Введение
Age of Empires II: Age of Kings вышла 30 сентября 1999 года и была хитом своего времени. Ещё бы, ведь в создателях был такой мастодонт игровой индустрии как Брюс Шелли. Примерно через год вышло дополнение Age of Empires II: The Conquerors, и на этом, казалось бы, должна была закончиться история игры. Студия-разработчик Ensemble Studios принялась за другие проекты, а через некоторое время вышла Age of Empires III. Однако крепкое и сплочённое сообщество фанатов не забрасывало игру, поэтому в 2013 году Microsoft выпустили HD-версию игры.
С тех пор Age of Empires II: HD Edition прочно прописалось в топ-100 лучших игр по количеству игроков платформы Steam. Развитие игры продолжалось, и для HD-версии Age of Empires II выходили новые дополнения — The Forgotten, The African Kingdoms и Rise of the Rajas. В Age of Empires II: HD Edition добавили поддержку современных разрешений экрана, мультиплеер Steam и поддержку мастерской Steam, но геймплей не изменился ни на йоту. В 2019 году Microsoft анонсировали ремастер под названием Age of Empires II: Definitive Edition. Что ещё нужно для счастья, и зачем покупать одну и ту же игру уже в третий раз? В двух словах – надо разбираться.
Проторенной дорожкой – от первой части ко второй
На самом деле анонс ремастера Age of Empires II ни для кого не был новостью, ведь в 2018 году вышел ремастер первой части Age of Empires. Изначально, я был настроен скептично, поднимать руку на классику казалось мне жутким кощунством. Но к счастью ничего страшного не произошло, ремастер Age of Empires не изменил самой игры, улучшения касались в основном визуального и музыкального оформления, а также улучшения пользовательского интерфейса. Единственный недостаток – Age of Empires: Definitive Edition запускался только на Windows 10.
Держа перед глазами положительный опыт ремастера первой части, я всё ещё немного сомневался в ремастере Age of Empires II: Definitive Edition, ведь уже есть HD Edition, зачем что-то менять. И с первого взгляда кажется, что ничего особо не изменилось, но если присмотреться повнимательнее изменений тут целый ворох.
Настройки
Сразу оговорюсь, изменений в геймплее в Age of Empires II: Definitive Edition, как и в HD Edition нет. Это всё та же игра, которая вышла 20 лет назад и в этом я могу только поддержать разработчиков – не надо ломать то, что работает. Поэтому геймплей в этому обзоре затронут не будет. Про Age of Empires II сказано уже достаточно за последние 20 лет. Однако если зайти в опции вы найдете множество новых и, безусловно, полезных фичей.
Пользовательский интерфейс теперь очень гибко настраивается под любые предпочтения. Касмтомизируется буквально всё – подсказки, панели, их расположение на экране, шрифты, масштаб и шкала здоровья юнитов. Опыт развития стратегий явно не прошёл даром.
В настройках графики и звуков всё стандартно, единственный момент, мне не удалось заценить специальный пак графики для UltraHD мониторов с разрешением в 4К, но судя по тому что я видел улучшения внушительные.
Это интересно: в настройках звука есть опция повествования – сгенерированный голос будет читать вам надписи, какие именно – настраивается. Я включил на пару минут, посмеялся и отрубил. Играть с озвучиванием нормально невозможно, но это может помочь людям с ограничениями.
В настройках игры дополнительные опции, которые рядовому игроку не пригодятся. На что обращу внимание – новая система отображения шкалы здоровья. В оригинале здоровье подсвечивалось только у выбранных в данный момент юнитов. Теперь здоровье по умолчанию отображается не только у выбранных юнитов, но и у всех раненых. Небольшое, но очень полезное нововведение.
Это интересно: в однопользовательской игре можно в любой момент поменять скорость игры с помощью клавиш + и — на цифровой панели справа.
В опциях горячих клавиш можно настроить те самые горячие клавиши. По умолчанию в Definitive Edition горячие клавиши полностью совпадают с расположением в меню интерфейса (первая верхняя иконка вызывается кнопкой q, вторая – кнопкой w и так далее). Но если вы уже привыкли к биндам предыдущих версий, тут можно выбрать шаблоны из HD Edition и даже оригинальной Age of Empires II: Age of Kings. А можно настроить несколько профилей и каждый день играть с разным расположением горячих клавиш – почему нет, Definitive Edition поддерживает и это.
