Перейти к содержимому

Imperiums: Greek Wars – обзор

Античность. Парадоксально, но эта эпоха кажется современному человеку ближе, чем Средневековье. Ближе и часто куда привлекательнее. Ярко раскрашенные статуи греческих богов и портики афинских храмов, широкие улицы, засаженные оливковыми деревьями и залитые теплым южным солнцем, вызывают куда более приятные эмоции, нежели узкие и тёмные проулки средневековых городов, мрачные громады христианских храмов и серые лица священников. А марширующие в ногу сариссофоры Антиоха III Великого или грозные римские легионеры вызывают куда больше трепета, нежели расхлябанные и аморфные средневековые ополченцы.

Конечно, приведённые выше образы по большому счету не более чем стереотипы. Спасибо массовой культуре, особенно популярным в «Золотую» эру Голливуда фильмам-пеплумам. Средневековье не было сущим серым кошмаром, а Античность далеко не всегда выглядела чудесным расцветом современной цивилизации. В конце концов, любую эпоху определяют живущие в ней люди. Так что и во времена «чудесного расцвета» хватало и безумных тиранов, и коварных интриганов, и самоотверженных героев.

В игре Imperiums: Greek Wars игроку предлагают примерить на себя одну из многочисленных масок античной трагедии. Ну или комедии, тут уж как повезет. Распинать рабов и готовить барбекю из политических оппонентов? Скидывать врагов в ущелье с рыком «ЭТО СПАРТА!!!» или мило улыбаться, готовясь вонзить кинжал в спину? Объединить весь Пелопоннес посредством переговоров и дипломатии или же доминировать с помощью непобедимых гоплитов? Вариантов много, и все они жизнеспособны и выигрышны, главное выбрать правильный. Но обо всём по порядку.

«Игра Престолов» в хитонах и сандалиях

Жирный плюс разработчикам можно поставить сразу за выбранный временной отрезок. Обычно в любой античной стратегии действие разворачивается после завоеваний Александра Македонского и становления держав диадохов. Такой подход понятен и логичен, если разработчики ставят перед собой задачу охватить всю необъятную Ойкумену античного мира. Но господа из Kube Game решили иначе: игра сфокусирована на Пелопоннесском полуострове и окрестностях. Потому и выбранная эпоха – настоящая находка. Не так давно отгремели войны между многочисленными греческими полисами, установился шаткий баланс, но на севере уже поднимает голову могучая Македония, а на Анатолийском полуострове все еще сильна власть извечных врагов эллинов – персов.

Окно управления государством. Максимум информации.

Свободного места мало, все кругом – заклятые «друзья», как пауки, закрытые в банке без еды. Зазевался? Поздравляю. Съеден и переварен. Дарвин весьма и весьма одобряет.

Что характерно, грозно рычать и воевать сразу против всех не выйдет. Рыхлые и слабые государства очень-очень быстро объединятся в монолитный союз. А учитывая интересный рельеф Пелопоннесского полуострова и общую скудность ресурсов, вести блицкриг по всем направлениям точно не прокатит. Так что хочешь не хочешь, но придётся учитывать интересы как друзей, так и потенциальных врагов.

Экран дипломатии

Все основные игроки при этом доступны для выбора. Нравится восточная деспотия? Их есть у нас. Персидские сатрапии и зависимые от персов государства к услугам игрока. Нравятся суровые боевые ребята с рельефными торсами? Спарта на карте присутствует. Демократия и власть над морями? Афины здесь. Есть желание поиграть за молодых и дерзких? Македония ждёт своего часа.

Вообще, все это неуловимо напоминает знаменитую Игру Престолов. У всех и каждого своя собственная правда и неправда. Каждый здесь герой, и каждый – злодей. Разве что вместо вычурных одеяний с гульфиками и разрезами тут все одеты в туники и хитоны, а вместо рыцарских доспехов – бронзовые кирасы да шлемы с высокими гребнями. Антураж иной, а суть, примерно та же.

