Торговля – важный аспект Imperator: Rome, который может дать вам приятные бонусы. Но, самое главное – торговля является одним из ключевых источников дохода. Благодаря торговле вы можете значительно поднять свою ежемесячную прибыль, таким образом, получив деньги на содержание больших армий и застройку провинций.
Как же торговать эффективно? В этом гайде я расскажу основные принципы.
Товары и их производство
Торговля завязана на товарах, поэтому, прежде чем разбираться с торговлей, надо разобраться с тем, чем можно торговать.
Каждая территория производит тот или иной товар, который можно увидеть в окне провинции. Этот товар привязан к ней изначально и не может быть изменён.
Под территорией понимается самая малая единица карты, т.е. поселение/город/мегаполис. В русской локализации могут быть ошибки перевода на этот счёт.
Каждый из этих товаров даёт бонусы провинции, которые можно увидеть, наведя на него курсор. Если несколько территорий провинции производят один и тот же товар, образуется его излишек, что обозначается значением +1/2/3… в окне провинции около этого товара.
Кроме того, что излишек можно продавать, о чём будет рассказано ниже, каждая единица излишка даёт складывающийся бонус провинции, который зависит от типа товара.
Есть и второй способ получить излишек товара – для этого нужно определённое количество рабов в территории. Каждые n рабов дают +1 излишек товара, а это самое n может регулироваться некоторыми факторами. Например, постройка здания Рудник уменьшает число необходимых рабов для получения излишка.
Процесс торговли
Как только в провинции появляется излишек того или иного товара, вы можете экспортировать его в другие свои провинции или в другие государства, приняв от них запросы на экспорт. Нельзя самому предложить экспорт – вы можете только отвечать на предложения других стран. Во вкладке торговля в верхнем меню можно также установить автоматическое принятие всех запросов на экспорт.
При экспорте ваша провинция, из которой вывозится (экспортируется) товар, потеряет его бонусы, а провинция, в которую он ввозится (импортируется), получит его бонусы. При этом обе державы получат от существования этого маршрута ежемесячный доход.
Вы также можете импортировать товар из других государств в любую провинции. Для этого нужно нажать на провинцию, затем на кнопку Импорт и выбрать нужный товар, затем игра подберёт доступные варианты импорта.
Импортировать можно и из любой другой вашей провинции, однако тогда ежемесячный доход от торговли будет гораздо ниже.
В то время как количество экспортируемых торговых маршрутов не ограничено, каждая провинция может иметь ограниченное число импортных торговых маршрутов. Это число зависит от различных факторов, которые моно увидеть, наведя на него в окне провинции (находится над кнопкой Импорт).
Доход от торговли
От существования каждого торгового маршрута обе державы получают доход. Это и есть та важная вещь, ради которой нужно торговать.
Чем больше торговых маршрутов с иностранными державами – тем лучше. За счёт этого вы сможете серьёзно поднять свой доход. Поэтому не стоит отказывать в экспорте своих товаров, боясь потерять незначительный бонус от них. В конце концов, никто не запрещает один и тот же товар одновременно экспортировать за границу и потом импортировать из другой страны (разве что только жители Италии удивятся, почему оливки им везут из Греции).
Имейте ввиду, что при объявлении войны все торговые маршруты с державой-противником отменяются. Чтобы не получить внезапного падения дохода и бонусов от торговли, перед объявлением войны взгляните на дипломатическую карту – страны, с которыми вы торгуете, будут закрашены в жёлтый.
На доходы от торговли влияют различные модификаторы из различных сфер игры, которые можно увидеть, наведя курсор на значение дохода, а также сверху в панели торговли. Думаю, что нет смысла их все перечислять, поскольку с каждым патчем они могут меняться и их довольно много – просто имейте ввиду, что доход можно повысить ещё сильнее с помощью них. Например, у Карфагена есть стартовый бонус на +10% к стоимости экспорта на момент написания этой статьи – таким образом, он получит +10% дохода с экспорта своих товаров.
Главное здесь то, что у каждого товара есть базовая стоимость, и чем она выше – тем больше денег вы получите, торгуя им. Итоговый доход от маршрута рассчитывается умножением базовой стоимости на различные модификаторы. Посмотреть её можно в окне импорта товаров, а доход от маршрута – на общей панели торговли (уже показывалась на скриншоте выше).
Доход от экспорта (запрос на торговлю от другой нации к вам) и импорта (ваш запрос импорта, сделанный из любой провинции) отличается – на момент написания этого гайда за экспорт платят больше, хотя на релизной версии игры выгоднее было импортировать. Таким образом, торговля одним и тем же товаром может приносить разную прибыль в зависимости от того, экспортируется ли он или импортируется.
Типы бонусов от торговли
Каждый товар имеет 2 типа бонусов:
- бонус от каждой единицы товара в провинции – каждая единица товара в провинции даст бонус этого товара, бонусы от нескольких единиц складываются.
- бонус от излишка товара в столице вашей державы – распространяется на всю державу, не сочетается (два одинаковых товара не увеличат бонус);
В более ранних версиях игры присутствовал бонус, применяющийся ко всему государству, который можно было получать от экспорта товара в другие страны. Позже он был убран.
Эти бонусы можно посмотреть, открыв вкладку Импорт в любой провинции и наведя курсор на товар.
Наиболее важными из двух типов бонусов являются бонусы от излишка товара в столице. Они самые крупные и влияют на всю державу, поэтому разумно будет первым делом наладить импорт товаров в столицу. Суть проста – вам достаточно иметь всего один излишек товара в столице и это даст бонус на всю вашу страну. Обратите внимание – излишек это когда товара в провинции больше 1 единицы. Т.е. если столица сама не производит шёлк, то для получения излишка в неё необходимо 2 раза импортировать шёлк (можно создавать несколько маршрутов импорта с одинаковым товаром).
Думаю, стоит вспомнить и о том, что поставлять товары можно не только с целью заработка, но и с целью получения их бонуса для провинции. Например, если в провинции не хватает еды, можно поставить туда товары из группы еды, которые помогут решить данную проблему за счёт своих бонусов.
Не забывайте, что вы можете импортировать в столицу товар не только из-за рубежа, но и из любой своей провинции. Поэтому, если никто не хочет импортировать нужный вам товар для столицы, зайдите во вкладку Торговля и проверьте, не производится ли он в одной из ваших провинций и не поставили ли вы (или автоматическая система) его экспорт зарубеж.
Как эффективно торговать
Исходя из всего вышесказанного, чтобы построить эффективную торговлю, нужно, прежде всего, определить, какие бонусы вам наиболее важны в масштабах державы, и наладить их импорт в столицу. Например, наличие в столице вина сможет снизить стоимость содержания всех войск, что является достаточно важным. В принципе, за счёт того, что излишки товара в столице дают бонусы на всю страну, всегда эффективно прокачивать столицу как торговую провинцию, максимизируя число доступных маршрутов в ней.
После того, как вы наладили импорт нужных товаров в столицу, дело за малым – просто установите максимальное возможное число маршрутов импорта в каждой вашей провинции и принимайте запросы экспорта из других стран. Всё просто – чем больше маршрутов, тем больше денег.
Пути импорта и жители
Стоит упомянуть то, что максимальное количество маршрутов на импорт определяется значением «Торговые пути», которое можно посмотреть в окне информации о территории. Это значение складывается из значений каждой территории в провинции, затем округляется вниз и конечное число определяет максимум доступных маршрутов в провинции.
За производство этого значения ответственны граждане и аристократы. Тут всё просто – каждая единица населения граждан и аристократов производит определённое значение торговых путей (значения могут меняться от патча к патчу, при этом аристократы производят больше). Соответственно, чем больше граждан и аристократов в провинции, тем больше она генерирует торговых путей.
Кроме этого базового параметра, максимальное число путей импорта может определяться другими вещами, такими как здания, технологии, события и прочее. Это ситуативные бонусы, с которыми вы сами столкнётесь во время игры. Наиболее очевидный способ поднять количество торговых путей – построить больше зданий Рынок. Наличие порта в провинции также даёт процентный бонус к их количеству.
Возможно, вы этого не замечали: в каждой провинции есть кнопка «Поощрить вложения в коммерцию», которая за 80 влияния добавит дополнительный торговый маршрут. Очень полезно использовать эту функцию в столице.
Остались вопросы или есть что добавить? Пиши в комментариях.