Думаете над тем, стоит ли пробовать играть в глобальную стратегию об античности Imperator: Rome? Тогда эта статья – для вас. В ней я расскажу, почему эта игра стоит того, чтобы её попробовать, несмотря на не очень удачный релиз.
Причина 1: классика глобальных стратегий от Paradox
Студия Paradox Development известна тем, что выпускает лучшие глобальные стратегии. Несмотря на то, что лучшими они становятся лишь спустя несколько десятков дополнений, более проработанных и поддерживаемых разрабочтиками игр жанра в данный момент вы не найдёте. Imperator: Rome не изменяет традициям и является такой же проработанной глобальной стратегией для продвинутых игроков, как и другие игры студии.
Несмотря на то, что релиз игры был не совсем удачным – игроки тогда не очень тепло восприняли некоторые игровые механики – разработчики неустанно трудятся и работают с комьюнити, выпуская патч за патчем и кардинально меняя те игровые аспекты, которыми игроки наиболее недовольны. С момента релиза игры многие её механики были доработаны, а некоторые и вовсе полностью переделаны. На всё это прямо влияют игроки с помощью своих отзывов, которые задают направление развития игры.
Причина 2: хороша даже без DLC
Прошло больше года после релиза, Imperator: Rome получила всего одно платное DLC, и при этом играется прекрасно даже без него. Сейчас ощущение того, что игра «обрезана», возникает лишь в одном аспекте – из-за довольно малого разнообразия фракций в плане геймплея. Пока что геймплей за варваров, Рим и восточные фракции не особо отличаются, и я думаю, что это тема для будущих DLC. В остальном, это полный и готовый к игре продукт, в который интересно играть уже сейчас.
Причина 3: качественно переданный сеттинг
Античность в Imperator: Rome чувствуется отлично. Игра насыщена кучей разнообразных событий, которые позволяют погрузиться в те времена, и все они украшены тематическими артами. В Imperator: Rome действительно качественно поработали над сеттингом, возродив исторические государства, образ мысли, политику и философию античности. В последнее время стало модно делать различные сеттинги, просто «натянув новые скины» на готовую игру, но Imperator: Rome – не этот случай.
Причина 4: красивая и яркая графика, хорошая оптимизация
Возможно, в этом пункте не все со мной согласятся, но всё же: Imperator: Rome обладает современной на 2020 год графикой, которая смотрится органично, а главное – ярко и позитивно. Если вы устали от серых будней, то эта игра разбавит ваш вечер солнечным средиземноморьем с яркой палитрой цветов. Как часто вы встречаете такой подход в таких серьёзных играх?
Более того. оптимизация сделала шаг вперёд. В отличие от предыдущих игр студии, Imperator: Rome значительно меньше тормозит и начинает делать это гораздо позднее, чем, например, Stellaris. Достигается это не только за счёт оптимизации, но и из-за насыщенности игры событиями: в Imperator: Rome вы не будете постоянно проматывать дни на высокой скорости, так как в игре весьма часто происходит что-то, что требует вашего внимание. Я, например, предпочитаю играть на 2 скорости. А как известно бывалым игрокам, чем ниже скорость игры – тем меньше тормоза.
Причина 5: действительно интересный менеджмент провинций и населения
С одним из бесплатных обновлений в Imperator: Rome был существенно изменён подход к управлению и развитию подконтрольных земель. И делать это стало действительно интересно. Все провинции делятся на города и сельскую местность, причём превратить один тип в другой можно в любой момент (конечно, если у вас достаточно ресурсов). Все провинции гибко настраиваются, в них можно построить множество зданий.
Играя в Imperator: Rome, у меня действительно создаётся ощущение, что я непосредственно влияю на формирование мира. Ассимиляция населения, повышение уровня цивилизованности, возведение городов в диких варварских землях – всё это придаёт ощущение развития своего государства и своих земель. А ещё построенные города графически отображаются на карте мира и увеличиваются в размерах при росте.
Население представлено четырьмя разными классами и его менеджмент довольно увлекателен. Тут вам и миграция, и непрямые рычаги, которыми можно регулировать количество разнообразных классов, и множество событий, завязанных именно на классах населения (например, восстания рабов или миграция племенных людей). А главное, стимул этим заниматься, так как население производит важные ресурсы. Всё это выглядит достаточно интересно и предлагает ещё одну «игру в игре».
Причина 6: понятная и интерактивная торговля
Если вы из тех, кому посчастливилось играть в Europa Universalis IV, то вы, скорее всего, знакомы с тамошней системой торговли, в которой, чтобы разобраться, надо смотреть получасовые гайды о том, как и по какой формуле высчитывается каждое значение. В принципе, существует много глобальных стратегий, где торговля реализована либо на примитивном уровне, либо усложнена настолько, что понять её весьма трудно и многие из-за этого решают на неё просто забить.
Imperator: Rome содержит одновременно простую и понятную, и в то же время проработанную систему торговли, тем самым попадая в золотую середину между сложностью и казуальностью. Она основана на простом принципе: каждая территория производит товар, который даёт определённый бонус, а торговля заключается в экспорте избытков этого товара в провинции, где его не хватает. Это довольно просто для понимания и при этом порождает различного рода зависимости одних провинций от других, одного государства от другого. Запутаться в этой системе можно, разве что, из-за не совсем корректной русской локализации.
Кроме того, система торговли полностью интерактивна. Если в Europa Universalis IV торговля происходит сама, а игроку остаётся лишь либо получать с неё деньги, либо не получать, то в Imperator: Rome вы сами вольны выбирать, какие торговые маршруты будут в вашей стране, кому что продавать и у кого что покупать.
В связи с этим, кстати, на релизе было много жалоб на то, что торговля в Imperator: Rome полностью ручная и требует лишнего микроменеджмента. В ответ на это разработчики добавили полную и частичную автоматизацию этого процесса, так что теперь каждый сможет настроить торговлю под себя.
Причина 7: понятная боёвка по формуле камень-ножница-бумага
С боевой системой в Imperator: Rome примерно то же самое, что с торговлей. Хотя она и критикуется почти всеми игроками из-за проблем с балансом, она имеет одно очень хорошее свойство – она понятна в общих чертах. Всё закручено на том, что есть разные типы войск, и одни эффективны против других. Например, тяжёлая пехота эффективна против лёгкой, а кавалерия – против лучников.
Если в том же Stellaris нужно было постоянно проверять мету патча и решать, что лучше, 100 корветов или 2 линкора, в Europa Universalis IV просто прочитать гайд и набирать всегда один и тот же состав армии, то в Imperator: Rome армию нужно набирать «реактивным» способом, т.е. подстраиваться под врага. По мне так это решение выглядит куда интересней, пусть его всё ещё и надо балансировать.
Но, не буду врать – в боёвке Imperator: Rome всё ещё присутствуют различные не совсем открытые параметры и их взаимосвязь друг с другом, и тем, кто хочет разобраться в системе полностью, придётся отправиться в интернет на поиски вики и гайдов. Но для общего понимая достаточно осознание того, какие типы войск сильнее против других.
Причина 8: система персонажей и политики
Imperator: Rome является чем-то средним между Europa Universalis IV и Crusader Kings II, если вы понимаете, о чём я. В игре существует несколько форм правления, персонажи, политические семьи и различные взаимодействия всего этого друг с другом. При этом основной акцент всё же делается на управление государством.
Всю эту систему можно описать так: она несколько упрощена, чтобы не запутать игрока сложными родственными связями и системами наследования, и в то же время она довольно интерактивна и даёт ощущение того, что вы своими действиями прямо влияете на политику и игру.
Пока игрок в Crusader Kings II задаётся вопросом, почему после смерти короля сын сестры его матери стал независимым и отнял половину земель, а игрок в Europa Universalis IV негодует из-за того, что рандом опять поставил наследника с навыками 1/0/1, игрок в Imperator: Rome не занимается анализом сложных родословных и при этом серьёзно не зависит от случайности. Я считаю, что разработчики смогли найти идеальный баланс между сложностью и не скатыванием в казуальность.
Причина 9: возможность повторить историю
Когда я изучал историю античности в школе, я читал о том, как кто-то основал новый город, как римский полководец собрал лояльные легионы и прошёл против государства, как развивалось производство пшеницы… и в это время я всегда хотел попробовать сам реализовать это в играх. К сожалению, тогда это было сделать невозможно, ведь игры были весьма ограничены.
Но теперь есть Imperator: Rome. Тут вам и развитие экономики, и система лояльности конкретных генералов и конкретных легионов, персонажи со своими амбициями, гражданские войны и многое другое. Конечно, не все эти элементы работают так, как хотелось бы, и игра постоянно получает патчи с ребалансом, но уже сейчас Imperator: Rome очень и очень многогранна. В ней просто можно делать много всего, а не только красить карту (но общая цель всё же в этом, да да). На сегодняшний день это одна из самых детальных игр про античность. Конечно, со своими упрощениями и долей казуальности, как скажут истинные ценители, но она задаёт неплохой уровень.
Причина 10: красить карту не так просто
В Imperator: Rome разработчики предусмотрели несколько лимитов, которые не дают сформировать акварельный ком, катящийся по миру и разливающий краску на все страны. Тут работает и классическая механика сверхрасширения, и гораздо более часто формируемые странами оборонительные лиги.
Сверхрасширение вкупе с некоторыми другими механиками вынуждают постоянно следить за ситуацией внутри страны, иначе это выльется в нелояльность провинций или генералов. Восстания за независимость выглядят более жёстко – от вас просто отваливается кусок страны и его надо захватить обратно, а потом подписать мирный договор – просто подавить восстание будет недостаточно.
Конечно, говоря об ограничениях сверхрасширения, в игре нет ничего принципиально нового – в ней просто смешаны в кучу различные механики из предыдущих игр Paradox и это довольно хорошо работает. Но если для вас всё же кажется слишком легко, просто попробуйте увеличить сложность игры.
Причина 11: это действительно стратегия в классическом понимании слова
Среди современных игр так мало тех, где ваши решения начинают действовать лишь в долгосрочной перспективе, что в своём классическом понимании подразумевает слово стратегия. Ведь стратегия – это долгосрочное планирование. Imperator: Rome – одна из тех немногих игр, в которой действительно надо планировать долгосрочно большую часть времени. Решения, сделанные вами сейчас, могут создать серьёзные проблемы где-то через пару лет.
Давайте к конкретным примерам. Строительство фортов занимает длительное время, однако в будущей войне правильно расположенный форт в стратегической точке способен долго сдерживать противника. На население можно влиять, в основном, непрямыми рычагами, поэтому все взаимодействия с ним опять же работают только в долгосрочной перспективе. Города строятся по нескольку лет. Как превратить только что завоёванные варварские земли в цивилизованную местность, где именно возвести новый город – всё это, опять же, требует долгосрочного планирования. Это позволяет включить тот элемент вашего мышления, который обычно не активируется в стратегиях, где последствия решений вступают в силу сразу или через пару минут.
Я бы сказал, что по необходимости долгосрочного планирования Imperator Rome занимает лидирующее место среди линейки глобальных стратегий от Paradox наравне с Europa Universalis IV. На самом деле, очень приятно то, что в этой игре Paradox решили не оказуаливать, а удержать планку продуманных игр.
Ну вот, пожалуй, и всё. В этом тексте я написал своё мнение о том, почему вам стоит сыграть в эту игру. А каково ваше мнение? Пишите в комментариях!