Hearts of Iron IV, глобальная стратегия от Paradox, которой 4 июня 2021 исполнилось 5 лет, с самого своего выхода стала основой для множества фанатских модификаций, некоторые из которых известны почти также широко, как и сама игра. Kaiserreich, The New Order, Old World Blues и некоторые другие крупные моды благодаря своему выдающемуся качеству и проработанности воспринимаются едва ли не как самостоятельные продукты с собственными фандомами. В данном обзоре речь пойдет о модификации Old World Blues, переносящей действие Hearts of Iron IV в мир Fallout.
Стратегический ролеплей
Хотя на первый взгляд попытка скрещивания глобальной стратегии и ролевой игры кажется обречённой на провал, Hearts of Iron IV удивительно хорошо подходит для создания удачного жанрового гибрида. Old World Blues позволяет игроку взять на себя управление одной из множества знакомых по играм Fallout фракций Западного побережья США. Разумеется, НКР, Легион Цезаря, Братство Стали и Нью-Вегас являются обязательным «меню», но присутствуют и практически все упоминаемые каноном Fallout меньшие фракции. Также в модификации есть и фракции, придуманные авторами, не нарушающие, однако, целостность восприятия мира.
Система национальных фокусов, решений, определяющих характер и вектор развития государства, присутствующая в оригинальной Hearts of Iron 4, оказалась просто невероятно удачной для придания глобальной стратегии ролевых элементов. Число и качество проработки фокусов впечатляют: с одной стороны, они могут оказать существенное влияние на развитие игрового процесса, а с другой, позволяют ощутить себя главой той или иной фракции, направляющим её по определённому пути развития. Единственное, что, пожалуй, способно стать преградой на пути получения удовольствия от отыгрыша и управления фракцией в Old World Blues – неполная локализация модификации на русский язык. Впрочем, команда локализаторов-энтузиастов продолжает работу над переводом, который уже затрагивает почти все основные фракции и значительное число минорных.
Экономика войны
В оригинальной Hearts of Iron IV выполнение фокусов и строительство играли роль своего рода прелюдии к войне. И хотя вряд ли какая-либо модификация может изменить фундаментальные механики, изначально заложенные в игру, Old World Blues делает очень заметные шаги в сторону повышения значимости невоенных элементов игрового процесса.
Во-первых, появляются денежная и торговая системы. Торговля ведётся через торговые узлы, которые сами по себе становятся важными стратегическими точками – на них с интересом посматривают все соседние фракции. Деньги, как вполне логично ожидать, требуются для содержания армии. Однако им найдется и мирное применение: можно сделать инвестиции в массу гражданских проектов, таких как восстановление электростанций или портов.
Во-вторых, существенно увеличился спектр доступных производственных возможностей. Old World Blues позволяет вместо войны за провинцию, со старта обладающую запасами воды, электроники или металла, начать производить данные ресурсы на своей территории. Разумеется, это увеличит не только экономическую мощь фракции, но также и её привлекательность для завоевания менее трудолюбивыми, но зато более агрессивными соседями.
Акт агрессии, впрочем, может быть для них вынужденной мерой, ведь технологические древа разных фракций порой довольно сильно различаются. Племена просто не смогут овладеть технологиями, доступными цивилизованным или, тем более, высокотехнологичным фракциям, и потому обречены на отставание в поздней стадии игры. Тем не менее, они получают значительный стартовый бонус, ведь племена многочисленны, а создание примитивного оружия требует совсем мало ресурсов и времени. Таким образом, создаётся довольно интересный баланс.
Война никогда не меняется
Впрочем, как бы ни было увлекательно и продуктивно гражданское строительство, развитие науки и инфраструктуры, война, скорее всего, будет неизбежна. Возникнут ли идеологические противоречия, покусятся ли рейдеры и племена на богатства цивилизованной фракции, захочется ли кому-то из лидеров большей власти и богатства – война вновь так или иначе разгорится на пустошах уже выжженной ядерным пламенем Америки.
Сама по себе боевая система не претерпела особых изменений, разве что существенно расширилась номенклатура доступного для дивизий оружия и снаряжения, различным образом влияющего на их боевую эффективность. Ввиду значительно уменьшившейся численности дивизий и параллельного увеличения затрат ресурсов и трудодней на производство снаряжения и, особенно, техники, существенно возросла сравнительная мощь элитных и бронетанковых (включая оснащенных силовой броней) частей. Захват сотни комплектов силовой брони или десятка танков станет настоящим подарком!
Краткий итог
Old World Blues – великолепная модификация, которая может понравиться как ветеранам серии игр Fallout, так и любителям продуманных глобальных стратегий. Практически каждый её аспект исполнен на крайне высоком уровне, причем настолько высоком, что иногда трудно поверить, что это всего лишь фанатская модификация.
Что понравилось:
- удачное сочетание ролевого отыгрыша и стратегии;
- проработка фокусов, событий и фракционных решений;
- разнообразие фракций;
- видимый прогресс развития модификации.
Что не понравилось:
- неполная русская локализация;
- отсутствие Восточного побережья.
Сыграно: 45 часов (в модификацию).
Игра: приобретена автором обзора, модификация скачана из мастерской Steam.