Обзор Strategic Mind: The Pacific – Стратегикон

Обзор Strategic Mind: The Pacific

0

В истории нашей цивилизации есть события, которые нельзя назвать иначе, как «определяющие». Походы Александра Македонского, падение Римской Империи, эпидемия «чёрной смерти» в XIV веке, и, конечно, две мировые войны, изрядно перекроившие политическую карту нашей планеты в XX веке.

Игра, о которой пойдет речь, как раз и посвящена Второй Мировой. Причём, что особенно приятно, не самому популярному на постсоветском пространстве театру военных действий. Наконец-то мы не будем останавливать немецкий блицкриг на подступах к Москве. И нам даже не придётся десантироваться под пулемётным огнём на отмели Омаха бич. В Strategic Mind: The Pacific вас ждут бескрайние океанские просторы, тропические острова и схватки стальных гигантов под флагами США и Императорской Японии. Перл-Харбор, битва в Коралловом море, Мидуэй, Гуадалканал, Иводзима – то что нужно настоящему любителю флота и морской авиации.

У япошки тонки ножки, у макаки мелки вошки…

Главное меню игры загружается без каких-либо предварительных вставок. Что тут сказать? В целом, меню сделано на совесть. Никакой клоунады со шрифтами: строгая планка с выбором новой игры, обучения и сохранений. Справа – зацикленная анимация. Идут ровным строем эскадры, летят вполне себе узнаваемые «Зеро», развеваются знамёна, стреляют частыми залпами линейные корабли, а на прибрежных холмах застыли в ожидании танки с восходящим солнцем на башнях. Мелочь, но приятно, настраивает на нужный лад.

Меню настраивает на нужный лад

Что же, меню полюбовались. Можно и запустить новую игру. И вот тут игрока ждёт натурально холодный душ. Игровые вставки. Они действительно ужасны. Созданные на игровом движке, они прекрасно показывают боевую технику и корабли. Правда, звуковое сопровождение несколько подкачало: главный калибр линейных кораблей в интро стреляет со звуком какой-то скорострельной берданки. Дальше только хуже. Игра зачем-то показывает нам лица командующих крупным планом. При этом бедняга Ямамото похож на вполне себе реальную макаку. Министр сухопутных войск Империи Тодзио Хидэки напоминает точно такую же макаку, разве что в очках. Ощущение такое, что эти исторические деятели были срисованы разработчиками с агитационных плакатов времен Второй Мировой. Там верхушку Японской Империи действительно изображали очень… обезьяноподобно. Или на такое вот видео скинулись последние ветераны Перл-Харбора?

Для сравнения я тут же запустил кампанию за США. Европейцы тут действительно выглядят поприличнее. Но эта анимация и текстуры… Разработчики уверенно вернули мой 2007-й год!

Поверьте мне, развидеть эти «чудеса» очень сложно. Но, в конце-то концов, вы же не ради видеовставок запустили эту игру, правда? К тому же этот испанский стыд всегда можно прощелкать легким нажатием мышки. Что я уверенно и сделал.

Первую игру я решил начать за Японию. США в годы Второй Мировой (как, впрочем, и в наши дни) обладали чудовищной промышленной мощью и огромным военным потенциалом, благодаря чему и одержали победу. А мне всегда была интересна альтернатива. А раз так – попытаюсь переиграть ключевые моменты далёкой войны!

Перл-Харбор. Движок игры пытается в красивое.

Короткая загрузка и… какой сюрприз. 7 декабря 1941-го года, Перл-Харбор. Узнаваемая подковообразная гавань с островом посередине. Разбросанные там-сям полевые аэродромы янки. Брифинг и список приоритетных целей. Всё как обычно: уничтожить вражескую авиацию на аэродромах, уничтожить топливные хранилища, взорвать судоремонтный завод и отправить на дно минимум четыре линкора под звёздно-полосатым флагом. Силы, выданные для этого задания, в первый момент поразили меня своей внушительностью: шутка ли, четыре авианосца, четыре эсминца и несколько подводных лодок. Мощные эскадрильи из пикировщиков и торпедоносцев, а заодно знаменитые A6M Zero. Если у несчастных янки что-то и поднимется в воздух, то тут же рухнет на землю!

Беглый осмотр карты показал, что часть целей находятся в пределах досягаемости для эсминцев. Буду использовать боевой потенциал по полной. Уверенным щелчком мыши я отправляю корабль ближе к берегу и… Чёрт, что это? Неопределяемая пока цель оказалась «с зубами»: простое движение спровоцировало открытие огня и вот уже выбито ПВО, а в корпусе течь! Ладно, туда пока не стоит соваться. Разберёмся с янки по традиции – с воздуха. Эскадрильи подымаются в небо. Пикировщики методично утюжат взлетные поля, «Зеро» лениво барражируют поблизости, на тот случай, если что-то всё же сумеет подняться с земли. А в гавани пошли на дно уже три американских линкора из положенных четырёх. Часть утопили торпедоносцы, часть – подводные лодки. И что-то никакого сопротивления. Историчненько, конечно, но какой смысл в этой миссии в таком случае?

Перл-Харбор. Один линкор дымится и скоро пойдет ко дну, а авиация спит на аэродромах.

Оказалось, что я не до конца понял местные реалии. Осознание этого простого факта пришло в тот момент, когда я попытался увести на посадку один из торпедоносцев. Он израсходовал все торпеды, да и топлива оставалось едва-едва. Выбрав самолет, ленивым щелчком посылаю его к цели. И тут просыпается наземное ПВО. Да еще как! Эскадрилья торпедоносцев несёт урон. Хуже того, она ещё и теряет очки перемещения, пролетев всего одну клетку! Теперь этот юнит даже атаковать не надо, он сам свалится с небес после нажатия «пропуска хода». Пытаюсь отвести следующий самолет – та же картина, то же самое ПВО. Янки безжалостно «тормозят» мою авиацию на месте, а оставшиеся цели прикрыты плотным «зонтиком». И как же с этим бороться? В смешанных чувствах закрываю миссию. Игра неожиданно сумела удивить, и школа того же Panzer Corps или Order of Battles тут совсем не помогла.

Тяжело в учении…

Обычно я игнорирую обучение, по крайней мере в классических пошаговых стратегиях. Ну чего я там ещё не видел? Однако в этот раз игра всё же сумела меня удивить. Посмотрим что к чему…

Как оказалось, сюрпризов у игры более чем достаточно. Первый из них – это разведка. С большой буквы, красной строки и выделенная жирным шрифтом. Попытка атаковать что-либо без разведки в лучшем случае выльется в снижение потенциального урона. В худшем – можно нарваться на заградительный огонь ПВО, на залпы береговых батарей или на торпедные атаки эсминцев и подводных лодок.

Собственно, всю прелесть этого я ощутил, попытавшись атаковать Перл-Харбор, что называется, «не зная броду». Но, как оказалось, это ещё не все сюрпризы.

Избалованный играми в стиле Order of Battle и Panzer General, я привык воспринимать боевые корабли в пошаговой тактике достаточно стандартно. Неважно, линкор, крейсер или эсминец, главное только то, что за боевые характеристики да сколько единичек под моделькой. Order of Battle, впрочем, научил, что есть ещё главный и противоминный калибр, эсминцы могут атаковать и торпедами, а для обнаружения скрытой угрозы нужен сонар.

Битва в коралловом море. Собачья свалка в сумерках.

Strategic Mind: Pacific в этом плане пошёл ещё дальше. Вот к примеру, японский линейный корабль, тип «Нагато». Да, разумеется, у него есть свои параметры атаки и защиты, но кроме всего прочего, корабль тут состоит из отдельных модулей. Три типа вооружений – ПВО, главный и вспомогательный калибр, далее двигатель и корпус. Это означает, что удачный залп или атака пикировщиков может напрочь лишить бедолагу «Нагато» возможности отбиваться от атак авиации. Или, выбив двигатель, превратить его в неподвижное корыто, которое уже никогда не поплывёт. А быстрые и дерзкие атаки эсминцев, торпедоносцев или подводных лодок попросту выбьют все очки прочности корпуса и отправят линкор на дно. При этом с одной стороны, линкор может и починить поврежденные модули. А с другой, число возможных ремонтов ограничено. А всякие пожары и затопления наносят повреждённой боевой единице перманентный урон.

Мало того: в игре заботливо сохранена атмосфера войны посреди бескрайнего океана. Большинство тяжёлых кораблей несут пару-тройку гидросамолетов, которые незаменимы для проведения разведки.

Далее оказалось, что вражеское ПВО надо… прорывать и подавлять. Простая вроде бы истина. Но тут вдруг узнаётся, что штурмовики и бомберы делать это не умеют, неся тяжелый урон и замирая на клетках из-за атак. А вот истребители обладают такой возможностью, отвлекая на себя атаки и освобождая простор для прочей авиации. Правда, истребитель отвлечет на себя только ближайшие расчёты. Невыявленные точки ПВО всё еще могут весьма неприятно удивить.

Война на Тихом океане – это не только артиллерийские дуэли линейных кораблей и отчаянные схватки в воздухе. Это ещё и многочисленные десанты, штурмы укреплённых береговых позиций, долгие марш-броски через джунгли. Обучение не обходит стороной и этот аспект. Казалось бы, а что такого в высадке десанта? Оказывается, нюансов масса, по крайней мере, в Strategic Mind: Pacific. Лёгкие подразделения (пехота и разведчики) могут высаживаться где угодно. А вот чтобы отправить в бой танки, артиллерию и тяжёлые гаубицы уже придётся занимать порт. Выгрузить тот же «Стюарт» на залитый тропическим солнцем пляж так просто не выйдет.

Самым краешком обучение касается вопросов прокачки и оснащения каждой боевой единицы. И вот тут-то можно кинуть очередной камушек в огород разработчиков: доступные навыки и модули располагаются в отдельных вкладках экрана боевой единицы, а советы и рекомендации пишутся в окне брифинга. В результате получается совершенно дурацкая ситуация. Экран боевой единицы на моём мониторе почему-то перекрывал то самое окно брифинга. Неприятная мелочь.

Штабной линкор Колорадо. Морпехи в комплект входят

Управление тоже не самое удачное. Хотя, казалось бы: щёлкни мышью и отправь самолет бомбить врага/бросать торпеды. Если просто выбрать самолет и промахнуться мимо цели – беда. Боевая единица пройдёт ровно столько, сколько было указано, даже если это всего лишь соседняя клетка с аэродромом. Ни больше, ни меньше, и в итоге ход будет потерян. Поэтому поднимая в воздух какой-нибудь «Доунтлесс» лучше щёлкнуть на иконку «взлет» и только затем выслать штурмовик к цели. Но и с целями тоже беда… Штука в том, что те же торпедоносцы могут сбрасывать свой груз на соседних с целью клетках. И это, в общем-то, логично. Игра же почему-то рекомендует… метать торпеды находясь прямо НАД целью. Из обучения следует, что таким образом можно нанести наибольший урон… В чём же проблема? А в том, что торпеды – это совершенно отдельная, расходуемая экипировка самолета, и обычно торпед всего две. С реальностью это согласуется слабо. И одну торпеду самолет времен Второй Мировой тянул с изрядным скрипом. Шутка ли – стандартная японская торпеда «Тип 91» весила без малого тонну. Это придётся списать на игровую условность. Корень проблемы в том, что если просто нажать на цель, то… торпедоносец атакует и даже нанесет урон, но значительно меньший возможного. Торпеды при этом не будут потрачены. Так что для успешной и удачной атаки нужно:

  1. Подвести самолет в положение «над целью».
  2. Выбрав в меню юнита торпеду, нажать на цель.

Игра словно лишний раз напоминает, что резких движений и быстрых нажатий мышкой она не любит. Быстро прощёлкав несложное, хоть и подробное обучение, я снова запустил кампанию. Настало время вернуться в 7-е декабря 1941-го. Перл-Харбор ждал своего часа.

… легко в бою?

Вторая попытка штурма американской военно-морской базы с самого начала пошла как по маслу. Не пытаясь рисковать, я выслал авиаразведку (дополнительная опция за очки командования). Стараясь не попадать в зону действия береговых батарей раздолбал эсминцами радарные вышки и ближайшие точки ПВО. Разделил цели между знаменитыми «Накадзимами Тип-97» и пикировщиками D3А. Обвесил бомбами испытанные «Зеро».

Определённо, обучение было совсем не лишним. Теперь, зная милые особенности зенитной артиллерии, я постарался нанести максимальный урон в первые два хода, пока янки не успели проснуться. Большая часть основных целей выполнена – шесть из восьми линкоров на дне. Американские истребители и бомберы догорают на аэродромах, а гавань затянута жирным шлейфом черного дыма от догорающего топливохранилища. Мне удалось?

Как выяснилось – не совсем. Чуть позже оказалось, что «Зеро» способных прорывать заградительный огонь зениток не так уж и много. Хуже того, они не могут быть везде и даже просто «висеть» постоянно в воздухе. Топлива и так в обрез, так ещё оно расходуется на всякие разные маневры в конских количествах. Следующее неприятное открытие – это то, что закинуть все самолеты на 1-2 авианосца не получится. Будьте добры планировать лучше, адмирал-сан. Впрочем, миссию я таки закончил успешно, правда выполнить все дополнительные цели так и не удалось.

Экран между миссиями. Страшный дедушка Честер Нимиц.

Возможно, дальше будет лучше? Или нет? Вторая миссия – высадка на Филиппинах. Тотальный перевес на море, а вот с наземными войсками всё далеко не так шоколадно. И опять катастрофически не хватает «Зеро». Острова буквально утыканы батареями «эрликонов», а без авиаподдержки бравые пешие самураи заканчиваются ой как быстро.

Пытаюсь поддержать десантников огнем с кораблей: главный калибр разносит в щепы береговые укрепления и уничтожает одинокий взвод «Стюартов» – легкие танки не успели укатить в мангровые леса. Вроде дело пошло. Правда, я задействовал эсминцы в качестве артиллерии, чем и воспользовался враг: пара подводных лодок просочилось сквозь боевые порядки и атаковали тяжелый крейсер! И, как будто у меня было мало проблем, на горизонте замаячила вражеская авиация. В общем, всё серьезно и всё по-взрослому.

Ничуть не легче кампания за США. Знаменитая битва в Коралловом море даёт чёткие указания: защитить военно-морскую базу и утопить два авианосца самураев. Просто? Кажется, что очень, до тех пор, пока не приходит понимание: помимо несчастных двух авианосцев в здешних морях хозяйничает полноценная флотилия. Да и торпедоносцы с наземных баз не дадут скучать.

И опять разведка является краеугольным камнем всей миссии. Но не только. Важными элементами успешного завершения любой миссии является ещё и правильная экипировка боевых единиц. И тут на самом деле есть, где развернуться. Начнём с самолетов. Простой истребитель можно оснастить подвесными бомбами. И вот уже ваш «Зеро» или «Wildcat» превращается в импровизированный штурмовик. Теперь уже можно не только прорывать ПВО, но и угостить зенитчиков увесистым подарком. Между миссиями на самолёт можно навесить радар. Весьма полезное приобретение, учитывая факт смены дня и ночи во многих миссиях и ночной штраф к атакам авиации. Не хватает дальности полета? Вперёд, подвесьте на крыльях дополнительные топливные баки. Зажигательные или бронебойные бомбы? А может, нужен фотоаппарат для лучшей разведки? Варианты имеются и не только для авиации. Тот же линейный корабль можно оснастить усиленными бронебойными снарядами, да ещё и погрузить на него бригаду морпехов. Наземные юниты тоже не в обиде. Нужен огнемет или противотанковое оснащение? Есть и они.

Мидуэй погода не балует

Весьма полезна и прокачка боевых единиц. Как насчет того, чтобы сделать пилота чуть более экономным в плане расхода топлива или научить действовать в условиях тропических ливней (да, плохая погода тут тоже имеется)? А может лучше всего взять навык старой доброй тактики «ударил – убежал»?

В общем, развернуться есть где. А вот опыта, равно как и «очков престижа» будет всегда не хватать, так что выбирать придётся с умом.

Океаны, океаны… остров слева, остров справа.

Пожалуй, теперь настал момент поговорить об эстетических составляющих игры. Про некоторые… хм… проблемы я уже говорил. К счастью, там речь шла всего лишь о видеовставках. А что на виртуальном поле боя?

На первый взгляд, всё достаточно пристойно. Яркие краски тропических морей, буйная зелень на островах. Там и сям схематично изображённые военно-морские базы, с кранами, аэродромами и выкрашенными в серо-стальной цвет нефтехранилищами.

Модели кораблей вполне себе аутентичны

Что особенно радует: если в миссии встретился линейный корабль типа «Колорадо», или же какой-нибудь тяжёлый крейсер типа «Могами», то отрисованы эти суда будут максимально близко к реальности. Я даже специально искал в интернете фотографии тех лет. Да, всё верно. Детализация, конечно, не на 100%, но для стратегии весьма добротно. Для сравнения – в том же Order of Battle весь флот изображён весьма схематично. Узнаваемы и все типы самолетов. Причём у тех же японцев окраска самолетов морской авиации будет отличаться от окраски авиации армейской. Закрылки, патрубки, технические лючки тоже отрисованы с вниманием. Правда, увидеть всё это обычно удается только при «кинематографическом» приближении камер.

Наземную технику также не обошли деталями, но только технику. Дела с пехотой, с расчетами зенитной и полевой артиллерии обстоят куда хуже. Модельки солдат выглядят как-то криво и угловато, к тому же сухопутные юниты легко теряются на гексах с городами и растительностью.

Нельзя не отметить и отдельные проблемы с анимацией. Подводные лодки двигаются постоянно в одном и том же положении. И лишь по произволу игровых условностей считается, что они идут в подводном положении. По внешнему виду это определить невозможно. Не особо хорошо сделана и анимация авиационных атак. Самолеты зависают друг напротив друга, стреляют из трескучих пулеметов… и проигравшая сторона исчезает в ослепительной вспышке взрыва, под звуки техники, свалившейся в штопор и грустный вой мотора. Тут однозначно минус, выполнено слабо и халтурно.

Кстати, насчёт халтуры… Уж не знаю ради чего, но разработчики понапихали в игру кинематографических видов от третьего лица. Особенно часто эти виды включаются, когда авиация попадает под огонь ПВО. И тут просто хочется разбить лицо фейспалмом: мало того, что такой вид часто бывает испорчен кусками текстур, так ещё этот переход сбивает с толку. ПВО сработало, только вот где? В общем, не надо так.

Интересный момент: звук полёта бомб и залпов главного калибра в самой игре сделан вполне себе на уровне. И тут уже хочется спросить, а что за фигня была в стартовом видео? Впрочем, и в самой игре хватает лажи с озвучкой.

Во-первых, она целиком и полностью англоязычная, даже с включённым русским языком. Не то чтобы это напрягало, но всё-таки. Во-вторых, озвучено буквально всё. Любой случайный тык в абсолютно любой юнит вызовет к жизни очередную «мудрую» фразу. И если в случае с США всё плюс-минус приемлемо, то карикатурность японских реплик натурально зашкаливает. Возникает стойкое ощущение, что ты каким-то чудом вернулся в 1942-й и смотришь патриотическую ленту-агитку про злых макак «джапов». Если это сделано ради атмосферности, то решение такое себе. К счастью, вообще весь звук можно выкрутить на минимум и избавить себя от всего этого. Лично я играл под треки «Sabaton», оно как-то душевнее.

ТАСС уполномочен заявить…

В общем и целом, Strategic Mind: Pacific очень странная игра, выполненная в лучших традициях старого доброго Panzer General-а из 90-х. При этом не лишённая новых идей и свежего взгляда на привычные, в такого рода играх, вещи. Самое главное – в эту игру интересно играть. Каждая миссия – это множество задач и вызовов. И как только начинает казаться, что всё уже известно и изучено – игра преподносит что-то новое.

Однако отдельные графические “находки”, равно как и топорная неудобность управления юнитами способны отпугнуть многих игроков.

На лицо ужасные. А ведь они еще и говорят.

Для меня самым большим разочарованием стали две вещи: отсутствие отдельных миссий и то, что игра предназначена исключительно для одиночной игры. Собственно, это превращает Strategic Mind: Pacific в одноразовое развлечение. Прошёл одну кампанию, прошел другую. И… все? Подход более чем странный. Причём в моей библиотеке присутствует и предыдущая игра от этих же разработчиков, посвящённая событиям европейского театра военных действий, и-и-и… там то же самое.

Какой вывод можно сделать после всего вышесказанного? Игра определённо понравится любителям военной истории и тем, кто наиграл множество часов в Panzer General/Panzer Corps. Возможно, так или иначе этот проект зацепит тех, кто в принципе любит умные и неспешные пошаговые стратегии. Но подавляющее большинство игроков пройдет мимо, ибо до шедевра этой игре очень и очень далеко, к моему большому сожалению.

Что понравилось:

  • сеттинг Второй Мировой Войны и тихоокеанский театр военных действий;
  • отрисовка моделей боевой техники;
  • продуманная экипировка и прокачка боевых юнитов;
  • модульность боевых кораблей разных классов;
  • умная и сделанная со вниманием к историческим фактам кампания.

Что не понравилось:

  • отсутствие мультиплеера;
  • отсутствие одиночных миссий;
  • корявая «кинематографичность»;
  • мелкие баги и глюки с применением специальной экипировки юнитами;
  • навязчивая, а местами и просто глупая озвучка в миссиях;
  • видеоролики на движке игры;
  • архаичное и не всегда удобное управление.

Сыграно: 7 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.

Не согласен с оценкой? Напиши свой комментарий с оценкой тут или стань обозревателем.

0

Автор: Кирилл Токарев

Обозреватель Стратегикона

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии