Обзор Phoenix Point
Когда в 1994 году, Джулиан Галлоп выпустил свой первый X-COM (или, как его помнят ветераны, UFO: Enemy Unknown) он наверное и не подозревал, что его творение, в тех или иных масштабах, будет востребовано и через 25 лет. За четверть века вселенная этой игры повидала всякое. Сиквелы, ответвления и даже пару романов о борьбе отважных землян с полчищами инопланетной нечисти.
Пожалуй, в истории не так уж много франшиз, которые могут похвастаться таким количеством игр в самых разных жанрах, а также таким количеством провальных проектов, о которых уже никто не помнит (и слава Богу). Однако в этой линейке были и удачные творения, одним из которых и был переизданный Firaxis в 2012 году X-COM. Он мгновенно обрёл немалую популярность, а вышедший в 2016 году X-COM 2 закрепил успех. На этом фоне Галлоп тоже решил тряхнуть стариной и показать, что есть ещё бес в ребре и жупел в печени, анонсировав «духовного наследника» оригинальной серии: Phoenix Point, о которой, я вам сегодня расскажу.
Свежо предание…
На мой взгляд, из прочих игр данного жанра, Phoenix Point (в дальнейшем РР) больше всего похож на X-COM 2: Terror from the Deep 1995 года – как атмосферой, так и жуткими перекосами в игровом процессе.
Очень советую играть в полном одиночестве, так как буря эмоций, вызванная очередным игровым косяком, может непроизвольно излиться в самых нецензурных выражениях, о которых вы сами и не подозревали. И это на фоне того, что играть действительно интересно, и хочется-таки пройти эту… игру!
Шито белыми нитками
Представьте, что забытый вами на плите суп внезапно решил показать себя хозяином этой квартиры и под непередаваемую вонь, уже впитал в себя вашу кошку, а теперь активно заполняет жилплощадь, формируя из позеленевших сосисок и артишоков штурмовые отряды для доминирования на этом объекте недвижимости. Примерно в таком постапокалиптическом мире, где уже погибло 90% человечества, и происходят события PP. На Земле, где мутагенный вирус «Пандора» видоизменил флору и фауну до самых причудливых и смертоносных форм жизни, ещё остались очаги цивилизации, в виде трёх фракций. У каждой фракции есть своё философское видение будущего, за которое они совсем не прочь перегрызть друг другу горло.
Вот среди этого бедлама, вы внезапно и оказываетесь во главе остатков давно уничтоженной и забытой организации, которая в лучшие времена рулила всей мировой закулисой. Ваша задача: спасти человечество всеми способами, так что отставить сантименты, и вперёд в пекло, вернее в жижу.
Туман похож на обман
Как и во всех играх серии, вы будете метаться между тремя экранами: стратегическая карта, наземные бои и управление базами. Стратегическая карта – это несколько подтопленная Земля, на которой в «строгом» рандоме расположены ваши базы, обнаруженные убежища и неизведанные локации, между которыми активно снуют десантно-штурмовые боты, добывая ресурсы и рекрутов. И хорошо, если ваша первая база возникла где-нибудь в Евразии, так как начинать распространять своё влияние из какой-нибудь Патагонии то ещё удовольствие. Всё это медленно поглощается пурпурным туманом заражения, таймер которого заставляет спешить с поисками решения проблемы.
Точек интереса на карте сотни. И я не шучу, их действительно сотни. Правда, появляются они постепенно, в результате исследований. Плюс к этому, постоянные атаки на убежища и базы не дадут вам заскучать. Всё бы ничего, но количество созданных тактических карт (и вариантов миссий) смехотворно, и даже в начале игры вы будете постоянно испытывать дежавю, оттачивая мастерство прохождения одной и той же карты, но под разным соусом.
Выведем крыс, тараканов и прочих вредителей
Наземный бой всегда был фишкой данной серии, и именно в нём, при всех его достоинствах, вы пророните самые бранные слова в адрес разрабов. Вероятность попадания? Нет, не слышал. Миникарта? Не нужна! Возможность расставить солдат в начале миссии? Дичь какая! Адекватность механик и противников? И так сойдёт! В общем, в каждой бочке мёда, а их здесь хватает, обязательно будет дёготь, смола и ещё какая-нибудь подозрительная субстанция.
Не поймите меня неправильно, каждый убитый противник или взорванный дом (рушить можно любые постройки, очень зрелищно) придадут вам экстаза, но в какой обстановке это приходится делать… Например, игре совершенно не знаком такой параметр, как точность. Вернее, он где-то абстрактно присутствует, но когда ты в упор промахиваешься 3 раза из 5… возникают вопросы, на которых нет ответов.
У солдат только 3 основных навыка: Сила (ближний бой и количество снаряжения), Воля (возможность пользоваться спецспособностями и сопротивление ментальным атакам) и Скорость. Остальные навыки, которые упоминаются в способностях (зоркость +10%, точность -20% и т.д.) нигде не представлены в реальных цифрах.
Возможность целиться в части тела и отрывать букашке ноги? Прекрасно, но почему этим приходится постоянно пользоваться, чтобы понять, насколько от стрелка скрыт противник? Возможность стрелять из-за угла и в режиме наблюдения? Отлично, жаль только очередь зачастую уходит в бетонный блок перед носом стрелка.
Оружие на любой вкус и цвет, жаль только не понять из их характеристик (которые сильно не отличаются), почему один ствол просто мегаэффективен, а вторым можно только застрелиться, и то с третьей попытки.
Многие противники просто перекачаны, и обладают навыками, которые невозможно преодолеть. К примеру кальмары после первого попадания становятся невидимыми, неуязвимыми и отступают в случайную сторону. И вполне возможно, что следующим ходом он появится прямо посредине ваших боевых порядков. А так, 6 классов бойцов, от шаманов и берсеркеров до стелс-юнитов, вполне дают возможность развернуться вашей тактической фантазии. Жаль только игра перманентно (даже на нормальной сложности!) выбрасывает вам такие расклады, при которых выиграть даже теоретически не очень возможно.
Это тесто? А почему оно липкое?!
Игра создана с огромным потенциалом и наверняка будет подарком для мододелов, но в данном варианте исполнения она крайне вредна для вашей психики. Мне сложно сказать, что повлияло на такой результат, отсутствие бюджета или халтура разрабов, но остаётся только надеяться, что патчи и DLC всё же доведут до ума эту орхидею на помойке.
Резюмируя, я просто не представляю как играть бой на «железном человеке» (без сохранений), так как желание запустить чем-то в монитор у меня появлялось регулярно. Также хочу искренне и от души поздравить тех игроков, которые смогли с первого раза пройти её до победы! Лично у меня первые 3 партии ушли в молоко по причине чудовищной недосказанности механизмов игры и скачкообразное наращивание сложности, при котором любая ошибка в планировании становится просто фатальной.
В общем, пробуйте на свой страх и риск. И помните, что нервные клетки не восстанавливаются!
Что понравилось:
- огромный потенциал;
- хорошие идеи;
- разнообразие тактических приемов.
Что не понравилось:
- жуткий дисбаланс;
- неадекватный микроменеджмент;
- натянутость сценария;
- малая вариативность карт и миссий.
P.S. Отдельным «добрым» словом хочется упомянуть миссию обучения, в начале которой должно быть огромными буквами написано: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ЭТО В РЕАЛЬНОЙ ИГРЕ!
Оценка Стратегикона: 6 из 10
Сыграно: 60 часов.
Игра: приобретена автором обзора.
Автор обзора: Александр Лашкул