Обзор Ostalgie: The Berlin Wall
![](https://strategycon.ru/wp-content/uploads/2020/12/Ostalgie-The-Berlin-Wall-big-logo-720x340.jpg)
Большой Брат покинул здание
Легко быть знаменитым как Сталин, когда у вас за спиной вся мощь СССР, но вы попробуйте прославиться, имея только крошечный перенаселённый остров. Подобный вызов вам и предлагает игра Ostalgie: The Berlin Wall. Ведь выжить в мире супердержав отнюдь не так легко, как может показаться на первый взгляд, особенно, в один из самых драматичных периодов последних 50 лет, а именно – 1989-1992 годы.
![](https://sun9-13.userapi.com/impg/tu_6NFGxtTty15dKjwDWF5gm4kZxsdbiVj-U3A/0PinULDk0NU.jpg?size=1278x1004&quality=96&proxy=1&sign=8dfef6633f9eea67d59d7d0f5622b915&type=album)
Ostalgie: The Berlin Wall является второй вышедшей игрой от студии Kremlingames после ремейка легендарного Crisis in the Kremlin, в котором вы корректировали курс СССР. Теперь же вы будете смотреть на творящиеся в СССР и мире непотребства с точки зрения одной из стран участниц соцблока, которой, во время крушения своего визави, надо как-то жить дальше. А уж как ей жить дальше… Придётся решать вам или начнут решать без вас.
Не дай вам Бог жить в эпоху перемен
![](https://sun9-27.userapi.com/impg/F-PgS1QQ_4M2EUFozZrONiswFEUCJfULPHHWnw/zhwiQIHpb9k.jpg?size=1274x998&quality=96&proxy=1&sign=beb55117b2e3c484070b97043220017b&type=album)
Пробовали одновременно жонглировать вазой, кошкой и топором? С этой игрой у вас есть шанс ощутить всё удовольствие от подобного процесса и даже немного больше. На дворе кризис-кризис-кризис, и когда вы вроде бы наладили одно, то обрушивается другое, а потом и в первом появляются дыры, причём, кроме г*вна и палок у вас для стабилизации конструкции особо ничего и нет. Дожить до конца игры, мягко говоря, проблематично, и уж точно не получится с первого раза, так что искренне желаю удачи всем, кто решился опробовать себя в роли лидера.
Увы, несмотря на наличие краткого обучения, порог вхождения для нового игрока неоправданно высок и очень многие вещи придётся выяснять на ходу, основываясь на собственном печальном опыте. Сказывается лаконичность в пояснении модификаторов, кнопок и игровых процессов. Практически перманентно вы будет задавать себе вопрос «а почему?!». В целом, выяснив ответ, вы признаете, что логика всё-таки присутствует, только вот раскопав её вы уже наполовину угробили партию, так как выровнять штопор от непродуманных решений будет ой как сложно.
![](https://sun9-43.userapi.com/impg/BmcjnO1uF95vKcUle_mWA9arcCEY4kcPNUi6qg/EERDj_9L_GY.jpg?size=1264x982&quality=96&proxy=1&sign=3d9f48be3b4129a6c04b8f009c84427b&type=album)
Ситуацию также не улучшает некоторая неопытность разработчиков, что проявляется в не очень логичном управлении (первая игра в моей жизни, где кнопка ESC вообще ничего не делает) и не всегда рациональном расположением иконок и кнопок. С этим, безусловно, можно жить, но приходится очень долго привыкать, а также, очень высока вероятность случайных команд или профуканных возможностей.
Между любовью и страхом подданных
![](https://sun9-57.userapi.com/impg/qFynSk26YxBO8fjTbt8kw6lDvdjdiDyxNXMieg/L-NTKYwhlFQ.jpg?size=1264x999&quality=96&proxy=1&sign=816a8bf55b545b32cddd3ce977fcd4fe&type=album)
Сама игра представляет собой, в отличие от текстового квеста Crisis in the Kremlin, RTS с функцией активной паузы. Основным экраном является экран дипломатии, где вы и будете выстраивать отношения с другими странами и отлавливать задачи сценария. Так как эти задачи категорически не рекомендуется пропускать, я искренне не понимаю, почему они не могут открываться на автомате, а приходится напрягать зрение и нервы в попытке отследить мигающий значок. Игра основывается на реальных событиях, поэтому задачи будут знакомы каждому, кто увлекался историей конца 80-ых, однако, на каждое из них вы сможете отреагировать по-своему.
Как и в Crisis in the Kremlin, эти задачи и ваш выбор являются предопределяющими для победы в игре, но вот сам набор вариантов действий будет сильно зависеть от прочих показателей. Нет сильной агентуры? И не мечтайте кого-то запугать или устранить. Нет денег? Спонсировать друзей будет не на что. Заигрались в демократию? Тогда вам не поиграть в кровавого диктатора. Игра в этом смысле совершенно безжалостна. Встав однажды на какой-то путь, коней на переправе не поменять и остаётся только вместе с ними сдохнуть у расстрельной стенки.
![](https://sun9-51.userapi.com/impg/PqFW21HDw6nyemj9CvwKm4N-AYUlPUuIsV188A/HUe5nWyHi08.jpg?size=1274x1002&quality=96&proxy=1&sign=515202662c4ca105818e755500239c98&type=album)
Кроме дипломатии, в игре присутствует экран политики с функционерами и партиями, экран науки с возможными исследованиями, а также экран строительства и экономики. По сравнению с Crisis in the Kremlin, количество модификаторов и методов влияния сильно порезали, что должно было бы упростить управление, но, к сожалению, были скрыты многие факторы, которые помогали ориентироваться в ситуации не на ощупь. То есть, вы можете, к примеру, либерализировать или наоборот ужесточить плановую экономику, но какой строй будет следующим, и как это аукнется, можно узнать только совершив этот шаг. То есть строго по поговорке «не говори гоп…», а уж осознавать во что впрыгнул будешь регулярно.
Например, играя за ГДР, я после самоустранения СССР смог создать мини-СЭВ (Совет экономиической взаимопомощи), однако, мгновенно получил абсолютно жуткие расходы, которые моя казна не смогла покрыть. В итоге, с уровня партийной и народной поддержки в 80 пунктов из 100, я пришёл на следующий ход к революции и очень печальным последствиям для себя любимого. Воистину карточный домик с предупредительным выстрелом в висок.
![](https://sun9-64.userapi.com/impg/H28rXNyC1pKQtMOtJhW0WSSY6tMiSfmsvhj53Q/DiN7pfp2oVg.jpg?size=1279x997&quality=96&proxy=1&sign=abdb122cfbd7d55c7fff4c8877311855&type=album)
Кстати, о ресурсах. Их достаточно много и падать они будут регулярно. Основные: поддержка партии, поддержка СССР, поддержка населения, тяга к западенству и конечно бабло. Собственно, игра это одна сплошная проблема что из ресурсов ронять первым и при этом выжить. Потому как… Высокое западенство (вестальгия) приводит к бархатной революции, низкое довольство народа — и вас повесят на центральной площади, потеряли поддержку партии — получите почётную пенсию и распишитесь, кончились деньги… Ну вы поняли. И куда бедному крестьянину податься?
Лично я из нескольких десятков сыгранных партий выиграл только одну, но я считаю, что это успех, так как выражение «эквилибрист-матерщинник на колючей проволоке» ярче всего характеризует сложность задачи и эмоциональный накал игрока в попытках пройти между струйками и дойти до финала.
![](https://sun9-63.userapi.com/impg/Mc4P3bRir3ioFTx6zxFiO7hR2i-EPIIruvVefQ/imPvgcqJ4C4.jpg?size=1268x992&quality=96&proxy=1&sign=94971793903c2a9bc5e7d794ab73ca83&type=album)
Догонят и ещё раз дадут
Сразу могу сказать, что фанатам графики явно не сюда, но в целом, уровень более чем соответствует духу игры и удобству использования. Вот за что действительно хочется поблагодарить авторов, так это за антураж. Социалистические гимны самых разных стран (где они их только взяли в таком количестве от Кубы до Румынии). И тут, и там встречающиеся плакаты той эпохи очень способствуют погружению в процесс. Разве что, небольшой горькой пилюлей является полное отсутствие других звуковых эффектов.
Так как игра не требует большой производительности и позволяет без проблем играть в оконном режиме, а также легко отвлекаться в любой момент, она идеально подойдёт в качестве побочное развлечение для какой-ниубдь скучной лекции (или планёрке), особенно если это лекция о перестройке или лихих 90-ых.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что продукт получился уникальным, в духе серии и вполне качественного уровня. Беда только в том, что для осознания этого уровня придётся очень сильно пострадать. Наверняка, это отпугнёт массу игроков, но те, кого реально зацепит процесс, будут с фанатичным мазохизмом раз за разом пытаться пройти эти безнадёжные уровни, в надежде таки прорваться к лаврам спасителя отечества.
Что понравилось:
- уникальность продукта;
- действительно стоящий челлендж;
- шикарный анутраж.
Что не понравилось:
- неудобное управление;
- неоправданно высокий порог вхождения;
- низкая информативность.
Сыграно: 30 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.