Мифы, монстры и значение: истина, стоящая за мифами
Подход «за каждым мифом стоит истина» – один из путеводных огней в разработке Total War Saga: TROY. Но что это значит?
Мы встретились с игровым директором Creative Assembly Sofia Майей Георгиевой для ещё одного разговора об истине в мифах, а также о богах, монстрах и прочем связанным с этим.
Зачем нужна истина в мифах?
Майя описывает мыслительный процесс команды разработки:
«Серия исторических игр Total War обладает огромным количеством тем и материалов для черпания вдохновения, возможно, большим, чем мы можем отобразить в играх – но отнюдь не из-за слишком малого числа попыток! Один из назревших для презентации в Total War периодов – это поздний бронзовый век, в особенности, мистический и динамичный коллапс бронзового века. Он значился в нашем списке идей уже очень давно. Однако презентация таких длительных периодов сталкивается с объективными проблемами. Игрока нужно увлечь и развлечь, а также удостовериться, что всё представленное в игре создаст в голове игрока такую картину, которая соответствует современному представлению той эпохи».
Чтобы создать качественное добавление к серии Total War, команде необходимо узнать о бронзовом веке больше, чем может им дать география и археологические артефакты того времени, им нужны названия наций, мест, людей, их характеры, отношения и конфликты. Майя подчёркивает: «Эти вещи дают душу и человеческое лицо истории. Нам нужны узнаваемые персонажи, создающие эмоциональную привязанность, также не менее важно иметь стоящую для рассказа историю».
Благодаря современным историкам, значительному количеству литературных источников и масштабным научным работам у нас имеется множество справочных материалов для более поздних исторических эпох, но крайне мало для бронзового века. Однако, как говорит Майя: «Всё необходимое есть в мифах и легендах древней Греции лишь с одной оговоркой: они далеки от реальности».
Она продолжает: «Вместо того, чтобы бросить попытки расширить серию этой захватывающей эпохой, мы решили брать информацию из этих источников, но крайне осторожно и лаконично, отделяя невозможное от более правдоподобного до тех пор, пока мы не выделили некоторую базу, которая легла в основу новой великолепной игры в серии Total War. Мы ориентировались на работы и убедились в этом благодаря успеху пионеров в исследовании этой эпохи, Генрих Шлиман один из них, которые верили в то, что эти древние рассказы не только вымысел, доказывая это раскопками в Трое и Микенах, что открыло путь для дальнейшего изучения этого периода истории».
Глядя на Илиаду
Эпическая поэма Гомера Илиада фокусируется на людских конфликтах и романах, но в ней также присутствует множество фантастических и сверхъестественных элементов. Древние греки и римляне, очевидно, верили в историчность рассказа, столетиями он считался чем-то большим, чем просто художественным вымыслом, выходящим далеко за грани науки.
Всё изменилось, когда Генрих Шлиман, больше искатель приключений, нежели учёный, обнаружил и начал раскопки Трои на холме Гиссарлык в Турции, а затем отправился на поиски Микен и Тиринфа на материковую часть Греции. Он твёрдо верил в историчность Илиады, а его методы привлекли множество профессиональной критики, однако именно его открытия позволили начать более обширное изучение греческого бронзового века, в том числе с помощью мифов и легенд той эпохи.
Сегодня у нас есть различные источники, подтверждающие достоверность некоторых частей Илиады. Руины Трой VI и VII чётко указывают на период, когда фортификации были разрушены землетрясением, а также присутствуют следы войны и осады (большое количество наконечников стрел, признаки пожаров, а также разделение комнат для вмещения большего числа людей в зданиях).
Хеттские тексты – совокупность источников, например, писем между правителями хеттской империи и главами других государств, официальных документов, гимнов, ритуалов и других. В этих текстах присутствуют отсылки на ахияв (сейчас соотносящимися с ахейцами – греками в эпосе Гомера), Вилузу (связывается с Илиосом/Илионом – одним из названий города Троя, данного в честь дедушки Приама – Илиоса) и Таруису (Троя или окружающий регион Троад).
Майя рассказывает: «У нас есть имена некоторых правителей Вилузы: Пияма-Раду и Алаксанду – лингвистически являющиеся Приамом и Александром (Парис при рождении). У нас также есть небольшие детали, к примеру, бог Апалюнас (Хеттская версия ранней формы Аполлона), который гарантировал соблюдение договора между правителями Хаттусы и Вилусы, и, как мы знаем из Илиады, Апполон один из наиболее значимых богов Трои.
В линейном письме Б – адаптированном минойском линейном письме А для использования в микенской Греции – есть имена Гектор и Ахиллес, которые давались современникам легендарных событий.
Более в широком смысле, легендарные путешествия героев, описанные в эпическом цикле – помимо Илиады и Одиссеи включающий утраченные Киприи, Эфиопида, Носты (Возвращения) и другие – рассказывают истории о длительных морских путешествиях и битвах на берегах и островах Средиземноморья, когда бесславные Морские Люди наводили страх и ужас во всём регионе.
Забавно думать об Одиссее, когда переключаешь внимание с главных героев на жителей посещаемых мест, страдающих от «приключений» героев».
Эвгемеризм и подлинность
Подлинность – один из ключевых элементов игр Total War. Мы стремимся создать игровую песочницу так, чтобы она ощущалась натурально и правдоподобно в отношении к историческим источникам, в то же время включая в игру то, что необязательно происходило в истории.
Майя подтверждает это: «Это важное испытание – уловить дух источника, одновременно предоставляя необходимую для игры свободу, благодаря которой в игре может произойти всё, что угодно. Облегчением стало то, что наш основательный подход к мифам был не чужд пониманию классических греков их легендарного прошлого, наоборот, он очень хорошо совпадал с их образом мышления».
Она показала сцену из «Федра» Платона, которая иллюстрирует это:
Федр: Но скажи мне, Сократ, во имя Зевса, ты правда веришь в правдивость этой легенды?
Сократ: Собственно, было бы вполне уместно сказать нет, как говорит наша интеллигенция. Я мог бы затем рассказать заумную историю. Я мог бы заявить, что порыв северного ветра швырнул её на камни, где она играла, и как только она была убита таким образом, люди сказали, что её унёс Борей (бог северного ветра)…
Рациональный подход к мифам также заложен в философии греческого мифографа Эвгемера. Его подход – эвгемеризм – происходит от мнения, что мифы – это преувеличения исторических персонажей и событий.
«Конечно», – отмечает Майя – «эвгемеризм не имеет границ. Он пытается объяснить каждый миф рационально. Но он предоставляет нам интересное испытание в разработке Troy – попытаться раскрыть эту, словами Сократа, «заумную историю», это возможное ядро истины, на которых мифы и легенды вырастают. Это требует совмещения циничного скептицизма – безжалостный анализ и разбор мифов – и симпатии к ним, дабы сберечь характеристики мифов вместо полного отказа от них».
Мифы и их значение
Майя дала несколько примеров того, как команда применяла эвгемеризм в работе над Troy:
- Миф о боге металлургии Гефесте повествует нам о том, что он сын Геры (в некоторых вариантах ещё и Зевса, но не во всех, что уже любопытно), брошенный на Землю на остров Лемнос сразу после рождения, откуда и его уродство. Гера была королевой богов и богиней брака, неба и звёзд. Может ли это соотноситься с каким-нибудь астрономическим явлением? Дало ли звёздное небо «рождение» метеориту, который подарил нам металлургию? Недавние исследования также отсылают нас к описанию его внешнего вида с симптомами отравления мышьяком, связанным с металлургией бронзового века.
- Из мифов известно, что Зевс, бог грома и молний, сражался с Тайфуном – чудовищным монстром, родившемся из земли и высоким как небо – пока не заточил его под Этной – сицилийским вулканом. На картинке ниже представлена аналогичная сцена, произошедшая в 2012 году в Чили:
- Миф о Беллерофонте повествует о герое, приручившем крылатую лошадь (Пегаса), отправившемся в Ликию на анатолийское побережье, победившем чудовищную Химеру – крылатое огнедышащее существо с головами змеи, льва и козла. Это необычное сочетание, часто рассматриваемое чисто символически, однако барельеф хеттского сфинкса, найденный в Каркемише, может всё очень хорошо объяснить: он полностью совпадает с необычным описанием существа. Мы можем представить заумную историю греческого воеводы, приведшего войска в Ликию и основавшего колонию, изгнавшего местные хеттские силы и укротившего местное природное явление «вечных огней» – выходящие на поверхность подземные природные газы, которые могли быть интерпретированы как огненное дыхание Химеры.
- Миф о Тесее – ещё один интересный пример, практически переворачивающийся вверх дном при основательном подходе. Тесей был, предположительно, магически зачат принцессой Троезен, богом Посейдоном и королём Афин Эгеем, который был обеспокоен отсутствием наследника-мужчины и искал помощи у оракула. Когда герой достиг совершеннолетия и узнал о своём происхождении, он отправился в Афины по суше, совершил шесть героических подвигов, сразил множество разбойников и монстров и стал следующим приемником престола (что сильно огорчило всех племянников царя). Затем он отправился ловить марафонского быка и побеждать минотавра Крита помимо всего прочего. Это очень странная история, особенно если начать задавать вопросы:
–Почему царь не женился на принцессе сразу же?
–Почему герой выбрал долгий путь по суше вместо быстрого морского пути на корабле до Афин?
–Почему никто из царского двора его не узнал?
Однако, если мы учтём все детали, другая история объясняет всё гораздо лучше: афинский царь пришёл к оракулу и поведал свою историю о пребывании в Троезене, принцесса, возможно, была беременна (но точно не от Посейдона). Мальчик вырос хитрым и могущественным местным полководцем, который скрупулёзно уничтожил всех конкурирующих разбойников – а именно шесть – во внутреннем региона Афин, пока он не стал достаточно сильным для претендования на престол столицы. В конце концов, царю пришлось подчиниться обстоятельствам, а чтобы не потерять своё лицо, узурпатор был признан истинным наследником с помощью мистической истории, которую все мы знаем и любим до сих пор. Этот сценарий гораздо более тёмный, но и правдивей. В этом и есть очарование обоснованных мифов – раскрытие более жестокой реальности фантастических рассказов, к которым мы привыкли и которые принимаем без каких-либо вопросов.
Больше, чем монстры
Было бы невозможно говорить о мифах без упоминания монстров, с чем согласна Майя:
«Строго говоря, в Илиаде нет большого количествах фантастических созданий и монстров, она концентрируется на монументальных героях и надоедливых богах. Однако мы всё ещё не можем серьёзно погрузиться в реальность греческих мифов и легенд без признания некоторых фанатских любимцев. И, что более важно, это позволяет расширить количество возможных наборов армий и боевой геймплей некоторыми важными опциями, которые в ином случае были бы невозможны или стали бы скудными в сеттинге бронзового века. Поэтому включение «мифических» юнитов в Troy оправдано аутентичностью и, что более важно, необходимостью для геймплея».
Однако, Майя замечает, что их включения сталкиваются с двумя главными оговорками:
- «Монстры» в Troy – полностью опциональный контент, к которому игрок может получить доступ в выделенных точках на карте, но они существуют вне набора юнитов главной фракции и от них можно полностью отказаться при желании играть с более историческим уклоном
- Все «мифические» юниты подчиняются эвгемеристическому подходу команды, чтобы не изменять общего тона и настроения игры
Ниже Майя объясняет некоторых монстров, которых можно встретить в Total War Saga: TROY, а также то, как они подчиняются эвгемеристическому подходу игры.
Минотавр
В греческой мифологии минотавр – чудовищный зверь с острова Крит, поедающий людей. Этот культовый монстр был создан, когда Посейдон подарил царю Миносу жертвенного быка, которого тот отказался убивать, принудив греческого бога отплатить за этот акт святотатства, который проклял жену короля вынашивать ребёнка полубыка-получеловека. По мифу, в качестве дани уважения царю Миносу афинских подростков отправляли в лабиринт, построенный Дедалом в качестве дома для минотавра, на съедение чудищу. В итоге его убил Тесей за поколение до троянской войны в мифической хронологии греков. Учёные считают, что основанием для выдумки лабиринта могла служить сложная архитектура минойского дворца в Кноссе, обнаруженного Артуром Эвансом. Название «лабиринт» может происходить от священного двуглавого топора минойцев – «лабриса».
В TROY мы создали предысторию для минотавра, которая согласовывается с хронологией и тем фактом, что гомеровский Крит был контролируем микенцами, а не минойцами, по крайней мере два столетия после падения последних. Мы представляем минотавра как царя-повстанца или царя-разбойника, который взывает к символам прошлого, чтобы заявить о своей силе. Он носит маску быка и пользуется двуглавым топором, чтобы быть единым с наследием минойцев и подстрекать последователей.
В игре минотавра можно найти и нанять в специальных местах, в том числе на Крите. Благодаря его размеру и боевым навыкам, минотавр – ужасающий противник на поле боя древнего Средиземноморья.