Изменения
Так что же собственно новенького, ради чего стоит покупать Age of Empires II: Definitive Edition?
Вот список, который, конечно, далеко не полный, но именно эти изменения я смог найти:
- Графическое оформление. Юниты и здания перерисованы, есть поддержка Ultra HD 4K. Особенно удались разрушения зданий.
- Музыка также претерпела изменения. Мелодии не изменились, но получили более сочные аранжировки, разнообразие увеличилось, теперь уникальные треки есть практически за каждую нацию.
- 3 новые сюжетные кампании «Последние ханы». Действующие лица – Котян Сутоевич из половцев, Ивайло из болгар и Тамерлан представляющий татар.
- 4 новых нации. Первые 3 я упомянул выше, последняя – это литовцы.
- Новый переработанный ИИ. Он действительно стал лучше, а ещё появился новый уровень сложности ИИ – Extreme.
- Появилась возможность контролировать действия союзного ИИ. С помощью встроенных команд можно приказать ему атаковать того или иного врага, сфокусироваться на постройке определённого типа юнитов, построить стену в выбранном месте и многое другое.
- Можно приближать/удалять камеру.
- Каждая цивилизация получила свой герб. Для ветеранов это не привычно, ведь ранее цивилизации были представлены иконками их уникального юнита.
- Появилось более вменяемое обучение под названием «Искусство войны». В нем покажут и расскажут основные тактики для мультиплеера, потому что, как и в любой игре, опыт сингла почти ничего не даёт в сражениях с человеком.
- Фундаменты разных зданий теперь отличаются. Уже по фундаменту, если вы знаете, как выглядит моделька здания, можно понять что строится, а не тыкать в фундамент мышкой.
- Технологии теперь можно поставить в очередь вместе с юнитами. Да, раньше такой полезной возможности не было!
- Когда здание исследует технологию, оно подсвечивается. Можно сразу понять, если вы что-то исследуете. Минорное изменение, но разумное.
- Шкала прогрессии развития технологии или постройки юнита видна над зданием. Теперь не надо выделять здание, чтобы понять через сколько времени будет готов юнит или технология.
- Переработана очередь приказов. Ранее она работала следующим образом: вы назначаете очередь приказов, и юнит будет выполнять их, как только закончит свой текущий приказ. С военными юнитами проблем не было, а вот крестьяне тупили. Например, если рабочий добывал золото, то вашу очередь приказов он бы выполнил только после того, как опустошил бы рудник. А уж если он рубил лес, то очередь могла бы не наступить и вовсе. Теперь юнит отменяет последний приказ и выполняет очередь – это намного удобнее.
- Кнопочка Delete теперь убивает всё, что выбрано сразу, достаточно зажать её одномереннно с Shift. Но можно удалять и как раньше – по одному юниту/зданию из группы обычным нажатием Delete. Будьте осторожны с удалением!
- Счётчики добытчиков ресурсов, общего количества крестьян, а также счётчик бездельников. Эти же изменения были в первой части ремастера, поэтому неудивительно, что они попали и сюда.
- При выборе нескольких юнитов, на первом цифрой будет указано, сколько всего юнитов выбрано.
- Добавлена кнопка бесконечного обновления ферм (УРА, товарищи!).
- При выделении группы юнитов, по умолчанию, если в выделение попали крестьяне и военные, крестьяне будут игнорироваться. Очень полезное нововведение, ведь раньше выделяя рамкой свою армию можно было зацепить крестьянина и послать его на смерть вместе с армией.
- Редактор карт обновлён и расширен. В нём появились новые возможности, особенно это касается новых триггеров по событиям.
- В мультиплеер завезли матчмейкинг.
Пишите в комментариях, какие ещё изменения нашли вы.