Мне б сариссу да гоплон…

Всё, что было сказано мной в предыдущем абзаце, звучит, конечно, хорошо. Но как на самом деле это играется? После запуска игры и демонстрации достаточно невзрачного видео, перед глазами игрока возникает точно такой же невзрачный игровой экран. Честно говоря, в этот момент я испытал некоторое разочарование. Ощущение было такое, словно бы я вернулся во времени лет на 20-25 назад, во времена релиза второй «Цивилизации». Понятно, что по обложке игру судить не стоит, но всё-таки можно было бы и свистелок с перделками добавить.

Чёткая и подробная информация о гоплитах

Запускаю новую игру и… понимаю, что дальше меня не пускают. Ну то есть как не пускают, примерно как в посвященной Морровинду песенке про бумаги. Только тут не пройдёшь дальше, пока не ознакомишься с обучением. Подход правильный, тем более игра заранее поясняет, что весь процесс обучения займёт где-то час-полтора, а заодно расскажет обо всех подводных камнях.

Другой вопрос, что обучение очень пресное. Подробное, полезное, но скучное и унылое до зубной боли. Если игра хочет научить, как двигать юнит – изволь, двигай. С чего это ты вдруг собрался что-то строить в городе? Не, город это следующий этап. Пока передвинь пельтаста. Пельтаста передвинь, кому сказано. Передвинул? Теперь научись строить дороги да вырубать леса. И так далее, и тому подобное. Пузантос-стайл и бумаги, да. Справедливости ради, все основные моменты игра подробно и чётко поясняет. Как строить, как исследовать, как воевать и как экономить ресурсы. А потом, с определённого хода, отпускает в вольное плавание, вот Македония в твоих руках. И любитесь, как хотите. Беда в том, что отыгрывать становление царя Филиппа Одноглазого уже расхотелось. Парадоксальным образом подробнейшее обучение отбило всякое желание продолжать.

… иль тиару да хитон.

Подождав какое-то время, я решил дать игре второй шанс. Настало время попробовать себя в по-настоящему свободном мире, где никто не ведет тебя за руку. Что там в меню «Новая игра»? Вкладку «Настраиваемый Мир» я пропустил, щелкнув сразу на раздел «Античной Греции». И вот тут-то меня ждал сюрприз: мне щедро открылось сразу несколько фракций! А именно, Афины, держава Ахеменидов и Спарта. Ещё добрых полтора десятка фракций пока были закрыты. Хороший ход, если задуматься. Так было ещё во времена Medieval II: Total War, минутка ностальгии, как она есть. Немного подумав, решаю начать партию за Афины. А что, в конце концов это город, который веками определял политический климат и на Пелопоннесе, и во всем восточном Средиземноморье. Город философов, тиранов и великих безумцев.

Надо сказать, настройки параметров игры сделаны сочно и со вкусом. Настроить можно практически всё: от влияния боевого духа на результаты сражений и снабжения войск, до появления различных мифических существ, воли богов и героических квестов.

В духе старого-доброго Тотал Вар партия стартует с подробной исторической справки о том, где и что творилось. Краткий экскурс сменяется довольно-таки объёмной текстовой справкой о роли Афин в здешнем мире. Не знаю, будет ли это кто-то читать, но лично мне такой подход импонирует. Игры не только ради развлечения, игры еще – и для развития.

Что там доступно в «cвободном плавании»? В принципе, Афины занимают весьма прочное место в античном мире. Есть союзные договора, а все враги далеко за горами, да за морями. И что там за враги? Варварское Одрисское царство, и не менее варварская Македония. Опасение вызывают, разве что, северные колонии древнего полиса… но с этим как-нибудь разберусь. Например, предложив договор дружелюбно настроенному государству. Вот только оказывается, что Афины никто особо и не любит. Максимум – терпят. Все равно попытаюсь. Вот, к примеру, держава Халкидики. Чего вам дружить с грязными македонцами? Давайте к нам! Отправляю требования: отказаться от мира с Македонией, а взамен – получить доступ к нашим торговым путям. Раз и отправлено! Или нет? Непонятно, ибо экран дипломатии можно закрыть только через крестик. Что там дальше? Армия. Классические гоплиты и пельтасты, которых можно «прокачать», чем и займусь. А теперь к делам государственным. Поселенец? Отлично. Местные поселенцы могут строить всякие улучшения. Поля, дороги, ну и города конечно. Что там ещё может быть важно? Ну конечно. Окно управления государством. Там можно посмотреть список текущих задач и процент их выполнения (привет, Imperator: Rome), условия различных вариантов победы, тип правительства, текущие исследования и много чего ещё. Вплоть до счета игрока в конкретный момент времени и расположения стратегически важных точек на карте. Функционально, что тут сказать, хоть и несколько архаично. Внизу «правительственного» экрана находится весьма важный ползунок, отвечающий за субсидии на деторождение. Больше материнского капитала – меньше золота в вашей казне. Но в перспективе станет больше! Есть о чем подумать.

Город крутится — лавэ мутится

Кстати, о золоте, ресурсов в этой игре как минимум столько же, сколько их было в Heroes of Might and Magic 3. Шесть ресурсов условно можно отнести к «материальным»: золото, железо, дерево, камень, уголь и пища. Эти ресурсы добываются или в шахтах/рудниках, или получаются за счёт торговых путей/от городов, или выращиваются на полях/добываются за счет терраформинга. Расходуются они на наём и содержание юнитов, отстройку городов и улучшений инфраструктуры, и, изредка, на развитие научной мысли.

Следующую группу ресурсов условно можно назвать «интеллектуальной». Это знание, влияние и… счастье. Со знанием и влиянием, в целом, всё понятно: знание тратится на открытие новых технологий, а влияние используется для разных государственных решений и «мирной» экспансии. Также, с помощью мощного влияния можно деморализовать вражеские армии и подчинить своей воле города неприятелей. А что же счастье? Этот ресурс так или иначе влияет на состояние дел в государстве игрока. Низкое счастье? Здравствуй, восстание. Счастье на высоте? Значит, народ закрывает глаза на произвол владык и позволяет успешно строить сильное и стабильное государство. Последнюю категорию ресурсов условно можно назвать, как «человеческий потенциал». Тут количество населения и… количество рабов. Да, рабы за население не считаются, что вполне себе коррелирует с эпохой, в которой происходит действие игры. Итак, население позволяет создавать новые армии, производить знания и влияние, но при этом оно же расходует материальные ресурсы. Рабы же добывают тот самый камень, уголь, или что-то еще. Просто и понятно.

Далёкая колония… Удастся ли ее удержать?

Беглый взгляд на карту позволяет понять следующее: Афины, хоть и передовое государство, но вот во многих аспектах ему не повезло. Отдалённые колонии и уязвимые рудники да шахты на изолированных островах. По факту, вести куда-либо экспансию сложно и небезопасно. В этой паучьей банке все дружат против кого-то и каждый имеет зуб на каждого. Спешно рассылаю дипломатов по окрестным государствам. Надо чтобы хоть кто-то согласился на союз… или дал право прохода. Задача номер один – добраться до колоний на севере и дать по зубам Македонии.

Несколько ходов спустя оказалось, что с союзниками дела не задались, и от северян более-менее легко можно отбиваться и наличными силами. Что-что, а ИИ тут звёзд с неба не хватает.

Герой в центре

Первые битвы и вуаля. У меня появился герой. Поднявшийся с самых низов пассионарий, который вдохновляет провинции и может выполнять всякие-разные квесты на карте. Со временем герой может поднабраться опыта и стать генералом. Или не стать – это уже как повезёт.

Ещё несколько ходов. Города строятся, исследования открываются. На севере Одрисское царство грабит мои владения и убивает поселенцев. Чуть западнее мне удается разбить одну из македонских армий. Между тем флоты медленно, но верно везут тяжёлых гоплитов туда, куда и Макар телят не гонял. Все идёт по плану.

Над всей Элладой безоблачное небо.

