Пожалуй, свой сегодняшний обзор я начну с загадки для геймеров-стратегов: что популярнее вселенной Warhammer-а у разработчиков компьютерных игр? Ответ, разумеется, очевиден. Вторая мировая война. Конфликт апокалипсических размахов, яростные битвы на земле, на морях и в воздухе, апофеоз ненависти и жестокости, торжество героизма и самопожертвования. Рёв моторов и вой пикирующих бомбардировщиков, треск автоматных очередей и глухое буханье дивизионных орудий, всполохи залпов реактивной артиллерии и – атомный пламень, вспыхнувший ярче тысячи солнц. Таких войн в истории человечества не было, и, смею надеяться, никогда больше не будет.
Но мы, любители умных стратегических игр, раз за разом возвращаемся в те огненные годы. Примеряем на себя шинель Вальтера Моделя или Эвальда фон Клейста. Склоняемся над картой Курского выступа вместе с Георгием Жуковым и Константином Рокоссовским. Стоим на шатком мостике бок о бок с адмиралом Ямамото или Честером Нимицем. Снова и снова мы переигрываем давно отгремевшие сражения, пытаясь понять: каково это – одним росчерком в приказе отправить на смерть десятки тысяч? Каково это – стоять до конца, не зная, успеет ли помощь? Каково это – идти десятки километров по ночным дорогам, скрываясь от беспощадной смерти с чёрными крестами на крыльях? Вархаммер, говорите? О, нет. Ни одна вымышленная битва не сравнится с тем, что было в реальности. Уж поверьте.
И вот, казалось, совсем недавно танки с алыми звёздами на башнях рвались вперёд, через выжженные поля Прохоровки. Совсем недавно тяжёлые баржи выгружали десанты в Керчи. А потом – огненный вал операции “Багратион”, штурм Зееловских Высот и знамя Победы над закопчённым куполом Рейхстага. Казалось, что в игре Order of Battles тема Второй Мировой развёрнута и раскрыта на все 100%. И вдруг разработчики запускают “маховик времени”, отматывая временную шкалу аж до 1940 года. Ещё не пала Франция, не потоплен “Бисмарк” а РККА наивно готовится воевать “малой кровью да на чужой территории”. 1940-й. Тут нет грома побед. Здесь только горечь поражений, дым потерянных городов и отчаянное желание сражаться до конца. Здесь только тяжёлые и безнадёжные бои, выжить в которых сумеет самый дерзкий и отважный.
Прежде чем перейти непосредственно к обзору игры, я брошу увесистый кирпичик в сторону одних инди-разработчиков из Украины. Собственно, Order of Battles в своей основе родилась в середине 2015-го года. И вот уже без малого шесть лет разработчики заботливо дополняют основную игру самыми разными DLC и расширениями. Но в основе это одна и та же игра. Которая (что весьма редко в наши дни) занимает минимум места на жёстком диске. А у доблестных независимых творцов из Starni Games что ни игра – то самостоятельный продукт. Никак не связанный с другими их творениями, а что хуже всего весящий полноценные 19-20 гигабайт. Не надо так.
Честно говоря, новое DLC к Order of Battles было ожидаемо: за почти шесть лет (о боже, примерно столько и длилась Вторая мировая) игрокам дали возможность повоевать на всех основных ТВД, поучаствовать в самых важных событиях и попытаться переломить ход истории. Ну как переломить… Любителей альтернативной истории Order of Battles, скорее, разочарует: даже сверхудачное выполнение очередной миссии не приведёт к перелому хода войны. Просто в следующей миссии можно будет получить больше очков престижа, да иногда получить доступ к дополнительным подразделениям. В остальном Вторая Мировая будет идти по накатанной дорожке. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, скорее, хорошо.
Игра следует исторической канве практически с академической точностью. Так что отдельные миссии выглядят буквально как интерактивный учебник по истории. Тем более, что победные цели крайне редко отличаются от тех, что стояли перед солдатами Второй мировой в реальности. В отличие от того же “Panzer Corps”, идеальная победа не привязана к минимальному количеству ходов за которые выполнена миссия, а плотно зависит от выполнения основных и дополнительных целей. Здесь-то и прячется дьявол: удержать врага за рекой может быть достаточно легко. Но вот как насчёт нанести серьёзный урон наступающей бронетехнике? Или удержать передовой рубеж пять или десять ходов? При этом игры в поддавки не будет: если исторически у того же Рейха было подавляющее преимущество в авиации – можно быть уверенным, что так и будет. И “штуки” будут висеть над боевыми порядками игрока постоянно. К слову, это сакраментальное “преимущество в авиации” будет довлеть большую часть миссий нового дополнения.
Впрочем, о миссиях и о исторической канве я все же поговорю позже. Для начала, хотелось бы сделать небольшую ремарку о визуальных и акустических красотах дополнения в частности и Order of Battles в общем. Что ж, с 2015-го картинка особо лучше не стала. С другой стороны это не AAA-проект с миллионами долларов бюджета, верно? А для тактической пошаговой стратегии старой школы Order of Battles выглядит всё также прилично. Карта местности читаема, а боевые единицы узнаваемы. Перепутать Pz-I c Pz-II или, тем более с каким-нибудь “Крейсером” или “Рено” не выйдет при всем желании. Пожалуй, в качестве небольшого минуса к картинке можно приписать некоторую усреднённость моделей морских юнитов. Нет, модели линкоров и крейсеров Рейха отличаются от моделей аналогичных кораблей англичан. Но вот, скажем, силуэт игрового “Принца Ойгена” уж точно не будет совпадать с силуэтом своего прототипа. Аналогично и с английским “Ринауном” или “Родни”. А ведь как раз эти корабли обладали достаточно ярко выраженными особенностями конструкции. С эсминцами и всяким малым флотом ещё хуже. Всё это максимально усреднено. В принципе, такой подход обычен для игр подобного жанра. Но всегда хочется чего-то большего.
Музыкальное сопровождение также звёзд с небес не хватает. С другой стороны для стратегии оно вполне на уровне. В меру тревожная и героическая музыка, которая порождает ассоциации с классическими лентами о Второй мировой, навроде “Спасти рядового Райна” или “Перл-Харбор”. Кстати, по традиции у каждой здешней фракции своё фоновое музыкальное сопровождение.
Завершая техническую сторону обзора, хотелось бы в очередной раз посетовать на корявость движка игры. Да-да. Даже на мощных современных компьютерах при расчёте хода противника Order of Battles умудряется изрядно притормаживать. На больших картах, с серьёзными силами противника (как, например, в миссии по эвакуации из Дюнкерка) ход врага рассчитывается медленно, нудно и грустно. И не то, чтобы проблема эта была новой и появилась с выходом DLC про “Дерзких Союзников”, нет. Просто аж с 2015-го года у разработчиков то ли нет возможности, то ли желания, то ли умения всё исправить. Мешает ли это играть и получать удовольствие от игры? Нет. Раздражает ли это? Ещё как.
Война – это по большей части каталог неудач и ошибок
– Сэр Уинстон Черчилль
Геймплей в DLC привычный до зубовного скрежета. Вот командные очки, вот очки престижа. Закупай технику, пехоту, авиацию и, опционально, флот. И бегом выполнять цели. Цели, кстати, разные. Где-то нужно будет нанести критический урон войскам противника, где-то привычно захватить ключевую точку. Или напротив, удержать эту самую ключевую точку нужное количество ходов. Учитывая временной отрезок Второй мировой последний вариант будет встречаться достаточно часто.
Между миссиями развиваем различные технологии на местном “научном древе”. Выбор не особо богат, но добиться определённой специализации для ядра своей армии можно. Хотя всё опять будет наталкиваться на ограничение очков командования на миссию: да, можно прокачать опыт и урон для авиации. Но вот взять с собой больше трёх самолётов в основу вряд ли удастся. То есть, взять-то может и удастся, но вот вывести их всех на поле боя уже нет. Вообще, ограничения по очкам командования – это главная беда для игрока. Практически все миссии построены по одному простому принципу: “во-о-он там, на дальнем фланге обязательно не хватит танка/отряда тяжёлой пехоты/полковой гаубицы”.
Кстати, о танках. С ними ситуация складывается весьма интересная. В чем безусловный (и очень мощный плюс) игры Order of Battles? В том, что игра не пытается преподнести игроку сферический баланс в вакууме. Как это проявляется? Ну вот если, к примеру, в реальности Pz-I был практически полностью бесполезен в лобовом бою против “Матильды” или французского “Сомуа”, то можно быть уверенным: в игре будет то же самое. В чём смысл и почему “Матильды” игрока-англичанина не проедут по боевым порядкам несчастного немца чудовищным асфальтоукладчиком? Ну, например в том, что Pz-I – юркие, словно тараканы и стоят сущие копейки. А “Матильды” еле-еле проползают несчастные четыре гекса. И Pz-I (да чего уж там, и Pz-II, и даже чешские Pz-35) “Матильда” раздавит. В… чистом поле и без прикрытия. Но вот при поддержке знаменитой 88-мм зенитки хилые немецкие танки будут просто хохотать над несчастными “Матильдами”, удерживая их по фронту и обходя с тыла.
Вообще, техника начала Второй Мировой достаточно нелепа и смешна. Особенно учитывая тот факт, что я совсем недавно закончил “Красный Шторм”. С другой стороны, играть такими “смешными” войсками тоже вполне себе интересно. А местами даже удаётся пожертвовать качеством в обмен на количество: истребитель-биплан “Глостер Гладиатор” забирает всего-то 2 очка командования. А значит, можно взять целых три “Гладиатора” вместо 2-х “Харрикейнов” или “Спитфайров”. И пускай по основным характеристикам “Гладиатор” уступает любому из перечисленных самолётов, главное, что “Гладиаторов” будет три! А уж опытный стратег найдёт способ применения этой “рабочей лошадки” воздушной войны.
Но не только англичанами едиными: в кой-то веки игрокам дадут порулить французскими боевыми единицами. А тут и знаменитый “FT-16”, и “Сомуа”, и разведывательные автомобили “Панар”, и нелепо-великолепная галльская авиация… Правда, знаменитый танк мсье Бийота разработчики в актив так и не дали: видимо, Char B1 всё же не удалось вписать в баланс. Что весьма обидно, ибо боевая машина в чём-то весьма знаковая. Да и вообще роль французов в игре несколько преуменьшена. Фокус всё-таки на англичанах. Говорим “союзники” – подразумеваем “англичане”. Кстати, весьма знаковую операцию “Катапульта” вниманием обошли. А зря, ведь французы об этом акте “союзничества” помнят до сих пор. Но… Примерить китель адмирала Женсуля или его оппонента Соммервиля не получится. Впрочем, справедливости ради: война на море в данном дополнении представлена на редкость скупо и невнятно. И это при том, что в период с 1940 по 1942-й было множество интересных боевых операций: тут и борьба с итальянским флотом, и охота на “Бисмарка”, и проводка северных конвоев для СССР. Будет ли всё это темой отдельного дополнения? Очень хотелось бы надеяться.
Нельзя победить под лозунгом “осторожность превыше всего
– Сэр Уинстон Черчилль
Интересно, что же там собственно с новой кампанией? О, с ней всё более чем хорошо. Начинать нелёгкий путь горьких побед и малых поражений придётся в Норвегии. Вот такая себе “зеркалочка”: по старой привычке, ещё со времён “Панцерного Генерала” из далёких девяностых в Норвегию обычно прилетаем/приплываем под чёрными крестами и знамёнами со свастикой. В этот раз всё будет наоборот: над головами бойцов будет развиваться старый-добрый “Юнион Джек”, французский триколор и алый с синим крестом норвежский флаг. Первая миссия тут, скорее, вводная: даже на максимальной сложности каких-то особых хлопот не будет ни у ветеранов пошаговых тактических баталий, ни у новичков. По давней традиции, вермахт будет иметь перевес в авиации, а британский Гранд Флит будет топить всё, что окажется в пределах досягаемости главного калибра. Кстати, битва за господство в норвежских фьордах, пожалуй, единственная миссия, в которой хоть как-то позволяет задействовать флот. Грустно? Не то слово.
Не вдаваясь в детали, разбить немцев в Норвегии особого труда не составит: грамотное использование артиллерии, пехоты и подвижных танковых групп не оставит противнику ни единого шанса. Неприятности, пожалуй, будут разве что со стороны люфтваффе. Но неуклюжие “Фулмары” при поддержке слабеньких и дешёвых “Гладиаторов” относительно легко смогут прикрыть наземные войска.
А вот вторая миссия будет весьма интересна. И начать тут следует, с того, что игра напрочь разбивает миф о том, что, дескать, французы не сражались в 1940-м, а сразу подняли лапки кверху. Сражались, да ещё как. Другой вопрос, что враг оказался слишком силён и отлично организован. И удержать могучий рывок вермахта через страны Бенилюкса и Арденны, по факту, было непосильной задачей.
Это и предстоит в полной мере ощутить на своей шкуре излишне самоуверенному игроку. И что с того, что у немцев ещё нет ни “Пантер”, ни “Тигров”? Главное количество боевых единиц, хороший запас престижа и огромный запас командных очков. И на англо-французские позиции накатывается настоящий стальной вал. Тяжёлая артиллерия “размягчает” укреплённые позиции пехотинцев, авиация безжалостно штурмует оставшиеся на открытой местности войска, танки нагло лезут по флангам, а пехотинцы бесстрашно атакуют в лоб. Ход, второй и… первые позиции потеряны, дополнительная задача не выполнена. Ещё пару ходов и вот уже пополнять измотанные войска французов нечем, а из английских танков приходится спешно формировать мобильную “пожарную команду”, которая мечется туда-сюда, пытаясь отбить лезущих на рожон немцев. И вот, вроде бы достигнуто равновесие. Инженеры подрывают мосты на опасных направлениях, пехота стойко держится на передовой… Можно наступать и брать врага в котёл? Как бы не так. На сцену выходят новые резервы врага, открывается новое направление атаки. И вот уже приходится отступать, оставляя с таким трудом удержанные позиции. А ведь это только вторая миссия. Дальше будет ещё веселее.
Дюнкерк. Нет времени объяснять: удерживай пляжи, а ещё Ипр и пару важных мостов. И не допусти, чтобы немцы полезли со стороны Кале. Кстати, большую часть подразделений надо бы эвакуировать. Что, немцы лезут? Тут контратакуй танками, здесь – упрись пехотой и артиллерией, а вон там – ложись и умирай. Все чётко по канону: флот будет пытаться помочь, но ему придётся настрадаться от авиации. Впрочем, родная авиация тоже будет. Правда, в небольшом количестве и разорвать 2-3 отряда “Спитфайров” на тысячу тысяч частей не выйдет. Посадить отряды в транспорты без прикрытия с воздуха? Пилоты “Штук” обязательно отблагодарят градом фугасных бомб. В общем, выживай.
Эвакуировались? Примите поздравления. А теперь ты срочно нужен в Африке, сынок. Там злые бабуины и итальянцы, которые совсем обабуинились от жары и жизни в песках. Воды и еды там особо не будет, зато будет модный британский пустынный камуфляж: песочный с голубыми разводами. Да, где-то совсем недалеко наш доблестный флот. Правда, его в игре особо не увидеть: разве что одну-две канонерки выделят в поддержку. Не то, чтобы они особенно были нужны, но на безрыбье и рак рыба.
Может, итальянцы и так себе вояки, но вот авиация у них злая. А пустынные пространства северной Африки позволят проворачивать всякие хитрые операции с глубокими охватами и посадкой врага в котёл. В общем, скучно не будет. Хотя… Нет. Я всё понимаю. И то, что северо-африканский театр военных действий в период с 1941 по 1943-й был, фактически, главной ареной баталий для англичан. И то, что, война в условиях песчаных бурь, бескрайних пустых просторов и голых каменистых холмов по-своему интересна. Но были же ещё и бои в Индокитае, была эпически грустная битва за Дьепп. Увы, но всего этого игроки не увидят. Максимум из Африки ещё ненадолго выпустят в Грецию, но и только. Да, плюсом идёт то, что получится поучаствовать во всех основных сражениях против итальянцев и прибывшего им на подмогу Роммеля. Но… минусы, на мой взгляд, всё же перевешивают. После пары-тройки миссий от знойной Африки начинает воротить. И хочется на промозглые берега Нормандии, ну, или хотя бы на пляжи Сицилии. Скорее всего, это и ждёт игроков в грядущих дополнениях. А пока Африка, Африка и ещё раз Африка.
Хороший план на сегодня куда лучше безупречного плана на завтра
– Джордж Паттон
Проанализировав все минусы и плюсы, можно сказать, что DLC вышло ограниченно-удачным. На мой взгляд, “Дерзкие Союзники” несколько уступают „Красному Шторму” и более ранним „Красной Стали” и “Красной Звезде”. Как говорится, и труба пожиже, и дым пониже. Дополнительное раздражение вызывает невнимание к морским битвам и фокус исключительно на англичанах. Моё мнение – на термин “союзники” следовало бы смотреть шире. И я не отказался бы отыграть в рамках кампании ту же Битву на Бзуре в сентябре 1939-го. Как-никак, но это первая эпическая битва, едва не обернувшаяся для вермахта тяжелейшим поражением.
Огорчает также и то, что многочисленные технические проблемы остаются с игрой. Не менее огорчает и факт отсутствия новых сценариев для мультиплеера. А ведь “Слизерины” активно проводят турниры на базе Order of Battles!
Из маловажных, но приятных плюсов – русификация. Из важных плюсов, внимание к историческим деталям и моделям техники. Хотя, конечно, пара новых уникальных моделек на целое DLC это до смешного мало Ну и каких-либо багов (в отличии от того же “Красного Шторма”) мною обнаружено не было.
В общем, средней добротности дополнение для достаточно немолодой игры. Любителям истории и владельцам других дополнений брать обязательно. Новичкам и случайным мимокрокодилам — мимокрокодилить мимо. По крайней мере, до того момента, пока не получится ознакомится с более ранними DLC к этой игре.
Что понравилось:
- всё ещё приятная картинка;
- внимание к историческим деталям, модели техники;
- наличие адекватной русификации;
- отсутствие критических багов и вылетов.
Что не понравилось:
- некоторая камерность и зажатость в масштабах Вселенной;
- лаги и фризы на ходу ИИ, Unity тут не оптимизирован;
- игнор морских баталий;
- невнятная прорисовка кораблей;
- некоторое однообразие (от жаркой Африки в какой-то момент начинает стойко тошнить);
- новые мультиплеерные карты так и не подъехали.
Сыграно: 10 часов.
Дополнение: получено бесплатно от разработчика.