Обзор Battle Brothers

Battle Brothers, она же Боевые Братки – пошаговая тактическая стратегия и одновременно RPG с открытым миром с довольно… непримечательной графикой, на первый взгляд. Что же в этой игре такого, за что она остаётся популярной спустя несколько лет после выхода и продолжает получать положительные отзывы от игроков? Разберёмся в этом обзоре.

Суровые наёмники во главе с неизвестным капитаном

Общая суть Battle Brothers заключается в следующем: игрок берёт на себя роль капитана наёмников и отправляется в путешествие по открытому миру, который напоминает реальное средневековье с лёгкой примесью фэнтези. Лёгкой потому, что в этой игре есть фэнтезийные существа, но вот магию вы встретите только у горстки врагов и вам она будет недоступна.

Сам по себе персонаж игрока никак не представлен и в битве участия не принимает. Хотя игра не ставит никаких конкретных целей, по мере исследования мира они будут появляться сами собой; есть даже и варианты концовки, но решать, когда уйти в отставку, только вам.

В целом, геймплей состоит из следующих вещей: вы путешествуете по различным городам, в которых можно нанять новых бойцов в отряд, берёте там контракты, за которые можно получить деньги, сражаетесь в тактических пошаговых битвах и получаете награды. Выглядит просто, но при этом – весьма затягивает. По открытому миру перемещение происходит в реальном времени, а вот бои всегда пошаговые.

На этот раз бандиты попались весьма слабые, но так бывает не всегда

Стилистика игры, которая современному игроку с первого взгляда покажется «какой-то поделкой в 2D», при более детальном ознакомлении создаёт совершенно иное впечатление. Мир игры отдаёт жестокостью, суровостью и неотёсанными бородатыми мужиками. Бандиты всех мастей, чудовища и корыстные знатные дома готовы сожрать друг друга за несколько крон – это отражается как в случайных событиях, так и графически. Бойцы представлены типичными «неотёсанными мужланами», которые, к тому же, могут получать визуализированные травмы после битвы. Например, если ваш браток потеряет глаз, позже он будет выходить на поле боя с глазной повязкой. Озвучке также стоит отдать должное: звуки битвы и захлёбывающихся от крови врагов представлены во всей красе. Вишенкой на торте становятся многочисленные арты, которые можно встретить по мере прохождения игры – всё это создаёт проработанную и уникальную атмосферу.

Кто ты по масти?

В Battle Brothers всего один режим – открытый игровой мир, однако для выбора доступны несколько стартов. Можно выбрать как обычный, стандартный и ничем непримечательный старт, так и иные происхождения, которые дадут различные бонусы. Например, можно попробовать себя в роли бывшего торговца, который решил организовать отряд наёмников, жестокого северного варвара, привыкшего грабить всё подряд со своей компанией, южного работорговца или даже одинокого волка.

Одна из настроек в начале игры позволяет окутать неоткрытые области мира туманом – их нужно будет исследовать

Различные старты способны значительно изменить первую половину геймплея, ведь они вынуждают предпринимать различные действия. Торговец, к примеру, сможет получать больше крон от перепродажи товаров между городами, а охотники на монстров получат больше трофеев с каждым убитым чудищем. Охотится ли на монстров, торговать или грабить корованы? Выбор за игроком.

Каждый старт при этом никоим образом не ограничивает действия игрока. Игра не предусматривает каких-то сюжетных линеек заданий или обязательных к выполнению квестов, в чём и заключается один из её плюсов – полная свобода действий. Каждый раз мир генерируется заново и совершенно случайно, но есть возможность и сохранить старый мир в виде кобминации символов (seed) и начать новую игру в нём же.

Легко освоить – трудно стать мастером

Этот великий принцип полностью применим к Battle Brothers. Основа игры довольно проста: берите контракты, выполняйте их, побеждайте противников и получайте за это деньги, чтобы купить новое оружие и усилить отряд. Но чем дальше вы будете играть, тем сложнее на самом деле будет становиться игра, ведь враги, оказывается, не всегда используют одну и ту же тактику, а описания заданий не всегда соответствуют тому, насколько сложными они окажутся. Как вам зомби, которые просто оживают после убийства до тех пор, пока не отрубить им голову, или пауки, способные впрыснуть яд, излечивающийся только заранее купленным антидотом?

Большую составляющую игры составляют пошаговые тактические бои, которые выглядят довольно стандартным образом, за тем исключением, что акцент делается на оружие ближнего боя – ведь в средневековье не было автоматов. Хотя в игре есть дальнобойное оружие в виде луков, арбалетов и других метательных вещей, большинство ваших бойцов будут сражаться, держа в руке щит и меч. Просто потому, что так эффективнее и безопаснее. Впрочем, кроме меча есть ещё цепы, булавы, топоры, пики, копья, тесаки и другое оружие. Прибавьте к этому списку двуручный вариант каждого типа и получите внушительный арсенал. Различное оружие отличается друг от друга не только цифрами, но и способностями: каждый удар в игре представлен способностью, и у каждого оружия их набор уникален. Например, копья позволяют активировать стену копий, булавы могут оглушать противников, а топоры – разбивать щиты.

У нас было немного крон, два мешка с рыбой, несколько щитов, колба с антидотом, какие-то остатки от убитых монстров и целый арсенал различных мечей, топоров, пик и даже шахтёрская кирка

Тут то мы и подходим к основной сложности игры: какое оружие выбрать, как прокачать персонажа, какую тактику использовать? На этот вопрос я не дам вам ответа, так как у каждого игрока он будет свой. Различные виды врагов требуют различной тактики – например, скелеты со щитами почти неуязвимы к колющему оружию в виде пик; против противников без брони отлично подойдут тесаки, вызывающие кровотечение, однако против брони они уже не так эффективны.

Отдельного упоминания заслуживает нарастающая сложность: с каждым боем и с каждым днём мир игры будет становиться всё опаснее. Если на первых днях вашими противниками станут крестьяне-бандиты, то позже их заменят орки, гоблины и облачённые в кольчужную броню банды разбойников, которых не так-то просто победить.

Если вы играете в режиме Ironman, что я очень рекомендую, то смерть каждого вашего бойца в бою необратима – игра не предлагает способов воскресить убитых бойцов и даже унести их с поля боя, как это можно в XCOM, а умереть они могут от 2-3х ударов. Battle Brothers не прощает ошибок, зато поощряет перепрохождения. Разработчики уже в главном меню намекают о том, что поражения являются частью геймплея, и не стоит бросать игру, как только ваш первый отряд наёмников полностью полёг от нового вида монстров, который… сражается совершенно иначе.

Вспоминая XCOM, упомяну и рандом. В Battle Brothers система случайных попаданий действительно не для слабонервных… не говоря о том, что шансы попадания сами по себе достаточно низки (выше 70% вы увидите довольно редко), так ещё и бойцы достаточно хрупки. Три нежелательных попадания, и ваш боец – труп. Два промаха по врагу подряд с шансом 60% – классика. Наверное, единственной причиной, по которой вам может не понравиться эта игра, может стать ненависть к самой сущности рандома и случайности, если у вас такая имеется.

Немного о микроменеджменте

Battle Brothers не предлагает новаторской прокачки и экономики, однако то, что есть, выдержано в старых добрых традициях и от того не становится хуже, а зачастую кажется более удачным, чем в других играх.

В игре традиционная система прокачки: каждый боец имеет набор атрибутов, таких как здоровье, ближний и дальний бой, выносливость и другие, а также доступные перки и «происхождение» – врождённый параметр, который способен определить его начальные атрибуты и может генерировать случайные события по мере игры. С каждым уровнем можно добавить несколько баллов к трём атрибутам и открыть один перк. При этом не из всех бойцов выйдут настоящие терминаторы, ведь стартовые атрибуты довольно сильно влияют на их судьбу. Нанимая инвалида из ближайшей деревни, не думайте, что к 10 уровню он научится не промахиваться в самый нужный момент.

Бывает и такое, что ваш плохо видящий боец может случайно повредить другого

В общем, просто, но с умом – система прокачки позволяет создавать множество различных билдов бойцов, которые в сочетании с экипировкой способны серьёзно влиять на тактику игры. В интернете есть уже целая куча гайдов, в которых игроки предлагают свои билды, описывают их плюсы и минусы.

Дирк не очень умеет попадать мечом в цель, поэтому я выдал ему копьё, которое увеличивает шанс попадания

В городах можно обзавестись новым снаряжением, таким, как мечи, броня и щиты. Его же можно добыть на поле боя, что будет в разы дешевле – цены в Battle Brothers очень сильно кусаются, и заработать деньги в игре не так легко. Все поселения в игре делятся на деревни, города и крепости. В деревнях меньше ассортимента, но зачастую в них по дешёвке продаются торговые товары, которые затем можно продать в городе за гораздо большую сумму. В замках же можно обзавестись продвинутой бронёй и оружием, а также найти профессиональных бойцов, которые вступят в ваш отряд за круглую сумму.

Так как вы возглавляете наёмников, то каждый день они требуют зарплату, еду, инструменты для починки снаряжения, медицинские припасы для лечения полученных в бою травм и стрелы для луков. Всё это можно объединить в статью «расходы», что это выводит геймплей на новый уровень – вы не просто путешествуете по миру, расслабленно наблюдая, что в нём происходит, а постоянно озадачены добычей денег, чтобы его хватило на пропитание, покупку нового снаряжения и другие вещи. Кроме того, после каждой битвы вашим бойцам потребуется некоторое время на восстановление здоровья, а если они получат травмы вроде сломанных пальцев или носа, то они будут висеть дебафом в течение нескольких игровых дней. Battle Brothers не даёт расслабиться.

В городах можно взять новые контракты, купить или продать предметы, нанять новых братков и поднять их боевой дух в таверне

Что цепляет в этой игре?

В начале обзора я обещал написать о том, почему эта игра так нравится многим. И теперь я постараюсь ответить на этот вопрос. Одна из отличительных черт Battle Brothers – это челлендж, который предоставляет игра. Даже на самой лёгкой сложности рано или поздно ваш отряд будет убит каким-то новым типом врагов, с которым вы встретились впервые и ещё не знаете, как с ним сражаться. Это заставляет сначала разозлиться, а потом запустить игру ещё раз, уже с новыми знаниями, и попробовать всё-таки победить. И это начинает затягивать. Battle Brothers эксплуатирует типичный принцип roguelike-игр, в которых после каждого прохождения даются какие-либо бонусы, облегчающие последующие, с тем исключением, что в Battle Brothers этим «бонусом» являются ваши знания о мире. Чем более опытны вы в этой игре, тем дальше вы сможете пройти.

Однако всё это способен испортить save scumming, т.е. перезагрузка сохранения после каждого проигрыша. Я настоятельно рекомендую вам отказаться от такого метода и включить режим Ironman, который не позволяет сохраняться вручную. Потому что проигрыш – часть этой игры.

Losing is fun

– одна из фраз на экране загрузки
Эти бандиты, хотя и в меньшинстве, имеют несколько бойцов в крепкой броне. Один неверный шаг, и потеря пары братков обеспечена даже в такой битве. А ведь этих братков вы могли прокачивать целый час игрового времени…

Battle Brothers держит в напряжении с первых минут до конца. Традиционная беда многих стратегий заключается в том, что после того, как игрок преодолел первоначально задуманные геймдизайнером сложности, ему становится неинтересно продолжать дальше. Что делать, когда у тебя куча золота, прокачанный отряд и все враги падают с одного удара? В Battle Brothers такого не будет никогда. Враги всё время придумывают что-то новое и постоянно держат игрока в тонусе. К определённому дню происходит один из кризисов поздней игры, который сделает пребывание в этом жёстоком мире ещё сложнее, а те, кто сможет в нём выжить, смогут попробовать свои силы в легендарных сражениях поздней игры, которые неимоверно сложны даже на лёгком уровне сложности. Если же и это стало для вас не проблемой, то попробуйте включить максимальную сложность и начать новую игру с одним из трудных вариантов старта.

Уникальный, проработанный и жестокий сеттинг с долей юмора, традиционная, но захватывающая система прокачки, бои, которые не прощают ошибок; множество врагов, каждый из которых требует своего подхода – вот то, что делает эту игру захватывающей и интересной. По моему мнению, Battle Brothers заслуживает максимальной оценки и подлежит ознакомлению всем, кто любит стратегии, а в особенности – поджанр тактических ролевых игр с пошаговыми боями. И, конечно же, данный проект понравится любителям средневековья, которые устали от пистолетов, пулемётов, танков и магии в пошаговых играх.

Пару слов о дополнениях

Для Battle Brothers на данный момент вышло 3 дополнения, и я советую вам приобрести их все, если вам понравится игра. В отличие от многих других проектов, где игроков «доят» десятками мелких DLC, в Battle Brothers каждое из них действительно вносит в игру приличное количество нового контента.

  • DLC Blazing Deserts оживляет южные народы, давая им уникальные предметы, независимые города-государства, арены и новый кризис поздней игры в виде священной войны. У южан также имеются пороховые ружья, пушки и рабы.
  • DLC Warriors of the North, напротив, вносит разнообразие в северную часть карты. Волосатые дикари-варвары и суровые монстры способны бросить вам вызов.
  • Beasts & Exploration посвящено предметам и монстром. Оно добавляет в игру множество новых существ и возможность собирать различные вещи их их остатков. Это дополнение, в сравнении с предыдущими двумя, добавляет не так много значимого контента, так что рекомендую к приобретению в последнюю очередь.

Что понравилось:

  • вызов, который бросает игра;
  • разнообразные враги, внушительный арсенал;
  • интересный, оригинальный сеттинг и стилистика;
  • множество вариантов тактики и стратегии, которые предлагает игра.

Что не понравилось:

  • без Ironman будет не так интересно – save-scum способен убить игру;
  • с Ironman иногда очень обидно, когда убивают любимого боца;
  • полное 2D в современном мире оценят не все;
  • для того, чтобы получать удовольствие от этой игры, нужно уметь проигрывать.
 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 10 ИЗ 10

Сыграно: 41 час.
Игра: приобретена автором обзора.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии