Общее
Сохранения
Автосохранения в игре редкие, а баги встречаются. Даже если вы не сторонник save-load’а – сохраняйтесь почаще на всякий случай.
Уровни сложности
Игра предлагает 4 уровня сложности, от «новичка» до «легенды». Но, к сожалению, разработчики не эксперты в балансе, и потому сложность “легенды” не однозначно выше, чем у “новичка”. В чём это выражается? Сравним.
На “новичке” дают больше очков опыта феникса. На “новичке” нанимаемый солдат достаётся вам с полной экипировкой. Но чем вы за это платите? Нанимаемые бойцы обходятся дороже, т.к. в их стоимость включается экипировка. А значит, вам потребуется сильно больше ресурсов на то, чтобы собрать 2-3 команды. Ну а за большее число очков вам придётся платить тем, что с первых же заданий вы столкнётесь с более крупными группами противников, которые ещё и лучше оснащены. Вам быстрее встретятся уходящие в невидимость тритоны, и они раньше получат автоматы. Вам раньше станут встречаться хироны и сирены. Да и их количество раньше увеличится. Ну а что могут сделать 4 сирены и два хирона с отрядом 5-6 уровня – сами увидите.
И всё же, “новичок” нельзя считать сложнее «легенды». Ведь и предметы для реверсинжениринга у вас тоже появятся раньше. Но если вам на “легенде” слишком легко – попробуйте “новичок”. Возможно, станет веселее.
Рациональность
Не всё надо делать самостоятельно. Транспортное средство можно украсть. Исследования тоже. Плюс, союзники что-то исследуют сами. Медленно, намного медленнее вас, зато параллельно.
Какими заданиями заниматься?
Новички склонны заниматься каждым заданием. Нашли местность с ресурсами – вперёд. На убежище какой-то фракции напали — срочно помочь. Но на деле стоит хорошенько взвешивать способности, возможности и последствия.
Что это значит? Если у вас команда слабая, а ресурсы в зоне тумана, ночью, да ещё и высокий/критический уровень опасности – вряд ли стоит туда соваться. Высока вероятность не успеть защитить ресурсы, даже хотя бы одну «бочку». Плюс, на таком задании несложно и бойцов потерять.
Другой пример. Пандораны напали на чьё-то убежище, а вы стремитесь улучшить отношения с их противниками. Если вы защитите убежище – повысите отношения с защищавшимися и получите ресурсы, но другие фракции станут относиться к вам хуже. Важно: это относится к тем случаям, когда защищающиеся и интересные вам фракции враждуют или хотя бы недолюбливают друг друга. Впрочем, это происходит почти всегда.
Или такой вариант: пандораны напали на чьё-то убежище, но их число недостаточно для победы. Если у вас нет острой потребности в ресурсах, нет нужды в изменения отношений с фракциями (см.предыдущий пример) или есть чем заняться – нет смысла тратить время на помощь тем, кто не нуждается в ней.
Не все битвы можно выиграть
И не только из-за особенностей игры. Надо понимать, что попав в засаду, вы не сможете победить всех противников и только потом уйти с поля боя гордым победителем. Противники будут появляться и появляться, а ваши патроны иссякнут. Да и просто может случиться так, что противник оказался сильнее и многочисленнее, и разумнее отступить, сохранив бойцов, а не “драться как львы” до последнего и потерять всю команду. Вы – последняя надежда человечества. И вы нужны живыми.
Дипломатия
Союзник
Постарайтесь как можно скорее определиться, с какой фракцией вы намерены дружить. В принципе, дружить можно попробовать со всеми, но из-за упрощённости системы отношений, скорее всего, дружить у вас получится с 1-2 фракциями. Дружба даст вам неплохие “плюшки” в виде технологий фракции, а также откроет путь к одной из финальных концовок (у каждой фракции она своя).
Обратите внимание на то, что при слишком плохих отношениях фракция может объявить вам войну и при наличии транспорта делать атаки на ваши базы. Однако война не запрещает вам нанимать бойцов и торговать с фракцией, поскольку на это влияет только отношение к вам конкретного убежища.
Тактика
Инкубатор
Как найти инкубатор в логове? Для начала нужно узнать место, где может быть инкубатор. Он всегда находится в одной из окружённых с трёх сторон «комнат» логова в левом или правом верхнем углу карты. Наведите курсор мышки внутрь этой «комнаты». Если курсор показывает, что туда можно пройти (появляется клеточка) – там инкубатора нет, в ином случае – он там. Актуально для первых релизных версий – возможно, потом разработчики уберут такую нечестную возможность.
Как бороться с невидимками?
Следуя логике из предыдущего пункта: если на поле можно поставить своего бойца – значит на нём нет противника. Поняв, где стоит невидимка – цельтесь туда в режиме свободного прицеливания (приблизительно оценивая габариты фигуры противника и выбирая наиболее вероятную точку для попадания) и стреляйте. Важно: даже после смерти невидимка останется невидимым, пока ваш боец не подойдёт ближе.
Ну а чтобы увеличить шансы на успех, можно, вычислив положение противника, на рывке подобраться к нему и уже в упор или почти в упор выстрелить. После выстрела обращайте внимание на отображение добавления воли вам и/или уменьшения воли у противника (это происходит при убийстве), а если надо, то снова проверяйте поле курсором.
Как играть против сирены?
Если сирена слишком «толстая» и быстро убить её не получится, можно вывести из строя её голову. Так она не сможет брать под контроль ваших бойцов. Но кричать всё ещё сможет. С другой стороны, не всегда страшно отдать сирене под контроль своего бойца. Например, если других противников поблизости нет и не будет, у бойца (которого возьмёт под контроль) нет ответного выстрела и при этом вы гарантированно за следующий ход сможете добить сирену остальными бойцами.
Кстати, для взятия под контроль необходим прямой визуальный контакт. За счёт этого можно устраивать засаду за углом.
Как играть против Хирона?
Хироны бывают разные. Червячные Хироны сами по себе опасны только вблизи из-за топота. Но их черви могут серьёзно усложнить вам жизнь. Что делать с червями? Или убегать от них, или убивать их. Зависит от ситуации. Убивать выгоднее прикладом (при силе примерно в 18 червь убивается одним ударом) – просто потому, что требуется 1 очко действия и не тратятся патроны. Но не всегда это возможно. Именно поэтому будут полезны пистолеты, обычные гранаты, ОСО (оружие самообороны). Да и из прочих видов оружия временами тоже придётся пострелять по червям.
Со слизевым и бомбовым Хиронами сложнее. Здесь вам очень пригодятся укрытия, желательно с крышей. Но и крыша не всегда спасает. Потому — по возможности безопасно и быстро надо добраться до бомбомёта и убить его, либо вывести из строя живот.
С любым Хироном главное помнить – выведение из строя его живота делает Хирона почти бесполезным и он направляется к краю карты с намерением покинуть её. То же самое происходит и в случае, когда хирон истратит всех червей/слизь/бомбы. К тому же, боезапас Хиронов ограничен.
Как играть против Скиллы?
Тут всё просто. Если речь идёт о Скилле в цитадели – убивайте её как можно быстрее, стреляя в самое уязвимое место. На данный момент в игре не встречаются сразу две Скиллы в цитадели, и потому с её смертью вы сразу же побеждаете. Видимо, прочие пандораны так грустнеют от смерти Скииллы, что обижаются на вас и просто уходят.
А вот если Скилла вам встретилась на другом задании, то убивать её лучше через брюхо. По крайней мере, когда у неё есть особенность, оставляющая после смерти Скиллы нескольких маленьких мозго… Хэдкрабов.
Как убивать Хэдкрабов?
Идеально – на подходе, пока он не напрыгнул на голову бойца. Если это всё же произошло, то лучше, если кто-то из бойцов сможет подойти вплотную и сбить хэдкраба прикладом. Если же такой возможности нет, но неподалёку есть солдат с пистолетом – пробуйте стрелять из него, целясь в краба. Но учтите – промазать нетрудно. Однако если захваченный боец имеет перк ответной стрельбы, по при попадании в него, он вам ответит. Поэтому, если вы не уверены в результате, то может быть выгоднее постараться спрятаться от захваченного. Класс Техник также имеет способностью на снятие хедкраба.
Тактическое преимущество
Стреляйте по рукам, оружию, отдельным частям тела, когда это тактически выгодно. Примеров масса. Артрон с гранатомётом может неплохо испортить вам жизнь, но если гранатомёт отстрелить – сразу становится спокойнее. Аналогично и с пулемётом. Например, ваш боец стоит вблизи от Артрона с пулемётом и вы хотели бы им добить тритона рядом. Но если просто выстрелить в тритона, то Артрон выстрелит в ответ. Как вариант – сначала отстрелить Артрону руку с пулемётом. Ну, или перед вами обнаружился тритон с «хамелеоном боли». Вы понимаете, что за один выстрел вы его не убьёте – тогда стоит стрелять ему в туловище (конечно, если урона хватит), чтобы отключить эту способность и он не смог бы скрыться и стрелять из невидимости.
Снижение риска промаха
Цели “вертятся” при прицеливании. Если цель не перестаёт двигаться — выйдите из режима прицеливания и попробуйте словить нужный момент в аркаде. Словили — снова целимся. Так вы реже будете промахиваться, когда, казалось бы, не было возможности промазать.
После попадания первой пули многие противники рефлекторно «съёживаются». Из-за этого можно думать, что вы убьёте цель с очереди, но половина пуль просто не попадёт в неё.
Разрушаемые объекты
Во-первых, не все объекты разрушаемы. Во-вторых, разрушаемые при наведении на них в режиме прицеливания часто подсвечиваются (делаются серыми полупрозрачными). В-третьих, не всегда и не всё разрушается от первого же урона.
Овервотч (дозор)
Овервотч при панике не отменяется. Просто запомните это и не забывайте. А вот при оглушении – снимается.
Экономика
Производство
Не производите слишком много оружия и брони. Особенно, если у вас негусто с ресурсами. Предметами можно обмениваться между бойцами, где бы они ни находились. Главное – не забывать делать это вовремя. Ну и проверять наличие запасных обойм у бойца. Нередко в игре случается так, что вместо обойм с патронами у бойца начинают копиться пустые обоймы. Это будет очень неприятно узнать посреди боя, когда потребуется перезарядить оружие. Поэтому почаще наводите мышку на обойму и смотрите во всплывающей подсказке, сколько именно в ней патроном.
Что продавать (разбирать)?
Всё оружие и броню, которые вам точно не нужны. Плюс к этому стоит продавать обоймы с числом патронов меньше половины, особенно если получаемые от продажи ресурсы ровно вполовину меньше требуемых на новую обойму. Если технологий у вас очень мало, а материалов достаточно, то может быть полезнее не продавать такие обоймы, а собирать в одну. Если же технологий достаточно — точно продавать.
Конкретный пример. У вас два снайпера с жар-птицами (в обойме 8 патронов). У каждого есть остаточная обойма. Допустим, у одного с 2 патронами, а у другого с 3. Стоимость новой обоймы — 1/8. Стоимость продажи — 0/4. Итого, у вас есть 5 патронов в двух обоймах. Вы можете продать их за 0/8 и взять новую обойму за 1/8. То есть, за единицу технологий вы получите 3 патрона.
Торговля
Ресурсы можно и нужно менять. Размер доступных для обмена ресурсов зависит от размера населения убежища.
