Товары и потребности населения – центральная часть геймплея в Victoria 3. Население имеет различные потребности в зависимости от своего благосостояния (богатства). Богатство же зависит от того, сколько денег остаётся у единицы населения после того, как она потратилась на все необходимые нужды.
У каждой единицы населения есть потребности, которые можно посмотреть через серию выпадающих меню (возможно, в будущих версиях игры будет более удобный способ).
Население пытается удовлетворить свои потребности, покупая товары на рынке. И здесь всё зависит от их цены: если товар в стране находится в дефиците, то стоит он дорого. Тогда у населения после покупки не остаётся денег и его благосостояние падает. И наоборот, если товар дешёвый – население приобретает его и у него остаются лишние деньги. Тогда благосостояние растёт.
Благосостояние отражается в виде условного цифрового значения во всплывающей подсказке при наведении курсора на группу населения. Оно отображает уровень зажиточности (богатства) населения. В целом, чем он больше – тем лучше для всех (если только вы не хотите притеснить какую-либо группу населения). Более зажиточное население обычно более счастливо и не доставляет проблем.
Не все группы населения потребляют все товары. Товары делятся на группы, внутри которых они взаимозаменяемы. Например, группа «простая еда» включает следующие товары: зерно, рыба, мясо, фрукты, продукты. Не все товары заменяются в одинаковом соотношении: например, одна единица зерна равна 1.50 фруктов.
Как это работает: если человек не может купить, например, зерно, он может купить такое же количество рыбы вместо него. Или фруктов, но их ему придётся купить больше.
Таким образом, благосостояние рассчитывается не по доступности каждого конкретного товара, а по группам, в каждой из которых у населения должен быть доступ хотя бы к одному из товаров. В зависимости от благосостояния и класса, к которому принадлежит население, его потребности меняются, что отражено на графике ниже.
Например, отопление и алкоголь нужно всем – и бедным, и богатым. А вот искусство начинает интересовать людей лишь тогда, когда уровень их благосостояния достигает значения 30.
Как всё это учитывать при игре? Здесь всё просто: вы можете влиять на цену товаров, обеспечивая их дефицит либо профицит. Если вы увеличите производство зерна или начнёте его закупать, то его станет в избытке и его цена упадёт, тогда крестьяне смогут тратить на него меньше денег и стать более богатыми. Или наоборот. То же касается и всех остальных товаров. Таким образом, вы можете непрямо влиять на богатство каждой из групп населения путём регулирования количества товаров на вашем рынке. Чтобы избежать обеднения населения, надо стремиться к тому, чтобы все товары на рынке были в достаточном количестве.
Общее влияние товаров на благосостояние каждой группы населения в масштабе страны можно удобно просмотреть в этой всплывающей подсказке, которую можно вызвать, зайдя в меню населения и наведя курсор на иконку одного из классов.
На примере видно, что мебель, роскошная одежда, роскошная мебель и фарфор обладают стоимостью на 75% превышающую норму, что связано с дефицитом данных товаров на рынке. Таким образом, все группы населения, желающие всё это приобрести, столкнутся с крупными тратами, что снизит их благосостояние.