Go To IT – экономическая стратегия, посвящённая управлению своей собственной IT-компанией и разработке софта. Изначально, продукт позиционируется между разработчиками как некий баланс между казуальной игрой и более или менее серьёзной стратегией. Заниматься в Go to IT вы будете, по большей части, менеджментом.
В большинстве своих рецензий я сравнивал обозреваемые игры с другими, похожими на них, зачастую стараясь проводить параллели с лучшим представителем в жанре. И я сделаю то же с Go to IT. Конечно, оригинальный проект всегда стоит рассматривать отдельно и сравнивать его с остальными как можно меньше. Но, к сожалению, такие обзоры получаются слишком субъективными, поэтому иногда я буду сравнивать её с Game Dev Tycoon.
Game Dev Tycoon – это стратегия, придавшая популярность жанру «разработчика софта». И я уверен на все сто процентов – большинство игроков начнут сравнивать Go to IT именно с ней. Кто же победит в таком противостоянии, да и стоит ли их вообще сравнивать – вы узнаете в этом обзоре «Go To IT» от студии «Black Deck Crew»!
Введение, общие черты
Начать стоит со знакомства: перед нами небольшая игра с 2D графикой, в которой вам предстоит управлять собственной IT-компанией. Выполнение разнообразных заказов, выпуск собственных проектов, аутсорс – всё это будет постепенно приводить вашу компанию к росту, штаб сотрудников – к расширению, а доходы – к росту. Думаю, коротко здесь больше ничего описать не удастся, так что перейдём к визуальной составляющей игры.
Графика и дизайн
Зачастую, многие склонны полагать, что графика в стратегиях отнюдь не важна. У меня же своя позиция на этот счёт: графика должна быть стильной и приятной для глаза, иначе много времени в игре провести не удастся. Никто не требует «некстген», но от некоторых проектов, подобно Chieftain, банально начинает болеть голова из-за плохой цветовой гаммы и обилия мелких деталей.
Так вот, с графикой в Go to IT всё в полном порядке: художники постарались на славу и оформили 2D стиль должным образом. Всё сочно, красиво, но при этом не отвлекает и хорошо гармонирует друг с другом. Тут даже при создании персонажа нельзя поменять ему цвет волос или бородки; он строго приписан к причёске/элементу одежды, что создаёт очень весёлых и стильных персон.
Однако некоторых игроков может отпугнуть обилие деталей на экране; временная линия в верхней части смотрится странно, а обилие писем, заявок и прочего текста, которым переполнена игра, порой вызывают чувство потерянности. К слову, в игре очень мало анимации и визуализации – перед нами всегда стол с какими-то вещами и экран, где мы переключаемся между почтой, персоналом, описанием офиса и так далее.
К слову, пускай это трудно отнести к одному из пунктов, но в игре далеко не всё сделано так серьёзно! Кто не верит – попробуйте почитать названия элементов внешности; это наверняка заставит вас улыбнуться.
Игровой процесс
В Go to IT вы начинаете с небольшой компании, располагающейся в гараже. После выполнения первого портфолио-проекта вы нанимаете персонал, берёте парочку заказов и выполняете их. Вся разработка от ваших действий не зависит – вы можете лишь отдать приказ о её начале, а затем наблюдать, как справляются сотрудники. Но вы можете выбирать, каких сотрудников на какую задачу прикрепить и многократно это изменять.
У каждого из ваших сотрудников есть параметры «Менеджмента», «Программирования» и «Дизайна». Каждая программа, которую вы разрабатываете в Go to IT, представляет собой определённое количество очков по каждым из этих трёх шкал, и чтобы его разработать, необходимо их набрать. Соответственно, одноимённые показатели вашей команды будут влиять на то, как быстро они будут их набирать и разрабатывать программы, а также на количество багов в этих программах.
Именно так Go to IT и показывает процесс разработки софта: сколько осталось набрать очков, скажем, менеджмента, сколько набрано в данный момент и сколько появилось багов. Баги исправляются в конце разработки, требуя дополнительные очки по одной из трёх шкал.
Конечно же, у всех проектов, кроме ваших собственных, есть дедлайны, в которые надо уложиться. На начальных этапах стоит подбирать заказы в зависимости от умений вашего персонала, ведь некоторые аутсорс заказы требуют лишь один из трёх параметров.
Сотрудники
У каждого сотрудника в Go to IT есть уникальные черты и множество факторов, влияющих на его настроение. Они могут быть недовольны тем, что их задачи слишком легки, или наоборот – чрезмерно сложны. Они могут быть сексистами и их настроение может ухудшаться при работе с противоположным полом; они могут хотеть быть наставником для менее опытных сотрудников или им может быть не интересно в компании, в которой лишь одни новички. Факторов очень много, и если всё будет плохо, вы начнёте терять своих опытных сотрудников из-за их увольнений.
Но вот кого нельзя потерять – это себя. Вы тоже являетесь сотрудником с определённым уровнем умений менеджмента, программирования и дизайна. К слову, они развиваются со временем. Вы также можете покупать работникам гаджеты, чтобы улучшить их показатели. Так что вы всегда сможете вложиться в навыки своего персонажа, не боясь его потерять.
Аутсорс и собственное производство
В Go to IT вы можете не только брать заказы на разработку программ, но и разрабатывать свои собственные программы от лица вашей компании.
Создание своих проектов, к сожалению, выполнено безвкусно: вы выбираете, сколько потратите усилий по очкам трёх параметров, тип программы и платформу, а затем просто разрабатываете и выпускаете продукт. После выпуска вы не получите за него каких-либо оценок, а лишь просто будете собирать ежемесячную прибыль.
Прибыль зависит от места вашей программы в рейтинге – вам придётся конкурировать с творениями других производителей. Выбор типа программы влияет лишь на то, какой раздел в рейтинге вы займёте (рейтинг игр, вебсайтов и т.д.), а место определяется по принципу «чем больше очков по трём параметрам в сумме у программы, тем выше». И, полагаю, в однообразии разработки и есть одна из главных проблем игры.
Блёклость
Давайте обратимся к той же Game Dev Tycoon. Когда в ней мы выпускали хит, захватывающий рынок, тут же возникало множество эффектов, оценок, приглашений, журналистов, желающих с нами пообщаться. Рейтинги летели вверх, всё это сопровождалось звуками и выглядело потрясающе, заставляя замереть в улыбке и довольствоваться собой. Вы ощущали проделанную работу, отдачу от игры. Именно эта отдача и называется «Импактом», которого так сильно не хватает Go to IT.
Да, конечно, в Go to IT есть разные способности персонажей, влияющие на разработку, есть также репутация, акции и прочие вещи, которые способны немного разнообразить игровой процесс. Есть ход времени, согласно которому разработка софта находилась в упадке по тем или иным мировым причинам, или наоборот – вырастала. Но, если смотреть в целом, все совершаемые игроком деяния однообразные.
Вы принимаете заказ по почте, читаете его, оцениваете свои возможности по очкам относительно времени. Уложитесь? Если нет, то отказывайтесь поскорее, а если да, то следите за ползущей строчкой «Осталось/Багов/Выполнено». А когда всё завершится, строчка пропадёт, и вы получите деньги. Ну, и начинай сначала! Так же обстоят дела с собственными проектами. Только висят они большее время, принося постоянную ежемесячную прибыль.
Чуть выше я употребил термин «импакт». «Импакт» — термин, означающий отдачу от игры, ваше влияние на неё, чувства, получаемые от какого-либо действия. Вознаграждение, трудно-выполненная работа и так далее. Всё это присутствовало в Game Dev Tycoon, из-за чего играть становилось приятней, веселее и можно было ощутить настоящее удовольствие от проделанных действий.
Конечно, игры разного уровня и именно на это можно сослаться, но глупо отрицать скуку в игровом процессе Go To IT, или малое количество анимаций в этой игре. Нет никакого ощущения отдачи от игры – вы не получаете взамен на затраченное время ваших работников ничего, кроме денег. Не будет ярких похвал и восторженных рецензий, да и мой восторг эту рецензию обойдёт.
Со временем в игре тоже меняется очень немногое. Вы выполняете однообразные заказы по общему принципу, и так и проходят игровые года.
А какие плюсы в Go to IT?
Но стоит обратить внимание и на некоторые положительные отличия от Game Dev Tycoon: более развитое управление офисом, маркетингом, возможность делать несколько проектов одновременно, процедурная генерация сотрудников и проектов, наполняющая их разнообразными особенностями. Наверное, именно эти особенности в первую очередь бросаются в глаза при сравнении игры с конкурентом.
Итоги
Напрашивается вопрос: есть ли у игры будущее? Чтобы ответить на него, мы связались с разработчиками и взяли у них интервью, с которым вы можете ознакомиться здесь.
В нём разработчики заявили, что планируют продержать Go To IT в раннем доступе столько, сколько это потребуется самим игрокам. Они активно реагируют на предложения об изменениях и именно поэтому не хотят выпускать игру в релиз раньше времени:
«Для нас ранний доступ — это состояние, в котором игра продолжает улучшаться. Пока нам и игрокам кажется, что есть пространство для доработок — игра будет в раннем доступе.»
Команда разработчиков go to IT
Пишите им свои предложения! Разработчики – выходцы из разных городов России и Украины, так что не стоит думать, что ваш русскоязычный отзыв останется незамеченным. Эти люди трудятся на благо игроков и хотят улучшить игру.
Лично мне кажется, что в Go to IT нужно больше целей, которые будут стимулировать игрока. Не думаю, что многие будут готовы сидеть часами, мотая игровые дни просто ради смены заднего фона или ради ползущего вверх счётчика денег.
Вторым вариантом будут дополнительные геймплейные функции, открывающиеся скорее, а не спустя несколько часов игры. Стоит немного изменить процесс разработки, чтобы он тоже требовал внимания игрока и приносил интерес, давал выбор и сильнее влиял на конечный результат.
В общем, на данный момент всё в руках команды разработчиков – студии Black Deck Crew. Если им удастся разнообразить игровой процесс, дать игроку больше взаимодействий и больше целей, то Go To IT точно найдёт свою аудиторию, ведь основа игры проработана на великолепном уровне.