Как ни странно, Imperiums: Greek Wars не вызывает знаменитого «эффекта Цивилизации». Погружение в историю античных полисов не происходит окончательно. Всегда знаешь, сколько ходов ты сыграл и через сколько ходов выключишь игру. И нет, не то, чтобы она была не увлекательна. Плюс-минус с этим вопросом всё в порядке. Есть экономика, есть политика и множество решений. Есть и военные действия, которые ненамного хуже того, что можно увидеть в том же «Императоре». И все же… В какой-то момент от игры начинаешь уставать. Почему? Одна из причин, пожалуй, в визуале игры. Да-да, я в курсе, что в стратегиях графика не главное. Но… Смотреть на пластиковых человечков, словно бы взятых из старой-доброй Age of Empires? Господа, 90-е закончились давным-давно. Мало того, сама карта, скажем так, тоже не блещет красотой. Конечно можно понять, что во-он та куча какой-то фигни является городом. Понять где река, горы и леса, а где поля и рудники тоже. Но выглядит оно сильно так себе. Разнообразие внешнего вида юнитов? Нет, не завезли. Эпоха, сеттинг, все дела… но гонять по карте одних и тех же болванчиков не так уж интересно.

Условия победы. Путь к цивилизации не близкий.

Реализация исследований тоже не сильно радует – древо исследований достаточно жидкое. Причём, если кто-то подумал, что может как в Цивилизации медленно и верно исследовать вообще всё, то подумал он это зря. Прежде чем запустить исследование, надо накопить соответствующее количество ресурсов. Чаще всего просто знаний, реже других ресурсов. Политические решения? В какой-то момент тоже приходит понимание, что это достаточно скучно. Дать рабам свободу или усилить для них репрессии? А какая разница, если я просто получаю небольшой бонус или штраф? В глобальном масштабе влияние на игру будет не особо и ощутимо. Строительство в городах? Тоже скучно. Увеличить экономическую мощь/укрепить город/создать в городе философскую школу – вот и всё.

В самом начале, я упоминал о всяких «мифических» и «героических» деяниях и событиях. Как оказалось позже, всё сводится к появлению каких-то нейтральных юнитов на карте (у меня вдруг полезли воины Аида. У-у-у-у-у, страшно, надо убить их всех), которые часто даже не выглядят как-то уникально. Или просто в задаче привести героя в определённую точку. Уникально и интересно? Пожалуй, что нет.

Древо исследований

Но окончательно ломает желание играть ночи напролет катастрофически неудобный интерфейс. Переключиться между юнитами? Только автоматически. Ну, или будь добр, ищи их на карте. Надо переместить юнит за пределы экрана? Двигай камеру кнопками на клавиатуре. Попытаешься сделать то же мышкой – с выбранного юнита спадет выделение. И его придётся снова искать, задавать направление и так далее.

Отправить дипломатическую миссию или что-то там ещё? Отдельной кнопки для этого нет. Выбираем всё, что нужно в окне дипломатической миссии и теперь важно ПРАВИЛЬНО ЗАКРЫТЬ этот экран – иначе результат будет нулевой. Правда, игра заботливо предупредит, если изменения не сохраняются. Это означает, что где-то что-то сделано не так.

Кесарю – кесарево?

За почти 9 часов игры я так и не смог определиться, удачный ли это продукт, или все-таки нет. По большому счёту, игра неплоха: выбрана интересная эпоха, затронуты все аспекты жизни античных держав. Но на другой чаше весов скучная и невнятная боёвка, куцее древо исследований, неудобное, недоработанное управление. В какой-то момент мне и вовсе показалось, что я играю в нечто, сделанное для мобильного телефона. И при этом (снова плюс разработчикам!) в игру, внезапно, завезли русский язык. А для любителей «песочницы» можно построить своё античное государство на абсолютно рандомных территориях. Часто, даже близко не напоминающих Пелопоннес.

Грустно и неказисто

По итогу, я бы сказал, что игра крайне сырая. Неряшливая графика, практически полное отсутствие новых идей, достаточно слабый ИИ. Рекомендовать её можно или большим любителям истории, или совсем уж непритязательным любителям стратегий. Всем остальным лучше спокойно и без напряга пройти мимо.

Что понравилось:

  • выбранная историческая эпоха;
  • стремление охватить все аспекты жизнедеятельности античного государства;
  • широкий спектр игровых настроек.

Что не понравилось:

  • практически полное отсутствие оригинальных идей;
  • неудобный и кривой интерфейс;
  • слабая боёвка;
  • невнятная и бесполезная «мифологическая» часть;
  • страшноватая графика в духе «назад в 90-е»;
  • атмосфера античности абсолютно потеряна.

Сыграно: 9 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.

 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 5 ИЗ 10
Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии