Превью Manor Lords

Превью Manor Lords

26 апреля 2024 года в ранний доступ вышла ожидаемая многими игра Manor Lords. Проект заявляется как глубокая экономическая стратегия с развитой боевой системой в реалистичном средневековом сеттинге. Из дополнительных особенностей игры следует заметить, что разрабатывается она по сути всего одним человеком, которому иногда помогают волонтёры. Удалось ли энтузиасту реализовать амбициозные планы?

Погружение в Средневековье

Аудиовизуальный дизайн – первое, на что обращают внимание люди в любой игре, хотим мы того или нет. В этом плане Manor Lords задаёт нужный тон сразу, начиная с главного меню. Музыка очень приятная и «средневековая», звуки интерфейса тоже как будто ассоциированы со стариной. Но всё это отходит на второй план при попадании игрока на карту. Картинка выглядит поистине шикарно. Разработчик добился этого не только проработанным и аутентичным дизайном окружения, но и высоким качеством моделей и текстур, что для игры с таким низким бюджетом кажется невероятным.

Динамическая смена сезонов – ещё один великолепно исполненный элемент игры

Игра понимает, насколько она красива – в ней присутствует чисто декоративный режим перемещения по поселению от третьего лица. Никакого геймплея, кроме ходьбы в этом режиме нет, однако прогулки по улочкам собственноручно распланированного и построенного поселения медитативны и эстетически приятны!

Прогулки от третьего лица подчёркивают визуальные достоинства игры

Игровой процесс

Разумеется, плохую игру не сможет спасти ни графика, ни дизайн, ни звук. Пришло время разобраться, что по сути представляет собой Manor Lords и интересно ли проводить в этом мире время. Партия в Manor Lords начинается стандартно для градостроительного симулятора – игрок попадает на почти не тронутую руками человека карту, которую и предстоит застраивать.

Небольшая деревушка

В самом начале игры в вашем распоряжении оказывается несколько крестьян, небольшой запас строительных материалов и палаточный городок, служащий временным жильём поселенцев. Логично, что первым делом стоит заняться удовлетворением базовых потребностей людей, а именно построить им дома, выкопать колодец и обеспечить рабочие места.

Благо, что основным строительным материалом является древесина, с добычей которой не должно возникнуть никаких проблем. Самое раннее строительство раскрывает и ключевые механики игры. Например, каждая условная единица ресурса на самом деле является физическим объектом, который добывается в одних местах, хранится во вторых, а потребляться может в третьих. Более того, некоторые ресурсы слишком тяжёлые, чтобы люди могли транспортировать их самостоятельно, требуются волы.

Излишне говорить, что строительство само по себе требует рабочих рук и времени, а не только создания логистической цепи подвоза нужных ресурсов. В Manor Lords нет никакой «телепортации» зданий, ресурсов или людей, что автора заставляет вспомнить замечательную Knights and Merchants (в СНГ известна как «Война и мир»).

Поселение растёт и развивается

Довольно скоро приходит понимание, что экономическая модель игры сделана с оглядкой на исторические реалии. Например, в списке построек нет условной «фабрики кольчуг». В средние века производство велось, как правило, не централизованно, а отдельным ремесленниками. В игре это выражается в том, что мастерские продвинутых товаров (за редкими исключениями) являются хозяйственными пристройками высокоуровневых жилых домов и являются их неотъемлемой частью. Ремесленник, занятый специализированным производством, выпадает из любой другой трудовой деятельности, что необходимо учитывать.

Некоторые ремёсла изначально недоступны и открываются лишь при движении по технологическому древу. Сообразно эпохе, научный прогресс в Manor Lords очень медленный, очки науки набираются не спеша (а даются они за рост уровня поселения, то есть появление в нём всё большего количества высокоуровневых домов). Технологий в игре немного, но зато каждая из них при открытии действительно важна и оказывает видимый эффект на жизнь поселения.

Технологий всего несколько десятков

Производственные линии вызывают уважение – вышеупомянутые ремесленники изготовляют кольчуги не из куска железной руды, а копья не из бревна только что срубленного дерева. На пути к изготовлению технически сложных (по меркам Средневековья) товаров лежит несколько промежуточных этапов, например, добыча топлива для кузницы, очистка руды, изготовление поддоспешника, в свою очередь требующего ткача и выращивания сырья…

Все ресурсы являются теоретически бесконечными – лес очевидным образом вырастает вновь, земля для сельского хозяйства под паром восстанавливает плодородность. Интереснее с камнем, глиной и железной рудой. Карта разбита на регионы, в каждом из которых есть все нужные ресурсы, но одно из месторождений считается большим, что на практике означает возможность бесконечной добычи. Таким образом, игра буквально толкает к необходимости расширения, включения в свои владения новых регионов.

Карта великолепно стилизована

Присутствует в игре и система торговли, причём казна делится на два вида – личная казна нашего лорда и муниципальный бюджет. Личная казна тратится на претензии к регионам и наёмников, а вот муниципальная более универсальна. Её можно расходовать на приобретение любого нужного товара, а также производственные пристройки к жилым домам приобретаются за её счёт. Купленные товары, разумеется, не появляются как по волшебству на складах, а доставляются караванами из-за предела карты, так что закупки и производство нужно планировать заранее, получить из воздуха кучу еды в уже голодающее поселение не выйдет.

Последний довод королей

Помимо экономической части, есть боевая система, использовать которую с определённого момента времени будет обязательно. Если с другими лордами в торге за регионы можно хоть как-то надеяться на дипломатию, подкуп или влияние (опции, присутствующие в игре, но пока что почти не проработаны), то криминальные элементы, привлечённые богатством поселения, к переговорам равнодушны полностью и понимают только язык силы.

Рано или поздно дворики и окрестности вашей уютной деревни станут полем боя

Собирать армию можно двумя способами – нанимать солдат удачи или формировать ополчение. Наёмники эффективны, используют своё собственное снаряжение, быстро появляются по зову лорда, однако совсем недёшевы. Ополченцев можно оснастить изготовленным в поселении оружием, они не берут платы за свои услуги… Однако каждый ополченец – это работник-мужчина в вашем поселении, ряд работ без которого просто не будут выполняться – их рабочие места не могут быть переданы женщинам или детям. Таким образом, созвав слишком большое ополчение, есть риск обвалить экономику своего городка.

Поражение в бою имеет тяжелейшие последствия для поселения

Сама боевая система очень проста. Есть юниты, состоящие из того или иного числа солдат, каждый юнит может принимать определённую тактику – агрессивно наступать, пытаться защищаться от стрел, штурмовать и так далее. Принятая тактика даёт как бонусы, так и штрафы. Важное значение имеет местность, очевидно, что штурмовать вверх по холму сложнее, чем с него, что также даёт отрядам ситуативные бонусы к параметрам. Итого, залогом победы является подбор контртактики к вражеской и грамотное использование местности, никакой дополнительной глубины в боёвке нет. Разумеется, хорошая тактика приводит к победе только при хоть сколько-нибудь сравнимых количественных и качественных параметрах войск, 30 пехотинцев с дубинками в любом случае проиграют 30 мечникам в доспехах, а 5 мечников даже в идеальном для себя раскладе не совладают с 30 дуболомами.

Ложка дёгтя

Казалось бы, можно признать Manor Lords великолепной игрой, однако в ней есть свои проблемы. Строго говоря, проблемы игры состоят не в том, что в ней есть – доступный контент и механики отличны и впечатляют. Проблема игры в том, чего в ней нет. Количество доступного на данный момент контента вызывает серьёзную обеспокоенность, учитывая почти семилетнюю разработку.

Сейчас в Manor Lords всего ДВА указа, из видимых десятков технологий доступно едва ли штук десять, панель производства абсолютно пустая, налоговая система в зачаточном состоянии, видов войск всего четыре (в игре про Средневековье нет кавалерии!). Взаимодействие с другими лордами посредством дипломатии сводится к возможности объявления им войны. Режим от третьего лица исключительно декоративный. Отсутствуют любые случайные события.

Иными словами, при игре раз за разом просто бросаются в глаза заглушки, которыми прикрыто отсутствие целых пластов явно задуманного контента. Учитывая, что игру делает по сути один человек, есть серьёзный риск, что развитие игры будет крайне неторопливым.

Краткий итог

Manor Lords является воплощением мечты одного талантливого человека об идеальной средневековой экономической стратегии. В ней всё хорошо настолько, насколько это вообще возможно при разработке такими малыми силами. К сожалению, недостаток бюджета и рабочих рук явно даёт о себе знать, во многих аспектах игра попросту не готова. Но именно не готова, а не плоха.

Что понравилось:

  • захватывающий игровой процесс;
  • аудиовизуальный дизайн;
  • проработанная средневековая экономика.

Что не понравилось:

  • огромное количество явно задуманного контента всё ещё находится в разработке.

Сыграно: 15 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.

Под редакцией Андрея Варламова

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии