11 августа 2025 года вышла демоверсия давно ожидаемой Endless Legend 2 от французской студии Amplitude. Эта команда хорошо известна сообществу по другим её играм во вселенной Endless, которые практически неизменно получали высокие оценки игроков и прессы. Демоверсия Endless Legend 2 была предоставлена команде Стратегикона в своём расширенном варианте – с доступом к фракции некрофагов, в открытом доступе заблокированных. Удалось ли второй части известного проекта превзойти свою предшественницу? Разберёмся в обзоре!
Преемственность и лор
Endless Legend 2 с самых первых кадров открывающего видеоролика абсолютно не стесняется блистать своим аудиовизуальным стилем, который никак иначе нельзя назвать, как специфически французским. Сочетание красивой рисовки, эпической музыки и вычурного внешнего вида персонажей является визитной карточкой серии Endless с теперь уже давно далёкого 2012 года.

Вероятно, перед тем как перейти к разбору Endless Legend 2 по существу, стоит сказать пару слов про обширный лор вселенной Endless, в которой, как уже было сказано, разворачивается действие игры. Вселенная Endless представляет собой смесь фэнтези и фантастики, где технологии иногда неотличимы от магии благодаря достижениям загадочных Вечных – древнейшей галактической расы, исчезнувшей миллионы лет назад. Оставленные ими артефакты работают по принципам, непонятным даже самым передовым галактическим цивилизациям настоящего для вселенной времени. Что уж говорить про отсталые колонии, потерявшие связь с метрополиями и скатывающимся в варварство, для них любая технология Вечных постепенно начинает восприниматься как чистое волшебство. Одной из такой колоний становится планета Сайадха. На её колонизацию отправляется отколовшийся от гигантской галактической человеческой Единой Империи клан Шередин, род военных аристократов с сильными религиозными традициями.
На планете они встречают миролюбивую расу аспектов, представляющих собой уникальную смесь биологической и синтетической жизни. А под поверхностью планеты своего часа ждут кошмарные насекомоподобные некрофаги – раса, целью которой является поглощение всего живого и неживого.

Клан Шередин постепенно скатывается в архаику, забывая без связи с Империей о высоких технологиях, аспекты заняты поддержанием внутренней гармонии своего общества, а некрофаги боятся показаться из-под земли. Проходит время. Когда кажется, что баланс на планете окончательно сложился, происходит гигантский природный катаклизм, меняющий всё. Катаклизм разрушает рельеф планеты, раскалывает континенты, смывает острова, образует новые участки суши, раскалывает империи… и полностью нарушает сложившиеся между фракциями отношения. Отныне они должны начать свой путь заново, восстановиться или погибнуть, что хорошо подводит к классическому для 4Х началу партии. У игрока в наличии всего нескольких юнитов, возникает необходимость найти место получше для столицы, потеряно большинство технологий.
Разработчики из Amplitude обещают в релизной версии игры наличие 6 фракций вместо доступных в демо 3, но, очевидно, что их проблемы точно также вплетаются в общее повествование и развитие мира.
Погружение в геймплей
Первые несколько часов геймплея Endless Legend 2 оставляют после себя исключительно приятные впечатления, игра полностью соответствует 4Х формуле. Игроку предстоит исследовать визуально великолепную карту, открывать новые технологии, расширять своё государство и вступать в столкновения (или договариваться) сначала с малыми фракциями, а затем уже и с другими империями.
На глобальной карте, разделённой на гексы (шестиугольники), геймплей в целом классический, необходимо находить наиболее удачные места для новых городов, развивать существующие, строить юниты, проводить переговоры и выбирать исследования. Развитие городов происходит по нескольким направлениям: во-первых, можно и нужно покупать новые гексы, на которые распространится территория города и, соответственно, с них можно будет собирать ресурсы. Во-вторых, на подконтрольных городу гексах можно возводить различные строения, будь то фермы, мастерские, лаборатории и так далее. Строения впоследствии можно будет также улучшать. В-третьих, есть набор общегородских улучшений, не привязанных к территориям. Радует то, что в поздней игре с большим количеством городов и районов игра не начинает тормозить. А вот намного меньше радует интерфейс развития города, совершенно неочевидно, какие гексы застроены, а какие нет.
Боевая система в игре напоминает таковую из первой части. На глобальной карте происходит перемещение целой армии, включающей в себя несколько отдельных юнитов. При столкновении армий происходит переключение в боевой режим, в котором можно разместить на всё той же глобальной карте свои юниты. Ходы в боевом режиме ограничены и происходят внутри глобального хода. Армии состоят не только из обычных рядовых юнитов, но также включают в себя героев. Герои намного мощнее обычных юнитов, их можно экипировать и прокачивать отдельно. Характеристики у юнитов и героев стандартные: здоровье, скорость, сила атаки, броня (в Endless Legend 2 она работает по самой простой арифметической схеме, урон врага ослабляется на значение брони атакуемого) и шанс критического попадания (критическое попадание удваивает урон). И да, юниты не останутся без присмотра, игра очень, очень навязчиво будет напоминать, что у армии ещё остались очки действия, буквально не даёт закончить ход.

Как было сказано ранее, фракций в игре на данный момент доступно лишь три. Разумеется, у каждой фракции есть внутренняя уникальная квестовая линия, завершение которой, помимо завоевания, дипломатической победы или победы по очкам, является вариантом окончания партии.
Первая из них, клан Шередин, геймплейно представляет собой классическую оборонительную фракцию. Их юниты ориентированы на ближний бой и поголовно защищены энергощитами, которые по сути представляют собой небольшую альтернативную полоску здоровья. И каждый боевой ход энергощит восстанавливается . Клан может использовать глобальные способности, которые открываются при накоплении особого ресурса, называемого рвением. Рвение зависит главным образом от оборонительной мощи городов Шередин, так что несколько районов-цитаделей никогда не помешают. Труднее всего при игре за Шередин принять факт соседства энергощита с луком и боевого робота с отсутствием намёков на огнестрельное оружие.
Аспекты, являющиеся коллективной цивилизацией благодаря некоему кораллу, геймплейно очень зависимы от него. Игромеханически коралл – модификатор гекса, ускоряющий и усиливающий войска аспектов, а также увеличивающий экономическую полезность гекса для города аспектов. Коралл распространяется автоматически городами и аванпостами фракции. Юниты аспектов могут держать удар, однако ориентированы больше на дальний бой.
Наконец, некрофаги. Особым ресурсом фракции являются трупы, служащие для представителей расы пищей. Как нетрудно догадаться, трупы добываются главным образом при победах в сражениях, так что при игре за насекомых нужно сразу понимать, что мирного решения проблемы соседей не предусмотрено. Единственный юнит, которого некрофаги способны производить напрямую – это личинки. Личинки создаются очень быстро, однако являются самым слабым юнитом в игре с огромным отрывом. Более сильные юниты эволюционируют из личинок при затрате трупов. Но всё равно любой юнит некрофагов слабее любого аналогичного юнита у других фракций. Это компенсируется наличием дополнительного слота для юнита в армии некрофагов, то есть их войско всегда будет более многочисленным.

Второй особенностью фракции является то, что им недоступно основание новых городов. Это компенсируется существенным расширением возможностей территориального контроля у их главного улья.
Эталон
После нескольких часов в игре невольно снова вспоминаешь, что игра французская, однако уже в новом контексте. Как известно, именно во Франции находится Международное бюро мер и весов. Endless Legend 2 могла бы быть отличным экспонатом для данной организации.
Игра по своей сути является компиляцией всех удачных 4Х механик, которые опробованы в поджанре за последние 10 лет. Безусловно, смешивание уже готовых идей – хороший путь к созданию чего-то нового, однако, кажется, что у французов получился чрезвычайно стандартный коктейль. Игре остро не хватает ну хоть какой-то геймплейной изюминки. Возможно, ею должна была стать система муссонов, в зависимости от которых некоторые гексы затопляются или, наоборот, поднимаются из воды, однако особого практического смысла в ней нет, просто открываются или закрываются некоторые части карты.

Ещё одним ярким примером стандартизированности игры является её научное дерево. Казалось бы, исследований в нём много, они интересны, открывают новые возможности… Однако у всех трёх фракций они на 95% идентичны. Возможно, есть по 1-2 уникальных технологии в каждой из 6 эпох, но не более. Пожиратели трупов, полуроботы и космические колонисты в первой эпохе с одинаковым рвением открывают заборы для возможности строительства ферм и чеканку монет для торговли…
Боевой геймплей также практически лишён сколько-нибудь выделяющихся механик. Единственной такой механикой являются, пожалуй, только энергощиты Шередин. А так у вас есть юниты поживучее, ударные юниты, юниты-стрелки. А скорость почти у всех одинаковая, подавляющее большинство юнитов ходят ровно на 3 гекса. Герои с неважно-как-называющимися абилками трёх сортов: на уронг, на лечение и на баффы, практически не отличаются друг от друга как между фракциями, так и между своими геройскими классами.
Некрофаги могли бы, например, заражать вражеские юниты своими личинками с периодическим уроном, аспекты оплетать кораллом и лишать мобильности, Шередин вызывать артподдержку, но ничего этого нет.
Делает ли всё вышесказанное геймплей плохим? Нет. Но лишает ярких впечатлений от него.
Краткий итог
Endless Legend 2 – очень красивая графически, приятная дизайнерски, хорошо исполненная технически, но по своей сути абсолютно неинновационная игра. Любая из её геймплейных механик достойно реализована, игра действительно способна затянуть, однако у неё как будто бы отсутствует идентичность, она собрана по строгому проверенному алгоритму. В полной версии игры, где будут ещё три фракции, возможно, именно их механики и особенности добавят игре самобытности, но пока что мы получаем просто ещё одну профессионально сделанную стандартную 4X.
Что понравилось:
- графика и аудиовизуальный стиль;
- лор и место игры в нём;
- уровень технического исполнения.
Что не понравилось:
- отсутствие у игры каких-либо значимых уникальных геймплейных черт;
- некоторые проблемы с интерфейсом.
Сыграно: 8 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.
Под редакцией Андрея Варламова