Циклопы
Ссылаясь на Гомера, Полифем – это ужасный гигант, представленный в Одиссее – истории, сопровождающей Илиаду и описывающую возвращение Одиссея в Итаку. Полифем живёт на острове, названном позже Сицилией, в пещере вместе со своим стадом овец. Все «Киклопы» («шароглазые») считаются дикарями и нецивилизованными гигантами-пожирателями людей.
Интересно, что останки так называемых «карликовых слонов» были найдены на Сицилии и других островах Средиземноморья, что указывает на их проживание в этом регионе по крайней мере до 11000 года до н.э. Размер этих животных и форма их черепа, в котором носовая полость выглядит точь-точь как одна большая глазная яма в центре черепа, скорее всего привели к появлению мифа о циклопах – древней расе одноглазых гигантов из более ранней эпохи.
Мы дали этот циклопический череп нашему Полифему в качестве шлема, а также дикий вид и множество нательных рисунков и шрамов вместе с овчиной одеждой и грубым оружием.
В TROY Полифема можно найти и нанять на определенных островах. Под этим подразумевается, что он «сын Посейдона» — возможно, рейдер или пират, который перемещается между тайными островными убежищами.
Гигантские циклопы – отличное противопоставление минотавру в сражении. К тому же, они непримиримые враги.
Кентавры
Легенда об Ахилессе предполагает существование кентавров – мифического племени полулюдей-полуконей, располагающегося в окрестностях горы Пелио (названной в честь Пелея, отца Ахиллеса).
По легенде, Пелей был изгнан на родину матери, на гору Пелио в Фессалии, где он навлёк на себя гнев царской рати и был оставлен сражаться в одиночку без оружия с группой кентавров. К счастью, старейшина кентавров Хирон помог юному герою и сдружился с ним. Позже Хирон поведал Пелею, как овладеть богиней Тетис, от которой в следствие родился Ахиллес, а Хирон стал его наставником.
В TROY мы интерпретируем кентавров в качестве племён искусных наездников, визуально кажущихся едиными с лошадьми, они выглядят дикими и культурно отличными от протогреческих племён, доминировавших в этом регионе. Они могут быть найдены в окрестностях горы Пелио, в горах Аркадии и на анатолийском побережье по направлению к Родосу.
В легенде соседствующему племени Лапифов причисляется изобретение удила и уздечки для лошади, поэтому не сложно представить, что весь миф основывается на приручении и мастерстве лошадей.
Разумеется, кентавры созданы в игре для заполнения ниши настоящей кавалерии, однако колесницы и некоторые лёгкие юниты способны выполнять их роль на поле брани.
Гиганты
Гиганты упоминаются больше всего в Одиссее, в которой моряки встречают племена самих Гиганти – гигантов в греческой мифологии – или относящихся к ним существ. Римский историк Павсаний этим описанием подчёркивает, что для Гомера гиганты были расой смертных людей, а не мифических существ.
В TROY гигантов можно нанять в нескольких местах, равномерно распределённых по карте. Подобно кентаврам, гиганты заполняют функциональную нишу осадных машин, так как они хороши штурме ворот во время осад.
Возможности истины в мифе
В дополнении к возможности включения монстров в игру, данный подход команды TROY также повлиял на некоторые основные механики игры. Майя поясняет:
«Обоснованный подход к мифам позволил нам добавить религию и веру в виде системы божественной воли, где религиозные культы по-своему влияют на игру, но не как боги Илиады, вмешивавшиеся в судьбы людей. Это также позволило нам изучить и конкретизировать противостоящие фракции в поэме – троянцев и ликийцев – в свете исторических исследований лувийцев, фригийцев и хеттского влияния на западном побережье Анатолии. Например, мы представляем напряжение между братьями Парисом и Гектором как политическую вражду за право наследовать троянский трон. Также обоснованная интерпретация легенд присутствует в эпических миссиях – уникальной цепочке миссий, выполнение которой необходимо для достижения «гомеровской победы».
Однако, Майя подчёркивает, что именно этот подход позволил им «создать игру в данной временной эпохе благодаря возможности заполнить пропуски между историческими датами. Это также позволяет интересным образом интерпретировать легенды и мифы, а также докопаться до истины, на которой они основаны. И, в конце концов, это позволяет создать выбор и разнообразие для игроков, предпочитающих больше или меньше мифологических и фантастических элементов в бронзовом веке».
На пути к TROY!
Хотите узнать больше интересного о разработке Total War Saga: TROY? Взгляните на наши предыдущие дневники разработчиков: «Ахилл, ахийцы и эстетика: искусство Трои» и «Бартер, бронза и война: Троя и бронзовый век».