Оружие
Патроны
Патронов много не бывает. Как и гранат. Старайтесь брать с собой в бой боеприпасы с запасом, чтобы не оказаться в ситуации, когда придётся отступать только из-за их отсутствия. При необходимости можно давать чужие патроны другому бойцу, у которого недовес. Конечно, не обязательно они будут бегать рядом, но патроны у вас хотя бы в принципе будут, а уж передать их – дело техники.
Какое оружие лучше?
Не всегда оружие с максимальным разовым уроном лучше. Важно всё. Количество пуль в очереди. Размер очереди. Урон от одной пули. Эффективная дальность (чем больше – тем точнее). Игнорирование брони. Разрушение брони. Число ОД на применение. Размер обоймы. Доп.эффекты (яд, кислота, вирус и т.п.). Именно поэтому ближе к концу игры у половины ваших бойцов желательно иметь в руках не единственное оружие, а 2-3 разных “пушки”.
Кислота
Кислота работает не так, как кажется, когда вы читаете описание. Допустим, вы выстрелили в противника и на него «повесилась» кислота в размере 300 единиц. Всего у него хитов 500, а броня на части тела с кислотой — 30. Так вот, противник в первый ход не потеряет 270 (300 – 30), а во второй оставшиеся 230 хитов. Вместо этого в первый ход он потеряет 10 брони. И всё. Во второй — ещё 10. И так по 10 брони/хитов он будет терять.
В общем, кислотное оружие в данный момент (релизная версия с двумя первыми патчами), мягко говоря, почти бесполезно.
Что давать бойцу?
Старайтесь иметь у бойца в наличии по 2-3 оружия. Например, штурмовику с дробовиком полезно иметь и винтовку, чтобы не быть бесполезным и не рисковать понапрасну, когда выгоднее отработать цель на расстоянии. Не менее полезен может оказаться пистолет, которым удобно отстреливать червей. Да и с прочими видами оружия тоже не стоит ограничиваться только ими.
Одноручное оружие
Очень желательно иметь каждому бойцу. Конечности выбивают достаточно часто и одноручное оружие лишним не будет.
Автотурели
Это очень мощное тактическое средство. Но у него есть и свои минусы. Автотурели нередко стреляют настолько неаккуратно, что попадают по вашим бойцам. Выбор целей они производят по своему алгоритму, а не по вашему желанию. По парализованным противникам они тоже стреляют, что может привести к потере пандорана, которого вы хотели взять живым.
И не забывайте, что турель можно взять под прямой контроль и выстрелить ею в нужного противника. Можно даже несколько раз за ход. И это не отменит автоматической стрельбы в конце хода врага.
Бойцы
Классы
Чистый класс или комбинированный? Если говорить, оценивая «среднюю температуру по палате» — комбинирование выгоднее. Оно съедает 50 очков на второй класс, зато даёт возможность получить очень полезные умения. Например, снайпер и тяж неплохо дополняют друг друга. “Курок до упора” со снайперкой — неплохой способ уничтожить любую цель с большого расстояния. Да и быстрое прицеливание не будет лишним при стрельбе из пушки Хель или пулемёта.
Выносливость
Выносливость бойцов – это не воля. Её можно просаживать ниже половины и не стоит слишком рано возвращаться на базу для отдыха. Просто помните, что три четверти можно просадить, а затем стоит вернуться и отдохнуть. Но если очень надо – можно и ещё миссию выполнить.
Выносливость просаживается:
- за участие в задании по единице за ход, но не более 10 за всё задание;
- за разведку некоторых территорий (например, если вы найдёте стадион и решите его “на детали” разобрать);
- у всех вообще ваших бойцов, когда уровень опасности по веонерическому (извините, не удержался) делирию превышает определённый порог;
Максимум у каждого бойца 40 выносливости. И это число пока что ничем не меняется (или просто я с таким не сталкивался).
Невидимки
В игре можно “собрать” невидимку. Бойца, которого не может обнаружить противник, даже проходя вплотную. Имба? Почти.
- Во-первых, урон по площади (топот, гранаты и т.п.) он получает.
- Во-вторых, туман пандоранов делает его видимым для всех (потому невидимкам стоит опасаться туманных стражей, тритонов и сцилл).
- В-третьих, черви самонаводящиеся и надо не подпускать их близко.
- В-четвёртых, хироны тоже вас «видят» и своих червей (а также бомбы и слизь) кидают именно туда, где вы сейчас, а не где были в момент совершения действия.
- В-пятых, сирены могут вас задержать за счёт паники, а подоспевшие тритоны обнаружить туманом. Ну или хирон топнет. Ну или черви взорвутся рядом. Поэтому, сирен тоже стоит опасаться.
- В-шестых, пандораны обращают внимание на червей и следуют за ними, направляясь, таким образом, в вашу сторону.
- В-седьмых, разрушение объектов и открывание дверей тоже выдают ваше присутствие и активируют поиск вас в конкретной зоне карты.
Зато с людьми таких проблем нет и против них невидимки очень эффективны. Как собрать? Легко – нужен разведчик в полном наборе брони разведчика и с перком «вор» (выпадает случайно).
Боевые машины и мутоги
На данный момент их полезность в игре невысока. Они могут пригодиться в начале игры для усиления отряда. Четыре ракетных залпа и неплохая броня – это хорошо. Но, чем дальше, тем менее полезной становится машина. Четырёх залпов становится слишком мало. Урон от них тоже не ахти какой. Броню начинают чаще пробивать. А занимает машина место целых трёх солдат. И всё же, машины не совершенно бесполезны.
Например, при достаточном количестве ресурсов можно на каждой базе держать по машине (а ещё лучше по мутогу) и быть уверенным, что внезапно вашу базу никто не уничтожит и вы вовремя получите предупреждение о предстоящем нападении. Ну и, соответственно, не придётся держать на каждой базе хотя бы одного солдата для той же цели, для чего ещё и строить на каждой базе тренировочные центры, медотсеки и т.п.
Броня
Броню можно и нужно комбинировать. Например, броня тяжа очень сильно снижает скорость и точность. Зато она даёт прыжок. Но пушки и пулемёты тяжа итак не назвать точными. Поэтому, как можно скорее производите для тяжа шлем снайпера, а можно и штаны снайпера. Нательную броню можно или свою оставить, или тоже заменить. Если заменять – как раз можно со снайпером обменяться, ему точно прыжок пригодится — высоту быстро занимать. Также броня разливается и по уровню бронированности. В общем, подбирайте нужные комплекты самостоятельно, чтобы получить наиболее выгодняе для вашего бойца варианты.
Применение невидимок
Во-первых, они идеально подходят для исследования территорий (обнаруженных зон со знаком вопроса). Почему? Всё просто. Если вы попадаете в засаду, то ничего не делаете 3 хода, а затем прямиком бежите к выходу. Так вы ничего не теряете и ничем не рискуете. Естественно, что для такого вся команда должна состоять из невидимок. Ну, или же на самолёте летает единственный невидимка и занимается разведкой.
Во-вторых, невидимки отлично могут красть исследования. Запускаете миссию и отправляете на неё одного невидимку (даже если у вас вся команда из них – одного достаточно и больше не требуется, если только не желаете разделить полученный опыт и прокачаться так). Ваша задача – никого не трогая, просто собрать данные в трёх местах.
В-третьих, цитадели и логова невидимками зачищать тоже проще. Но тут нужен не просто невидимка, а такой, который за один ход может убить инкубатор или Скиллу. Всё, что нужно – выйти на цель, не обнаружившись. Обнаружить вас могут стражи, яйца, туман, разрушение объектов, открывание дверей.
«Телепортация» при рекрутировании
Для этого нужно выбрать активным тот самолёт, на который должен попасть боец, и уже затем открывать меню убежища и рекрутировать. Если в самолёте нет свободных мест, боец отправится на ближайшую к самолёту базу.
Автор гайда: Nornad Xarde. Конструктивная критика и дополнения приветствуются – пишите в комментариях.