Жизнь похожа на поезд, мадемуазель. Она идёт. И знаете, это хорошо.
– Э. Пуаро
Золотой век паровых технологий. Северная Америка. Жестокая индустриальная гонка на выживание. Производите и торгуйте, исследуйте и развивайте – всё это в железнодорожной стратегии Railroad Corporation.
Стук колес…
Прежде чем начинать рассказ о всех тонкостях данной игры, хочу оценить наиболее выдающиеся проекты работающих над её созданием студий, а также вкратце проанализировать то, какими были игры подобного жанра как в далеком прошлом, так и в последнее время
Разработчики
Инициатором разработки стала студия Corbie Games, весьма и весьма удачно дебютировавшая в своей железнодорожной адвенчуре Bounty Train.
В своем твиттере разработчики позиционируют себя так:
«Team of guys who love railroad adventures.»
(Команда ребят, любящих железнодорожные приключения)
Что ж – с ними сложно спорить. После удачного старта, а с инди проектами это бывает совсем не часто, команда авантюристов 16 ноября 2018 года анонсировала Railroad Corporation. Издатель нашёлся как раз под стать проекту – им стала студия Iceberg Interective, зарекомендовавшая себя как команда, знающая свое дело. Игры под их изданием – сплошь инди и преимущественно стратегии с положительными оценками. Railroad Corporation стала их первой стратегией в своем жанре.
Основы жанра
Безусловно, транспортные, а главным образом, железнодорожные экономические стратегии уже давно заняли свою заслуженную нишу в игровой индустрии – такие игры всегда обрадуют человека любого возраста. В конце концов, кто не любит расслабленно наблюдать, как поезд идёт из одного пункта в другой? Игры данной направленности прошли достойный большой путь от кислотного блеска пикселей до менеджмента и аутентичного микроконтроля, и за каждым витком индустрии можно увидеть всё больше разнообразия и испытаний.
Когда я слышу слова «железнодорожная стратегия», то мне на ум приходят сразу две интересных, и, к тому же, отражающих разные эпохи жанра игры. Именно с ними я и буду сравнивать данный проект. Возможно, не все уважаемые читатели поставили бы в качестве примера именно эти стратегии, но мой диванный опыт в этом жанре связан непосредственно с данными, запомнившимися мне стратегиями.
Railroad Tycoon II (1998)
Основоположником серии Tycoon является никто иной как сам Сид Мейер. Railroad Tycoon II, насколько я помню, являлась первой жд-стратегией с конкурентной борьбой. Да еще какой борьбой – она познакомила игроков с такими страшными для стратегов вещами, как фондовый рынок, пакеты акций и даже тарифная война.
Railway Empire (2018)
Railway Empire сумела перенять опыт Tycoon-ов по атмосфере – всё те же акции, фондовые рынки и аукционы. Но, к сожалению, система была оказуалена до минимума. Я запомнил эту игру из-за красоты городов и дополнительных возможностей обзора поезда, что еще больше погружало в атмосферу.
Что же, вернусь к Railroad Corporation и постараюсь рассмотреть особенности этой новой железнодорожной стратегии.
Геймплей
В игре доступно несколько режимов:
- кампания;
- песочница;
- испытание;
- сетевая игра.
Несмотря на такое разнообразие режимов, в каждом из них вам предстоит поиграть преимущественно в одно и то же. Песочница или «Свободная игра» ничем не отличается от обычной миссии, за исключением выбора своего цвета зданий и регулировки условий игры. Такое впечатление она вызывает из-за отсутствия конкуренции с ИИ, из-за чего и выбор цвета зданий перестает быть целесообразным.
Испытание – весьма интересный режим, в котором вы стартуете в крупном портовом городе с большим количеством свободных под застройку участков. Цель – накопить определённое количество денег за определённое количество времени.
Сюжет
Кампания начинается с выбора вашим амбициозным персонажем работы в одной из трех железнодорожных корпораций. В последствии их миссии ничем отличаться не будут, но выбранная корпорация предоставит постоянный бонус. Например: один дополнительный локомотив в начале игры или минус 10% на стоимость строительства дорог.
Миссии вполне классические – закупи в одном городе задёшево, переработай и продай в другом задорого. Впоследствии сложность, конечно же, нарастает. Приходится планировать, где какое предприятие приобрести, чтобы поездам не долго было ездить на загрузку; где нужно заранее накопить определённый товар, чтобы получить большую прибыль; какой контракт выполнить и всё в подобном духе.
Сама кампания делится на две главы. К выпуску игры разработчики обещали полноценную жд-конкуренцию с ИИ, и каково было моё удивление, когда я узнал, что конкуренция появляется только во второй главе кампании. И всё. В свободной игре её нет, можете не искать. Игрокам остаётся только надеяться, что Corbie Games просто проверяют почву перед полноценным обновлением, и компьютерные противники все же появятся в песочнице в будущем.
Портфолио
Интересная механика, которую я не наблюдал пока в подобных играх – игрок на протяжении кампании имеет возможность всячески улучшать своего главного героя. Более того, ещё и веток развития несколько. Например, финансист делает исследования и содержание имущества более дешёвыми, повышает доходы от некоторых товаров; инженер снижает цену на прокладку железнодорожных путей, строительство тоннелей, мостов и.т.д.; геодезист предоставит поблажки на строительство предприятий и их содержание, а рекрутер обеспечит дешёвым персоналом в отдел кадров, а также снизит расходы на исследования. Ввод подобных рпг элементов весьма радует тем, что это никак не влияет на традиции жанра и приятно разбавляет кампанию.
Строительство
Станции и предприятия – опора золотого века индустриального прогресса. Акцент в системе строительства сделан на улучшения станций, и всё довольно стандартно – всевозможные повышения скорости ремонта и заправки, а также их стоимости. С предприятиями все обстоит куда проще – улучшать можно только склад. Но предприятиям это и не особо нужно, играть и так вполне интересно. Игрок покупает у города свободную землю или уже построенное предприятие, а затем рационально использует его в своей экономической железнодорожной цепочке. Как плюс могу отметить, что в Railroad Corporation вполне сносное количество вариантов превращения сырья в чистую прибыль.
В игре предусмотрено и автостроительство семафорных столбов – кому-то это может показаться неудобным, но у меня это не вызвало отрицательных эмоций. В Railway Empire, например, приходилось отдельно настраивать каждый семафорный столб; здесь же достаточно просто построить стрелку между путями, а поезда уже сами будут думать, как им быстрее добраться из пункта А в пункт Б.
Поезда
Без чего точно не обойтись в подобных играх, так это без паровых монстров, тягающих вагоны. Каждый поезд в игре требует отдельного исследования. Вас ожидают 11 поездов – от небольших вагонеток с трубой до внушительных десятиколёсников. Каждый конкретный вид паровоза может быть улучшен на усмотрение игрока.
Такие параметры, как тяга, максимальная скорость, мощность, срок службы, потребление топлива и надёжность могут сыграть важную роль как в игре против реального игрока, так и в одиночной экономической экспансии. Например, один дешёвый вид поезда может быть вкачан только на тягу для постоянных перевозок на небольших дистанциях, а поезд подороже – на надёжность в пути и низкую стоимость содержания и ремонта для перевозки пассажиров между большим количеством городов. Такие игровые приёмы могут дать приличное пространство для манёвра в сетевой игре.
Офис
У каждой уважающей себя железнодорожной компании безусловно должен быть офис. В Railroad Corporation игроки могут как следует прокачать офисное здание, делая надстройки для пяти разных отделов.
- Отдел кадров – обеспечит вас квалифицированными сотрудниками.
- Торговый отдел – поможет продать на глобальном рынке залежавшиеся на складах товары.
- Финансовый отдел – даёт возможность хранить деньги в акциях компании.
- Отдел лоббирования – позволит вам, сейчас внимание – лоббировать (т.е. продвигать или же наоборот) законы в отдельных городах, влияя на местные цены и потребности.
- Исследовательский отдел – в представлении не нуждается.
Картинка и звук
Графика в Railroad Corporation для инди-стратегии вполне приличная. Конечно, не такая, как в более высокобюджетной Railway Empire, но глазу приятно. Единственный недостаток – баги с ландшафтом как были, так и остались со времён раннего доступа. Поезда также, как и раньше, всё еще иногда проезжают сквозь друг друга.
Музыка приятная, в лучших традициях парового века Америки. Звуки тоже в целом не напрягают. Здесь нет, например, всплывающих окон, в которых вслух что-то объясняют, как в том же Railway Empire – это безусловный плюс, как по мне. Звуки и музыка сразу погружают в атмосферу авантюрного торгового механизма.
Мнение
Для разработчиков это хороший пример продолжения своей деятельности. Игра смогла стать вполне интересной и приятной для прохождения. Не теряя жанровых каркасов Tycoon-а, ей удалось привнести в игровой процесс некоторые новые тонкости. Например, интересные ветки улучшений персонажа и возможность лоббирования городских законов.
Удручил факт отсутствия древа технологий для развития предприятий, но радует, что древо поездов как и вся игра сведена к небольшому числу параметров, за которыми и нужно следить игроку. Также из недостатков – отсутствие ИИ в свободной игре. Так как нет компьютерного противника, нет ни рыночных войн, ни аукционов.
Пользуясь случаем, хочу добавить, что очень жаль, что разработчики из раза в раз продолжают мусолить один и тот же сеттинг 19-го века. Ну серьезно, сколько можно? Как игрок и фанат жанра – требую экспериментов. Почему бы не замутить что-нибудь в постапокалиптическом сеттинге или, возможно, в дизель-панке с рейдерами-дикарями, обмазанными кровью и нападающими на бронепоезда. С удовольствием поиграл бы в нечто подобное на движке того же Bounty Train.
Сама игра оставляет приятный осадок. Railroad Corporation не сведена к глубокому микроменеджменту, но и не казуальна. Некоторые миссии кампании – это действительно реальный вызов. Она подойдет и тем, кто хочет чувствовать себя экономическим стратегом, и тем кто, зашел просто отдохнуть, глядя на прибывающие и убывающие поезда.
Что понравилось:
- приятная атмосфера;
- сбалансированная кампания;
- понятная экономика;
- отдел лоббирования.
Что не понравилось:
- отсутствие полноценного ИИ в свободной игре;
- пустая сетевая игра;
- баги.
Оценка Стратегикона: 7 из 10
Автор обзора: Михаил Фролов
Сыграно: 20 часов.
Игра: приобретена автором обзора.