Эпоха ремастеров
Философский вопрос: когда игре вообще нужен ремастер? Я вижу несколько глобальных причин:
- Чтобы срубить еще немного денег с фанатов. Понятно, что все игры являются коммерческими проектами, поэтому будет не совсем корректно упрекать издателя в излишней жадности.
- Игра уже настолько устарела, что не поддерживает современные разрешения экрана или даже ОС, её трудно запустить на современной машине. Как раз таким случаем была HD Edition.
- Игра сильно устарела графически и многих отпугнет её вид, поэтому надо срочно подкрутить текстурки. В этом пункте я сильно сомневаюсь, так как стратегии не требуют таких уж изысков в части графики, да и фанаты стратегий – народ не такой прихотливый. Однако обе части Definitive Edition больше всего относятся к этому варианту, а ещё скорый релиз Warcraft 3 Reforged.
- Игра страдает от багов, от проблем с ИИ или с основными механиками. Очень зыбкое болото, ведь если поменять игру слишком сильно, олдфаги взбунтуются и подвергнут анафеме такой ремейк. Но случай с Heroes of Might and Magic III HD Edition от Ubisoft показывает, что совсем ванильной игру оставлять тоже не надо.
- Время не стоит на месте и в игру можно включить полезные фичи современных флагманов жанра. А вот тут разработчики никогда не прогадают. Улучшение пользовательского интерфейса, поддержка Steam или работающий мультиплеер всегда будут плюсами для любой старенькой игры.
- Кризис идей. Печально, но когда новых идей нет, издателям и разработчикам приходится эксплуатировать старые и выпускать бесконечные сиквелы, либо ремейки и ремастеры.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, и какие ещё аргументы могут быть для ремастера игры.
Опыт Microsoft показывает, что они не намерены останавливаться. В этом же году анонсировали Definitive Edition третьей части Age of Empires. Уверен, что они пойдут тем же путём и не поменяют геймплей, зато введут вагон маленьких и удобных изменений, а также современный графон.
Общие впечатления
По сути, игра не поменялась. Это всё та же Age of Empires в новой, блестящей обёртке. Но за всё приходится платить – в больших битвах на средненьких машинах провисает фпс, загрузки стали сильно дольше, а иногда появляются глюки с озвучкой. Всё это свидетельствует о не самой лучшей оптимизации. Также, остались проблемы ещё из оригинальной игры с кривым поиском пути. Но это всего лишь ложечка дёгтя, в целом игра очень радует.
А теперь, отвечу на главный вопрос, стоит ли вообще покупать Definitive Edition. Тут всё зависит от того, к какой категории игроков вы относитесь:
Если вы никогда не пробовали Age of Empires II, то смело покупайте. На данный момент это лучший вариант ознакомиться с классикой, да ещё и в отличном оформлении.
Если вы играли в Age of Empires II когда-то давно, но пропустили HD Edition, то тоже покупайте. Ведь в Definitive Edition входят абсолютно все кампании из оригинальных игр, из HD Edition и пара новых. HD Edition и все DLC к ней обойдутся вам дороже.
Если вы матёрый ветеран сетевых баталий, то вы уже купили Definitive Edition. Отток игроков из HD Edition сказывается в статистике Steam, и уже сейчас Definitive Edition уверенно обгоняет своего предшественника. Civilization 6 к примеру потребовалось значительно больше времени, чтобы отобрать пальму первенства по количеству активных игроков у пятой части.
А вот если у вас есть HD Edition, вы не любитель сетевых игр, и пока что наигрались в Age of Empires, тогда поберегите деньги. Нового в Definitive Edition не так много, а как красиво рушатся здания можно посмотреть и на ютубе.
Что понравилось:
- все механики перенесены без изменений;
- обновлённый пользовательский интерфейс;
- обрушение чудес света;
- кнопка автоматического обновления ферм (я не могу перестать радоваться этому!).
Что не понравилось:
- есть проблемы с оптимизацией;
- древние проблемы с поиском пути так и не исправлены;
- некоторые звуки были убраны или не проигрываются корректно.
Оценка Стратегикона: 7 из 10
Сыграно: 24 часа… и бессчётное количество времени за последние 20 лет.
Игра: приобретена автором обзора.