у них начало открываться, если можно так выразиться, собственное лицо. Проходя ранние миссии кампаний, я не мог отделаться от впечатления, что эти новые задания не имеют каких-то кардинальных отличий от ранее виденных. Раз за разом штурм очередного безликого франко-бельгийского городка в пару десятков домов.

Часть проблем игры осталась на месте, например, весьма странная расстановка войск перед боем или накидывание новых задач практически каждый ход. Всё это ведёт к распылению сил, но стоит признать, что, по крайней мере, снизилось число «дев в беде» — окружённых союзников, которых нужно срочно спасать — за восемь миссий таких задач было всего две.

Вышестоящее командование предупреждает о противотанковых пушках на холме впереди — что может быть лучше, чем пустить вперёд разведывательный броневик?

Одно из нововведений дополнения — это зимняя погода, снижающая с одной стороны заметность юнитов, с другой — их подвижность. С учётом того, что американская кампания проходит уже глубокой зимой, и основное её содержание — это наступление в городской застройке, данная особенность регулярно приводит к возникновению из тумана войны резервов противника, которые не в состоянии вскрыть ни наземная, ни авиационная разведка. Сугробы существенно снижают возможность для пехоты перемещаться от укрытия к укрытию, и даже гусеничная бронетехника вне дорог движется с трудом. Играть в кошки-мышки с противником, пользуясь превосходством в дальности стрельбы и откатываясь назад, становится сложнее, порой не хватает буквально одного тайла. Последний приём становится актуальным с очередным пополнением арсенала, которое пришлось в основном на бронетехнику.

Немцам предстоит бороться не только с американскими десантниками, но и с сугробами по пути к Антверпену

Хотелось бы остановиться на таком аспекте продвижения дополнения как «story-driven campaigns» и «iconic battles», обещанные в анонсе. Я допускаю, что миссии в той или иной степени могли быть спроектированы на основе реальных боёв в ходе операции в Арденнах, но слабо представляю, какой сюжет можно рассказать в рамках исторического пошагового варгейма. Кроме того, имеется ряд обстоятельств, которые мешают подавлению недоверия. Во-первых, несоответствие игрового процесса реалиям Арденнской операции. Немцы специально начинали наступление, подгадывая нелётную погоду, чтобы избавиться от воздействия авиации союзников, но в игре спокойно летают и бомбардировщики, и разведчики. Рейх вёл наступление в условиях топливного кризиса и всерьёз намеревался снабжаться с захваченных в ходе операции союзнических складов — в игре это никак кроме обозначения очередной ключевой точки топливным складом не отражено.

Рейх испытывает затруднения с топливом, а на дворе буран, но это никак не сказывается ни на подвижности войск, ни на полётах авиации

Во-вторых, низкий уровень абстракции в игре. В отличие от собратьев по жанру, обычно охватывавших если не всю войну, то, как минимум, крупные кампании, обе кампании дополнения охватывают максимум суммарно полтора месяца боевых действий. Соответственно и размах не тот, игра сама заостряет внимание, что действует на поле боя от силы батальон, который выигрывает целые битвы, где участвовали до десяти дивизий.

Итоги

Дополнение оставило весьма смешанные впечатления. Миссии в массе своей представляют собой штурм городской застройки с незначительными вариациями. Чтобы ощутить какие-то отличия с ранее виденным игровым контентом нужно пройти более половины кампании, и даже так эти миссии весьма слабо отражают специфику операции, на основе которой созданы.

Что понравилось:

  • дизайн некоторых карт и миссий;
  • новые погодные условия и их влияние на наземный бой.

Что не понравилось:

  • обе кампании носят выраженный наступательный характер, нет отражения специфики моделируемой операции;
  • специфика операции не отражается и на самих миссиях — авиация спокойно летает в буран, недостаток топлива никак не сказывается на подвижности;
  • предрелизные обещания разработчиков о сюжетных кампаниях с ветвлениями не оправдались.
 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 6 ИЗ 10

Сыграно: 17 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.

Под редакцией Андрея Варламова

Об игре: Headquarters: World War II
Дата выхода: 11 апреля 2024
Жанр: TBT
Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии