Устали проигрывать рейтинговые сражения? Тогда этот гайд – для вас. Здесь я разберу то, как играть за Францию и выигрывать сражения в командных рейтинговых играх.
Дисклеймер: гайд написан преимущественно для начинающих игроков и тех, кто хочет выйти на уровень платины без особых усилий.
Почему французы?
С самого выхода Age of Empires IV французы остаются одновременно самой лёгкой для игры и одной из самых сильных цивилизаций. Данная цивилизация не требует большого количества микроконтроля, при этом обладает одними из самых сильных юнитов в игре – королевскими латниками с рядом технологий для их улучшения. А также – сниженную на 30% стоимость экономических технологий и возможность видеть рынки в самом начале игры. Тяжёлая кавалерия и торговля – одни из самых сильных сфер в игре. У французов есть и то, и другое.
Приятным бонусом являются арбалетчики, которые могут поддержать латников в случае, если противник собрал сильную контру, а также уникальная пушка, являющаяся одним из мощнейших осадных орудий в Age of Empires IV, уступая разве что османской огромной бомбарде.
Общий подход к геймплею
Как вы могли догадаться, при игре за французов мы будем опираться на следующее:
- массовое производство королевских латников;
- по ситуации – производство арбалетчиков;
- иногда – производство других юнитов (обычно только в начале игры);
- развитие торговли и получение большого количества золота.
Эти несколько невероятно простых шагов помогут вам побеждать в командных рейтинговых играх. Из-за того, что они невероятно просты, другие игроки будут жаловаться, что вы играете за лёгкую цивилизацию и побеждаете, используя всего один вид юнитов. Но какая разница? Начнём.
Три стратегии игры до выхода в лейт
В этом гайде я буду рассматривать командные рейтинговые матчи, то есть игры от 2 на 2 до 4 на 4. При игре за французов существует три примерных алгоритма действий, выбор которых осуществляется в зависимости от карты и противников.
Опенинг во всех стратегиях примерно следующий:
- 3 (поселенца) на золото
- 1 на рубку леса
- всех остальных на еду
Сразу после перехода во 2 эпоху (который должен осуществиться на 4 минуте игры) нужно перекинуть часть поселенцев на золото, и затем продолжить производить новых на дерево. Как можно быстрее необходимо построить второй городской центр: с помощью двух центров можно производить в два раза больше поселенцев, что помогает значительно ускорить развитие экономики.
После перехода во 2 эпоху можно прибегнуть к одной из трёх стратегий:
- Агрессивная
- Торговля
- Защитная
Подробнее о каждой из них – ниже.
В зависимости от игровых условий, каждую из описанных ниже стратегий можно модифицировать, ведь если бы всё всегда шло по плану – играть было бы неинтересно. Рассматривайте эти стратегии как общую, глобальную идею, доступную для ситуационных модификаций.
Агрессивная игра: изматывание латниками + развитие
Данная стратегия особенно подойдёт при игре на картах, где нет возможности безопасно торговать, а расстояние между противниками маленькое или среднее. Общая идея заключается в том, чтобы начать доканывать противников королевскими латниками прямо со второй эпохи, постепенно наращивая давление.
Цель первой эпохи – как можно быстрее перейти во вторую, построив Кавалерийское училище. После перехода во вторую эпоху необходимо сразу же начать производство королевских латников. Как только у вас будет 3 латника, можно начинать отправлять их на базу противника и искать там слабые места. В основном целью становится убийство поселенцев для ослабления экономики. Можно также поймать противника на раннем производстве торговцев и убить их.
Конечно же, если против вас играют не полные новички, то они будут защищаться, отправляя поселенцев в башни или в главное здание, поэтому цель – не потерять своих латников, одновременно мешая противнику добавлять ресурсы. В этом деле очень поможет изучение уникальной французской технологии Рыцарство, за счёт которой латники начинают восстанавливать здоровье вне боя.
Алгоритм действий следующий: наносите урон противнику, убегаете, отхиливаетесь, повторяете. Одновременно производите новых латников и присылаете их в качестве подкрепления. Не бойтесь вступать в недлительные схватки, ведь у латников есть отхил и достаточно много хп, а вот у противника отхила скорее всего не будет, и ему придётся тратить ресурсы на наём дополнительных юнитов взамен убитым. Получение даже серьёзного урона для вас допустимо, если итогом является уничтожение вражеских юнитов.
Самое важное в этой стратегии: необходимо закреплять своё преимущество и не переусердствовать с производством латников. Если вы будете изматывать врага, но при этом забудете о развитии своей базы (очень частая ошибка новичков), или же просто будете тратить всё на латников, то противник просто перейдёт в третью эпоху быстрее вас и возьмёт преимущество. Идея заключатся в том, чтобы продолжать развивать свою базу и одновременно мешать противнику с помощью латников, т.е. преимущество на самом деле достигается экономическое. Позже вы должны закрепить его с помощью экспансии карты/торговли и опциональной защиты своей базы стенами, чтобы не допустить контрраша.
Торговый бум: рискованная стратегия на случай, если вы уверены в пассивности противника
Невероятно рискованная, но очень мощная стратегия, суть которой заключается в постройке торговой достопримечательности во второй эпохе (Торговая палата), дальнейшем развитии торговли и быстром выходе в 4 эпоху. Можно использовать смешанный вариант этой стратегии с предыдущей, вместо Торговой палаты построив Кавалерийское училище.
Данная стратегия подходит только для больших карт, позволяющих легко защитить торговые пути с помощью стен от ранних атак противников, и только при игре против пассивных противников. Наиболее подходит для использования в командных играх, поскольку ваши сокомандники могут отвлекать врага до того, как вы выйдете в 4 эпоху.
Идея невероятно проста: создавайте много торговцев, попутно строя новые рынки и обнося маршрут стенами. При этом наблюдайте за картой: противник должен оставаться пассивным. Иногда другая команда решает также уйти в экономическое развитие, и это станет их ошибкой, если вы будете использовать эту стратегию. Продолжайте создавать всё больше и больше торговцев, однако если вы заметите, что противник собирает войско для атаки – обезопасьте себя производством некоторого количества латников и, возможно, арбалетчиков для защиты.
В качестве достопримечательности третьей эпохи подойдёт Место собраний цеха, которое автоматически генерирует ресурсы. Его сразу нужно переключить на золото. Благодаря этой достопримечательности вы сможете невероятно быстро собрать ресурсы для перехода из 3 в 4 эпоху, ну а дальше – дело за латниками (читайте ниже в разделе «Стратегия конца игры»). Не забывайте докупать недостающие ресурсы за золото.
Выживание до лейта: оборонительная стратегия
Использование данной стратегии обосновано неблагоприятными условиями для французов, которыми являются карта с малыми расстояниями между игроками и/или агрессивные цивилизации противника (например, англичане или монголы). Суть стратегии заключается в том, чтобы не дать себя уничтожить до выхода в лейтгейм, в котором французы невероятно сильны.
Иногда вы столкнётесь с тем, что противники начнут атаку с первых же минут и не дадут вам создать нормальный ударный кулак из латников. В таких играх целью становится выжить до лейтгейма, чтобы потом взять реванш. Это может быть атака конными лучниками монголов, ранний раш от Священной Римской Империи с таранами или нашествие англичан с копьями и длинными луками. В таких случаях вас не спасут конные латники, поскольку вы просто не успеете их построить в достаточном количестве.
Чтобы предотвратить разгром, вам потребуется построить башни около отдалённых от главного здания залежей ресурсов, чтобы при приближении противника сразу спрятать поселенцев в них. Также стоит сразу же вкладываться в деревянные, а затем в каменные стены.
Это не очевидно, но: латники на конях тоже могут заходить в башни, тогда они превращаются в лучников.
Вместо латников можно временно начать нанимать лучников или копейщиков в зависимости от типа юнитов, которые противник использует в ранней атаке. Наиболее эффективным подходом будет иметь несколько латников и несколько копейщиков/лучников. Всё это очень замедлит ваше экономическое развитие, но позволит выжить, что важнее. Помните, что используя стратегию раннего раша, противник вкладывает все ресурсы в войска, поэтому если вы этот раш переживёте, то за вами будет экономическое превосходство.
Основная идея оборонительной стратегии заключается в том, чтобы позволить выжить французам до 4 эпохи.
Выходим в лейт, производим много латников
Исходим из того, что вы успешно применили одну из трёх вышеописанных стратегий и дожили до 4 эпохи. И теперь настаёт эпоха французов: они становятся невероятно сильны.
Идея лейта заключается в том, чтобы… произвести как можно больше конных латников! Да, всё невероятно просто, вам нужно производить много, много конных латников без перерыва. Для этого у вас должен быть постоянный приток золота. Отряд из 50-70 конных латников уничтожает всё, включая замки и строения, и как только вы соберёте достаточно латников – отправляйтесь в атаку. Это один из самых сильных юнитов в игре, который побеждает почти все юниты по параметрам атаки и защиты.
Обратите внимание: почти все. Вас всё ещё может уничтожить плотная группа копейщиков или янычаров. Поэтому от них нужно просто убегать и выбирать другую цель. Пускай побегают за вами!
Отдельно стоит упомянуть достопримечательность 4 эпохи Артиллерийское училище, которая позволяет производить уникальные французские пушки, достаточно быстро уничтожающие строения. Отряд из 50 конных латников и 4 таких пушек способен уничтожить базу врага в считанные минуты.
Не забывайте пользоваться возможностью уничтожения торговли противников: если вы нашли любую дыру во вражеской обороне, сразу отправляйте отряд латников в тыл и уничтожайте торговцев.
Не забывайте о том, что латники – мобильный юнит. Вам не нужно участвовать в проигрышных сражениях, вы можете просто убежать от них, в этом сила кавалерии. Передвигайтесь по карте и наносите сокрушительные удары по уязвимым местам противников, пока ваши союзники проводят более статичные боевые действия.
Но иногда нужно внести корректировки
Порой в лице противников выступают монголы либо османы с янычарами. Как вы можете догадаться, конные лучники монголов являются прямой контрой к латникам, поскольку латники не могут их догнать, а конные лучники убегают и одновременно отстреливаются. Янычары же имеют повышенный урон по кавалерии. Ещё есть улучшенные копейщики у Священной Римской Империи, которые на узких картах не позволят вам маневрировать и наносить эффективные атаки. В таких случаях на помощь придёт ещё один уникальный юнит французов: арбалетчики.
Эти дешёвые стрелки с прокачанными технологиями на их усиление станут отличным защитным рубежом против юнитов, которые контрят вашу кавалерию. Посадите их в донжон и навяжите бой под ним, или просто байтите латниками юниты врага на отряд арбалетчиков. В поддержку им можно создать несколько мангонелей, которые эффективно уничтожат проблемые пехотные юниты врага.
Несколько слов о важном
Вам не поможет ни одна стратегия, если вы не будете выполнять простые вещи, перечисленные ниже. Это – основа мультиплеера Age of Empires IV, и без них вы не будете побеждать.
- Конечно же, нужно создавать группы для всех боевых юнитов (ctrl + цифра) и использовать горячие клавиши везде, где это возможно.
- Производите поселенцев нужно без перерыва с начала игры до того, как их станет 100.
- Забиндите кнопку выбора всех бездействующих поселенцев на одну из клавиш (у меня это боковая кнопка мыши), и всякий раз, когда нет времени думать, отправляйте их добывать дерево – его всегда можно быстро найти на карте и кликнуть.
- Забиндите выбор всех производственных зданий (бараки, конюшни, рынок т .д.) на кнопки. Удобно использовать для этого F1-F6. Это позволит выбирать сразу все задния одной кнопкой и производить сразу несколько юнитов, не перемещая камеры с места событий.
- Аналогично забиндите выбор всей армии на какую-то кнопку (у меня это боковая кнопка мыши). Это позволит, не перемещая камеры, выбрать все юниты. Затем можно кликнуть на конкретный юнит левой кнопкой мыши, зажав ctrl – это позволит выбрать все юниты одного типа. Так можно выбрать, например, всех латников, включая тех, что заблудились где-то в углу карты. С помощью этого можно одновременно харасить противника и присылать себе подкрепления, не ища новые юниты вручную.
- Стройте фермы с полями только тогда, когда в безопасных местах закончились овцы, ягоды и олени. Пока есть альтернативный источник пищи, дерево лучше вложить в постройку конюшен и других зданий.
- Экономика в Age of Empires IV значит примерно столько же, сколько и военные действия. Всегда сразу прокачивайте экономические технологии после перехода в новую эпоху, чтобы не отставать по добыче ресурсов.
- Этим заниматься бывает лень, но следите за картой с помощью разведчиков, чтобы заранее увидеть готовящиеся атаки противника.
- Вы видите, что союзник не строит стены и не пытается обезопасить ваш торговый маршрут? Вместо того, чтобы начать оскорблять его, постройте эти стены сами.
- Это не очевидно, но: конные латники (и любые другие юниты) не могут атаковать каменные стены, но могут атаковать каменные замки. Спасибо логике разработчиков. Пользуйтесь этим: вместо того, чтобы ждать производство дорогостоящих осадных орудий, иногда можно пойти в атаку и без них.
Подводим итоги
Итак, что нужно, чтобы начать побеждать в рейтинге за французов?
- Оцените карту и цивилизации противника, что позволит выбрать одну из трёх начальных стратегий.
- За счёт одной из трёх стратегий выживите до лейтгейма, после чего начните производить много латников, либо латников + арбалетчиков + пушки.
- Просто разбейте врага с помощью этих наисильнейших юнитов.
Выглядит просто? Да, именно так, и именно поэтому все ненавидят французов в Age of Empires IV, требуя их понерфить.
Конечно, ваш опыт игры всё ещё имеет значение. Нужно следить за картой, нужно не позволять убивать своих торговцев и не терять латников впустую. Нужно научиться выживать против возможных ранних рашей противников, против которых французам приходится лишь защищаться либо контратаковать. Нужно также развивать умение изматывать противников, одновременно развивая свою экономику – это требует постоянного внимания сразу в нескольких частях карты и должное количество кликов. Очень частая проблема новичков заключается в том, что как только они начинают харасить противника, всё внимание уходит на контроль юнитов, а развитие базы теряется из головы – уметь быстро переключать внимание с одного аспекта на другой, при этом не забывая об обоих, требует определённой тренировки.
Стоит также помнить, что потенциал французов наиболее раскрывается в командных играх по двум причинам:
- командные карты больше, а доход от торговли зависит от дистанции;
- действия союзников дают вам возможность избегать неприятных юнитов врага и наносить удары по слабым местам или конкретным членам вражеской команды с помощью одних лишь латников; всегда будет тот противник, который не собрал контру против них.
Vive la France!