Перейти к содержимому

Обзор Crusader Kings III — Хроники лоскутных королевств

Это было далёкое, но славное время. Интернет в те годы подключался с характерным писком модема, да и был, скорее, роскошью. Мониторы были большие и ламповые, а игры напротив, маленькими и компактными. Нумерация игр серии “Цивилизация” обрывалась на четвёрке, а “геройское” сообщество с замиранием сердца ожидало первых превью грядущих “Героев Меча и Магии V”.

Именно тогда в мои руки попала “пиратская” болванка с игрой от шведской студии “Парадокс”. Игра эта называлась “Короли-Крестоносцы”. И как-то совершенно неожиданно она “выключила” меня из реального мира аж на несколько месяцев. Пары в университете? Да-да, конечно, окей. Но весь день натурально проходил как в тумане, словно под воздействием каких-то гипнотических лучей. Занятия важны, но как там дела у моей эссекской династии? И что же делать со слабоумным принцем-наследником? Хватит ли золота, чтобы профинансировать очередную войну с Ирландией? Не плетёт ли кто-нибудь заговоры с целью свержения старого короля? Гербы, рыцари, интриги, взлёты и падения. И, разумеется крестовые походы и нашествие монголов. В этой невзрачной игре скрывалась колоссальная для начала “нулевых” глубина.

А затем, спустя долгих восемь лет… Король умер. Да здравствует король! В Steam ворвалась вторая часть. “Игра Престолов” во все поля. Причём правила постоянно расширялись и дополнялись. Вот возможность играть за досконально проработанные мусульманские династии. А вот пакет DLC связанный с махараджами Индии. Мрачные стороны сурового средневековья тоже не были оставлены без внимания: потихоньку в игру интегрировались эпидемии и тайные общества. Жизнь правителя тоже становилась всё разнообразнее. Тут тебе конклав подгадит и не даст сменить порядок наследования. А вот тут, изволь выбрать свой жизненный путь. Однако что-то всегда заканчивается, а что-то начинается. Циферка “2” в самый разгар мировой пандемии сменилась на тройку. И игра престолов началась заново.

Красота – вещь субъективная.

– Лорд Варис

Гермиона, конечно, сильно изменилась за лето. То есть, конечно, не Гермиона, а “Короли-Крестоносцы”. И не за лето, а за долгие 16 лет, которые минули с релиза первой части игры. Если рассматривать новое творение “Парадоксов” исключительно с позиции качества графики, то тут “старички” нервно курят махорку в уголке. Игра определённо похорошела, и это видно во всем. Вместо крохотных портретов – высящиеся в полный рост фигуры. При этом первый же взгляд позволяет определить возможный набор личностных качеств каждого персонажа. Вот этот явный трус. Съёжился, сжался, словно пружина. Озирается по сторонам, явно что-то подозревая. А вот этот – надменный гордец. Подбородок задран в небо, взгляд пронзает насквозь. Травмы? Шрамы? Всё это так или иначе видно на “кукле” каждого персонажа. Правитель-карлик? Будьте уверены, что никогда не перепутаете его с тем, кто страдает гигантизмом. Различия будут видны невооружённым глазом. Что ещё немаловажно, даже дети теперь приобрели больше индивидуальности. Даже в рамках одной династии внешность нет-нет, но будет отличаться. И чем старше ребёнок – тем сильнее.

Главное меню и королевское семейство в сборе

Более аккуратно и красиво теперь выглядит глобальная карта. Леса и холмы, горы и пустыни теперь угадываются безошибочно. Замки и города, по мере развития и застройки изменяют свой внешний вид. Разный вид имеют нынче и армии, причём безо всяких “косметических” DLC. Отличить мусульманское воинство от западноевропейского не составит никакого труда. Равно как и армии славян-язычников от хазарских воинств. Что ещё немаловажно, внешний вид армий теперь отражает качественные характеристики армии. Идёт войско бомжей с дубинками и в потных шаперонах? Значит, 90% этого воинства – ополчение, с минимальным числом профессиональных отрядов. Отряд в стеганках и с каплевидными нормандскими щитами? Ну, значит, тут уже парни посерьёзнее. На поле боя замаячили топхельмы и котты, скрывающие кольчуги? Всё говорит о том, что будет сложно. В бой идёт настоящая элита.

Не забыли разработчики и про задний фон для персонажей. Там всё тоже сделано здорово и со вкусом: дымные избушки у всяких племенных вождей, мрамор и финтифлюшки у мусульманских и индуистских владык, суровый камень у правителей западной Европы. Мало? Теперь в игру встроена настоящая “гардеробная”, где правителя можно будет приодеть по своему вкусу. Разумеется, как и в ставших нынче “классическими” “Королях-Крестоносцах 2” персонажи будут менять одёжку в зависимости от тех или иных событий. На дворе война? Значит, король облачается в доспехи и напяливает на голову ведроподобный шлем. Не просто война, а Крестовый поход? Образ будет дополнен белой коттой с красным крестом. Кто-то из безземельных родичей из грязи стал князем? Можно на сто процентов быть уверенным, что грубый и скромный костюмчик из серо-зеленой шерсти тут же сменится на шёлк, а голову новоиспечённого владыки увенчает корона. А ещё некоторые персонажи могут уверовать в… весьма специфическую ересь. И щеголять остаток игры с голой задницей. Смотреть без СМС и регистрации.

Единственная ложка дёгтя, что править отныне предстоит “королевством Вечного Лета”. Смена времён года не отображается вообще никак. То есть, на дворе может быть и февраль, и июль – земли будут одинаково зелёными. Для сравнения, во второй части владения таки засыпало снегом. Причём чем севернее – тем ярче это проявлялось.

Знание бывает ценнее золота и опасней кинжала.

– Сир Джейме Ланнистер

Картинка картинкой, но как там с интерфейсом? Забегая вперёд можно сказать: с интерфейсом нынче полный порядок. Но при первом запуске третьих “Королей-Крестоносцев” немудрено и растеряться. Поменялось всё. От слова совсем. Определённо, в плюс можно посчитать, что стало куда меньше фильтров для карты. Это не упрощение, просто карта теперь стала куда ярче и информативнее. Например, те же феодальные связи легко проследить просто-напросто тыкнув на нужный герб и посмотрев, куда тянется эфирная золотистая нить.

Экран персонажа отныне сполз в правый нижний угол. Там же обретается теперь иконка династии, религии и науки. Прочие важные для управления иконки (держава и порядок наследования, войска, совет и двор, интриги, фракции и важные решения) переехали в правый угол. А вот шкала с подсчётом наличного золота, престижа, благочестия и нового понятия “признание” осталась на своём законном месте.

Экран персонажа. В принципе, всё знакомо

Поначалу крайне непривычно. Дело в том, что дизайн интерфейса теперь в корне отличается не только от классической второй части, но и от других “симуляторов маляра”, выпущенных Парадоксами. Я успешно пропустил обучение, так что первые пять или десять минут тыкался туда-сюда, пытаясь во всем разобраться. Однако потом вдруг приходит понимание, что теперь всё сделано на диво удобно и функционально. Крупные шрифты, информативные иконки. Теперь – максимум информации можно получить в одном окне, а не утопая в бесконечном количестве самых разных закладок.

Пожалуй, самые большие изменения произошли с экраном исследований-инноваций и экраном строительства. Исследования нынче разбиты по эпохам, с плавающей временной привязкой. То есть теперь при всём желании не получиться открыть тяжёлую кавалерию до наступления Раннего Средневековья. И если бы проблема была только в кавалерии. Абсолютный авторитет короны и идея примогенитуры тоже переехала дальше по временной шкале. Наконец, очки инноваций накапливаются вообще без участия игрока, в зависимости от среднего уровня развития культуры каждого графства, значений учёности игрового персонажа и выбранного фокуса. В целом, всё просто, понятно и, пожалуй, открывает чуть больший простор для планирования.

Экран инноваций

Обособленно стоят культурные и региональные инновации, которые жестко привязаны к географическим и народным особенностям. Например, индийские культуры будут использовать боевых слонов. А вот играя за Францию этого сделать никак не получится. Разве что перевести 90% французских владений в Индию. Впрочем, не боевыми слонами едиными. Народы Пиреней, к примеру, получают культурную особенность “реконкиста”, позволяя накапливать больше благочестия и вести религиозные войны с мусульманами-оккупантами. А германская культурная особенность “Расселение на восток” даёт серьёзный прирост к развитию графств и увеличивает скорость культурной ассимиляции.

Меню строительства тоже радует. Интересно, что теперь в каждом графстве фиксированное количество слотов под строительство. И в 90% случаев выстроить всё и сразу скорее всего, не получится. На постройку дается три-четыре слота, в редких случаях пять, причём пятый слот выдан под специальное, “герцогское” сооружение. Что самое приятное – перед строительством того или иного здания можно увидеть, куда конкретно приведёт его развитие и улучшение. Удобно и информативно.

Закрывая посвящённый интерфейсу раздел, можно сказать только одно. Игра стала куда как добрее к новичкам. Разобраться в базовых правилах сможет практически каждый. А дополнительным бонусом идёт официальная русская локализация.

Чтобы командовать людьми, ты должен их знать.

– Куорен Полурукий, брат Ночного дозора

Разобравшись во всех хитросплетениях интерфейса, я с чувством выполненного долга закрыл игру-обучение. Возможно, совсем новичку такая партия и была бы полезна, но для меня, как для игрока-ветерана куда интереснее окунуться в омут нового с головой, а не быть ведомым за руку шаг за шагом. Первое, что бросается в глаза перед началом новой партии, это то, что мировая карта стала несколько больше. Да, всё ещё нет Китая и Японии, зато добавился ещё один кусочек Индокитая. А вот временные рамки игры подсократились: теперь самый ранний старт возможен в 867-м году. Критично ли это? Пожалуй, что и нет. Игра так или иначе, но цепляет позднюю эпоху викингов, период очередного ренессанса Византии и волну мусульманской экспансии. Да, во второй части временные рамки несколько шире, но не стоит забывать о том, что в ванильной версии “Королей-Крестоносцев 2” игра начиналась не раньше 1066-го года, а более ранние эпохи были добавлены с выходом DLC.

Мир игры во всём его многообразии

И вот момент истины. Первая партия в “свободном полёте”. Выбираю самую раннюю дату, бросаю виртуальные кости и… на первый взгляд – расклад не так уж и плох. Мой первый персонаж – голландский герцог Балдуин, из династии Фландрия. Три крупных вассала, два графства под личным управлением, выход к морю и мощный сюзерен за спиной в лице короля Западной Франкии. Мечта, а не старт, что уж тут говорить. В верхней части экрана – стандартное окошко с текущими проблемами. Да, всё как в старые-добрые времена. Наследник не в браке, вассалы имеют низкое почтение к вашему титулу, сюзерен тоже не особо уважает. Казна, престиж, благочестие… Признание династии – это что-то новое, но с этим разберёмся позже. Открываю экран персонажа. Красавец-герцог ещё совсем не стар, черноволос и брутален. Личностные параметры – всё в точности как во второй части: дипломатия, военное дело, управление, интриги и учёность. Так, а это что за рука с мечом? Доблесть, говорите, а что за доблесть? К счастью, в игре есть энциклопедия, где чёрным по белому написано, что доблесть, по факту, является боевым навыком. Если персонаж привык рваться в бой и рубиться на дуэлях – то высокая доблесть поможет ему бить врага и не быть нашинкованным в капусту самому. У моего герцога с доблестью… очень не очень. Как впрочем и с военным делом: старина Балдуин по складу характера книжник и счетовод. Кстати, о характере. Ну-ка, а что это за надпись “не выбран образ жизни”?

На этом моменте новой части «Королей-Крестоносцев» смело можно записать очередное очко в плюс. Образ жизни для каждого из персонажей был ещё во второй части игры, вот только, во-первых, появился он там не сразу, а во-вторых, был куда менее вариативен и базировался на череде случайных событий. Тут же для каждого основного навыка предусмотрено аж по три ветки для прокачки. Хотите быть доблестным рыцарем? Флаг в руки! Берите образ жизни “военное дело”, фокусируйтесь на рыцарстве и качайте линейку “галантность”. По итогу у вас будет Ричард Львиное Сердце или Эдвард Черный Принц собственного изготовления. А что если правитель больше стратег, а не рыцарь? Никаких вопросов: ветка умения “стратег” или “куратор” позволит вырастить настоящего мастера засад, манёвров и беспощадных штурмов. То же самое и с остальными навыками. Мастер интриг и куртуазных манер? Хитрый царедворец, который управляет целой сетью шпионов и агентов, организующих похищения и убийства? Пожалуйста! Можно создать хоть настоящего Старца Горы, запугав и опутав сетью шантажа все окрестные земли. Еретик-алхимик? Или – праведный теолог? Можно. Мастер риторики? Человек, в чьих руках даже грязь превращается в золото? А может, патриарх многочисленного и дружного семейства? Всё что угодно. Причём каждая ветка полезна по-своему. И никогда не знаешь, правильно ли был сделан выбор ведь ситуация меняется. И мирный дипломат, который положил жизнь на налаживание отношений со своим сюзереном и вассалами может вдруг оказаться на острие удара чужеземного вторжения.

Многообразие жизненных вариантов

За всю жизнь при удаче можно прокачать две, максимум три ветки. При этом, как и в классике, менять фокус образа жизни можно только по прошествии определённого времени. Это сложный и ответственный выбор, хотя по большому счёту, ошибка в выборе просто откроет новые возможности и вероятности событий.

Также игра не даёт забывать о том, что любой управляемый игроком персонаж – условно-живой человек. Со своими страхами, привязанностями и прочим. Например, застенчивый правитель будет постоянно испытывать стресс из-за необходимости общаться с людьми и принимать решения. Жадный будет трястись и нервничать платя золотом. Трус и параноик будет бояться собственной тени. В конечном итоге стресс будет достигать критического уровня и… вуаля. Вот они, штрафы к основным параметрам и здоровью. Впрочем, способов снизить уровень стресса в игре тоже предостаточно. А при определенных условиях постоянно находясь под стрессом можно даже улучшать характеристики персонажа!

Роль личности в истории рассмотрена. Но ведь короля (или герцога) играет его свита, верно? И со свитой в игре традиционно всё по богатому. Условно, её можно поделить на три важные части. Первая – это совет, вторая часть – это двор, и третья – гости и прочие мимокрокодилы, которые по какой-то причине задержались при дворе вашего альтер-эго. Опытный игрок, потративший не один десяток часов на вторую часть “Королей-Крестоносцев” сразу же спросит: «Какие-такие гости? Раньше-то были просто придворные!» И… окажется совершенно прав. Раньше действительно были только придворные. Нужен хороший полководец? Во второй части игры находим персонажа с высоким значением военного дела, кидаем ему приглашение ко двору, ждём, пока он приедет – и вот он успех! Назначаем на должность. Нынче всё несколько сложнее. Уговорить кого-то приехать ко двору всё ещё нужно. Вот только приехавший сэр или пэр будет просто гостем, и всё чем будет заниматься – кутить, гудеть, да разлагать морально слабых дамочек. Чтобы пристроить негодника к общественно полезному делу, ему придётся выплатить кругленькую сумму в золоте. Причём чем профессиональнее гость – тем большую сумму он запросит. Впрочем, иногда можно добиться своего и шантажом, пригрозив открыть малоприятную тайну широкой общественности. Вот только тайну эту надо ещё узнать.

Следующая категория – это придворные. И сюда попадают абсолютно все: вассалы, домочадцы, случайные беженцы, готовые служить просто так, пришлые аристократы. Фактически это кузница кадров, откуда можно будет выдвигать назначенцев на важные посты, а ещё ярмарка невест. Из всей массы придворных стоит, пожалуй, выделить стоящего особняком придворного врача. Данный персонаж, как правило, нанимается посредством личного решения правителя. И он весьма важен, хоть до поры до времени роль его будет и незаметна. Но вот стоит только какому-нибудь из бравых рыцарей схлопотать мечом между ребер, или кому-то из наследников заболеть бубонной чумой – тут-то и поспешит на помощь добрый доктор Айболит. Конечно, средневековая медицина вещь странная и не всегда безопасная. Так что некоторые методы лечения могут привести к весьма неожиданным результатам, причём в отрицательном смысле. Бороться с этим можно и нужно. Как? Например, развивая ветку учености правителю и выбирая на должность придворного медика персонажей, с хорошим уровнем образованности.

Наконец третья, самая малочисленная, но, одновременно, самая главная категория свиты правителя – Совет. Тут всё достаточно стандартно и практически без изменений. Маршал, управляющий, тайный советник, канцлер и капеллан. Однако следует учесть то, что роли у членов совета несколько поменялись. Так, претензии на окрестные земли теперь фабрикует капеллан, а канцлер занимается исключительно дипломатией, улучшая отношения с вассалами и сюзереном. Тайный советник нынче тоже поменял профиль: как и раньше, он ищет и предотвращает заговоры, а заодно оказывает помощь в интригах. Но зато теперь тайный советник не занимается “промышленным шпионажем”. И прироста очков инновации за отправку его в соседнюю провинцию нынче не добиться. Зато хитрый жук может раскопать пару-тройку грязных секретов, которые затем можно использовать для шантажа и прочих скромных радостей.

Совет. А мастер над монетой — натурально Тирион, только женского пола

В третьей части появился и новый член совета, который формально не занимает ни одну из должностей, но способен существенно повлиять на исполнение выданных заданий – супруг или супруга правителя. Вспоминая расхожую поговорку: “муж и жена – одна сатана”. Одаренный муж или жена может существенно облегчить жизнь правителю. Где-то советников подучит (правда, иногда ценой репутации), где-то повысит предел управления доменом, а то и открытие какое-никакое совершит. Полезно? Что за вопрос! Правда, следует помнить ещё и о том, что если каким-то образом вышел династический брак между двумя правителями, то ни один из них не сможет заседать в чужом совете. Своим домом править надо, ничего не поделать.

Что ещё следует учитывать в делах придворных? Отношения между придворными и их мнение о персонаже-правителе. В идеале, мнение должно быть значительно выше 50% и стремится к значению 100. В противном случае придворные начинают искать приключения на свою голову, организуя заговоры различной степени успешности, втыкая кинжалы друг в друга и (опционально) пытаясь воткнуть их в спину вашему персонажу. Хороший тайный советник разоблачит большинство заговоров без труда…если, конечно, он сам не находится в оппозиции. Могу точно сказать: нет ничего хуже, чем тайный советник-оппозиционер, поскольку служебным положением он воспользуется по полной.

Впрочем, даже условно хорошее мнение совсем не панацея. Но об этом чуть позже.

Тот, кто берётся играть в престолы, или погибает, или побеждает Третьего не дано.

– Петир Бейлиш

Самое главное, о чём никогда не следует забывать: Короли-Крестоносцы – это не игра про империи и королевства, и это даже не игра о каком-то доблестном рыцаре или хитрых придворных интриганах. Это игра про династию. И на протяжении всей династической летописи под рукой игрока будут самые разные личности. Хорошие и плохие, благородные и не очень, рыцарственные и по-шакальи подлые. Что ещё более важно, династия тут не существует в вакууме. Волей-неволей, но взаимодействия с другими родами будет происходить постоянно. С кем-то породнились, кого-то лишили наследства, ну а ещё одни почему-то заимели претензию на трон. Всё это так или иначе порождает самые различные ситуации и разноплановые проблемы.

Кусочек родового древа

Простейший пример: внезапная смерть старого и заслуженного правителя. Вот жил-был себе король, правил своим уже немаленьким королевством, где-то строил, где-то развивал науку, где-то слегка воевал с соседями. Накопил за свою жизнь множества престижа и благочестия, а на старости лет начал стройку века в родном домене и… бац, помер от ожирения. А наследник, внезапно малолетний внучок в возрасте шести лет. Который ничего не умеет и не может, да и вассалы его не уважают. Особенно родной дядька, сам на трон нацелившийся. Короля-деда ещё и отпеть толком не успели, а все уже неладно: фракции сепаратистов, фракции свободолюбцев, крестьяне к бунту готовятся. А казна пуста, да и старые союзы распались. Хороший задел на будущее, не правда ли?

Фракции. Крестьяне и мусульманские сепаратисты меня не любят

Да-да, тут я расписал максимально плохой вариант. Но в целом, смена правителя тут всегда вызов. Особенно до тех пор, пока авторитет короны далёк от абсолютного, а порядок наследования подразумевает раздачу титулов всем ближайшим кровным родственникам. Впрочем, всегда есть решения. Самое простое (если правитель всё-таки совершеннолетний), начать плести интриги против фракционных лидеров. Причём необязательно с целью их убрать: часто с родичами да вассалами достаточно сблизиться и вот он успех! Фракции как не бывало. Ну или дождаться войны и постараться вытянуть ситуацию в свою пользу.

В любом случае, благополучие династии в общем и отдельного персонажа в частности, как и ранее, стоит на трех слонах и одном ките. Слоны известны ещё со времен первых двух частей – это золотой запас, престиж и благочестие. Что же тут изменилось с выходом новой части игры? На первый взгляд не так уж и много. Золото всё также необходимо для успешного строительства и оплаты услуг наемников и условно регулярного войска-ополчения. Престиж расходуется на создание претензий, призыв на войну союзников. Для вождей, которые правят родоплеменными общинами роль золота существенно ниже, а вот роль престижа – куда как выше. Ну и благочестие, которое нужно в первую очередь для того, чтобы Папа Римский не смотрел косо, а заодно для создания собственных религиозных направлений.

В чём отличие от первых двух частей? В том, что теперь существует несколько уровней престижа и благочестия. Например, уровень репутации “известность” даёт некоторый прирост мнения от подданных-мирян, а заодно увеличивает число доступных рыцарей. Но если достигнуть максимального уровня престижа – то мнение подданных увеличивается уже аж на 60 пунктов, а дополнительных рыцарей на службе будет не меньше 8! Аналогично работает и благочестие: только там бонус несколько поменьше и влияет в основном на персонажей-церковников.

А что там насчет кита? В качестве основы основ для династии выступает параметр “признание”. Косвенно это присутствовало и раньше, в виде игрового счёта. Главное изменение в том, что параметр “признание” накапливается и… может быть потрачен на открытие династического наследия, которое, в свою очередь даёт интересные бонусы для всей династии. Можно вырастить род выдающихся интриганов или знаменитых воителей. Можно династию благородных законников и блюстителей семейного очага. Вариантов ни много, ни мало, целых семь!

Династическое наследие

Ну а уж когда династия разрастётся, как надо и начнёт старательно грызться за власть, очки признания можно будет использовать для прекращения династических междоусобиц.

И всё-таки, даже пытаясь играть за династию абсолютных пацифистов, рано или поздно воевать всё равно придётся. Хочешь мира – готовься к войне.

Овцы остаются овцами. Даже если на них сталь, а не шерсть.

– Теон Грейджой

С чего начинаются войны? Традиционно, самая популярная причина в “Королях-Крестоносцах” – это претензия на титул или владение. На втором месте, разумеется, религиозные войны. Почётное третье место занимают всякие разные гражданские войны за ослабление авторитета короны и налоговые послабления. Ну и замыкают список набеги диких язычников и крестьянские восстания.

Как я уже говорил, даже если сидеть тише воды, ниже травы, война всё равно постучится в двери родового замка. И неважно, будет ли это злодей-братец, жаждущий отобрать трон или викинг-грабитель. Важно вот что: наличие круглой суммы золота в казне и присутствие отбитой рыцарской дружины в составе войска.

С казной всё понятно: чем больше золота, тем дольше можно вести войну. И на наёмников проще разориться. Ну а что там рыцари? Тем более, я уже упоминал их не раз, и не два. Так вот рыцари – это крайне боевитые придворные на службе. Собственно, “рыцарем” может быть даже член совета или наследник трона. Данный статус легко отслеживается на экране персонажа. Например, там будет написано “Энрике, ваш канцлер и рыцарь”. В первую очередь это означает, что Энрике, едва где-то начнется война и заварушка, а войска сюзерена будут собраны, отправится в поход. И в первой же битве начнет яростно рубить вражин, воодушевляя собственное ополчение и пугая дружину врага. Это в теории. На практике, если Энрике имеет показатель доблести на уровне “плохо”, то лучше бы запретить такому “рыцарю” выход в поле. Вон, пусть письма дипломатические пишет, для того и назначен канцлером. Пустишь такого в бой, а он раз – и поймал топор дурной черепушкой. И всё, нет теперь ни рыцаря, ни канцлера. Да ещё и ополчение в ужасе разбежалось.

Злые бомжи осаждают замки…

Кроме шуток, рыцари очень важны. Можно иметь численный перевес, занимать удачную позицию, поставить над своим войском умелого стратега, но если у врага в бою будет больше рыцарей с высокой доблестью – вероятно, триумф обернется кровавым поражением. Ну а наследникам престола и прочим важным да ценным персонажам выход на поле боя категорически противопоказан, даже если доблесть позволяет.

Какие ещё изменения, связанные с войной? Получила развитие система личной гвардии. Теперь, правда, всё это называется “профессиональными войсками”, но не суть. Платим денежки и вербуем в доступных слотах нужные войска. Обычно стоит начать с парка осадной техники (осады будут идти значительно бодрее), а затем по вкусу добавить или тяжёлую пехоту, или лучников да пикинёров. Количество доступных слотов под “профессионалов” варьируется в зависимости от значений воинского дела и уровня инноваций.

Подверглась изменениям и система наемников. Теперь необходимо выплатить некоторую разовую сумму, и наёмники поступают на баланс государственной казны. Дальше они тоже будут взимать оплату для своих нужд, но, в отличии от второй части, теперь не скажут “до свидания” ровно в тот момент, как казна уйдет в минус. Нет, они будут верны весь срок найма, а потом предложат продлить контракт.

Начиная любую войну, следует помнить ещё и о том, чтобы правитель ненароком не оказался в плену, ибо как только это случится, война сразу же закончится безоговорочной капитуляцией. И неважно, что до этого момента верные рыцари гоняли вражину в хвост и гриву. Попал в плен – выбрасывай белый флаг. Однако работает это и в обратную сторону.

Да, кстати, в третьей части стало куда проще перемещаться по морям. Отныне не нужно иметь под рукой собственный флот нужного размера. Корабли для перевозки армии нанимаются автоматически и по умолчанию. Да, с одной стороны это серьёзное упрощение. С другой, исторически тот же Эдвард Черный Принц реквизовал корабли у купцов, чтобы перевести своё войско на французский берег, потому что постоянный флот был крайне редким явлением в эпоху Средневековья.

При этом с морскими берегами связан крайне интересный момент: высадившиеся армии какое-то время имеют серьёзный штраф к боевым характеристикам. Так что незадачливых викингов часто можно брать тёпленькими.

Алерас по прозвищу Сфинкс, кандидат в мейстеры.

– Алерас по прозвищу Сфинкс, кандидат в мейстеры

Хоть в рамках сравнительно небольшой статьи было сложно рассмотреть всю многомерную конструкцию этой “ролевой стратегии”, смею надеяться, что мне это удалось. Стали ли “Короли-Крестоносцы” в новой своей ипостаси лучше или хуже? Вопрос на самом деле интересный. Если сравнивать их со второй частью, по максимуму загруженной DLC и расширениями то, пожалуй, новая игра несколько потеряла в весе. Однако при этом разработчики нагрузили тройку новыми и дополненными старыми механиками, и, как ни странно – местами сделали игру сложнее. Например, избавиться от многострадальной формы наследования “Раздел” удастся ой как не скоро. В предыдущей части вопрос решался буквально в течении жизни одного-единственного правителя. Опять же, “Короли-Крестоносцы 2” в своем “ванильном” виде существенно уступают по количеству контента и набору возможностей.

Третья часть не идеальна. Бросается в глаза, что существенно слабее проработаны различные экзотические страны: кочевые племена, государства мусульман и индуистов, племенные союзы Африки. Для них пока ещё нет какой-либо уникальной механики, так что, по большому счету вся разница будет только в количестве жен да значке религии. Есть и огрехи наименования/перевода: нет, ну серьезно, какие к чертям собачьим “убереги” у правителя Камбоджи? И почему это в русской локализации он поименован герцогом? До первого патча в игре было достаточно много багов, например умереть от ожирения было не просто, а очень просто.

Пока ещё маловато решений и различных вариантов взаимодействия с окружающим миром. Сильно не хватает механики эпидемий.

Однако, в третьей части игры доведена до ума боевая система, а развитие персонажа вышло на совершенно новый уровень. Сама же игра стала куда добрее к новичкам, разобраться в ней теперь гораздо проще.

Подводя итог, “возвращение короля” вышло если и не идеальным, то весьма близким к идеалу. А дальше… Всё в лучших традициях “Парадоксов”: готовьте денежки и всё будет.

Что понравилось:

  • это всё те же старые-добрые «Короли-Крестоносцы»;
  • приятная графика как на глобальной карте, так и на экране персонажей;
  • значительно более современный интерфейс;
  • официальная локализация;
  • расширение ролевой и экономической составляющей в игре;
  • большое количество контента на старте;
  • дополненная система интриг и межличностного взаимодействия;
  • система наследия династий;
  • система управления войском;
  • собрать из лоскутков империю теперь чуть труднее.

Что не понравилось:

  • это всё те же “Короли-Крестоносцы”;
  • контента во второй части всё ещё гораздо больше;
  • маловато решений и специальных событий;
  • слабо проработаны экзотические регионы (Тибет, Индия, некоторые мусульманские страны и кочевые народы).
 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 9 ИЗ 10

Сыграно: 70 часов.
Игра: приобретена автором обзора.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии