Как-то раз пролетал один инженер над необитаемой планетой и упал на неё – с такого незамысловатого сюжета начинается геймплей свободной игры в Factorio. Почему эта игра так популярна и за что её любят игроки? Попробуем разобраться.
4 года разработки
Factorio разрабатывалась чешской студией Wube Software целых 4 года. Мир увидел альфа-версию в 2016 году, а релизная версия 1.0 вышла в Steam в 2020. За это время разработчики действительно занимались делом, добавили в игру целую кучу нового контента и полностью отполировали её от багов. Factorio пробыла в раннем доступе так, как ей стоило там пробыть, и другим разработчикам стоит поучиться у её создателей.
Экшен-стратегия
Основной упор Factorio сделан на строительство фабрики и организацию очень, очень длинных цепочек производства. Однако всё это делается самим персонажем, а не невидимой рукой, как игроки привыкли видеть в стратегиях. Управление происходит по классической механике top-down action, т.е. управление персонажем с видом сверху.
Эта идея очень органично вписалась в Factorio, прибавляя игре динамики. Игрок бегает по базе, защищает её от монстров и строит новые здания, но при этом всё это играется больше как типичная стратегия. Плюс системы в том, что большинство производимых предметов может быть скрафчено игроком вручную, что позволяет опробовать различные цепочки производства перед тем, как пускать их на автоматизацию с помощью строительства новых фабрик и конвейеров. Однако игра будет сама подталкивать к тому, чтобы производство было автоматизировано, ибо так можно производить больше и быстрее.
Что же нужно делать в Factorio?
Если не брать в учёт дополнительные сценарии, цель игры – построить ракету и запустить её вместе со спутником. Впрочем, в самой игре сюжетные детали особо не раскрываются, да и не столь это важно. Важно то, что для постройки этой самой ракеты придётся исследовать кучу технологий и произвести кучу различных деталей.

Начать нужно с простого – добыть немного угля, растопить им каменную кузницу, закинуть туда руды и выплавить из неё железную пластину. Потом эту железную пластину можно отправить по конвейеру в сборочный цех, который сделает из неё электросхему. Только для этого предварительно потребуется добыть немного меди и переплавить её в проволоку. Затем, соединив электросхему с пластиком, который можно получить из угля и нефтяного газа, что добывается из нефти, можно получить другую, более крутую микросхему, а потом… Впрочем, что будет потом, вам лучше посмотреть самим, потому что сейчас я озвучил лишь начальный цикл производства. Весь доступный цикл для постройки ракеты примерно в 20 раз больше.

Основной акцент игры делается на конвейерах. Ресурс добывается в одном месте, затем едет на конвейере в другое, там перерабатывается во что-то третье и так далее. Кладут и забирают предметы с конвейера механические руки-манипуляторы. В отличие от других стратегий с цепочками производства, по одному конвейеру может ехать максимум 2 ресурса. Это не то что в каком-нибудь Settlers вам всё равно, сколько поселенцев идёт по одной дороге – в Factorio так не пройдёт, поэтому все конвейеры нужно тщательно планировать, иначе они спутаются в нераспутываемый клубок. В этом и заключается основная сложности игры.
Насколько это сложно?
Смотря на скрины профессиональных игроков, которые считают формулы на калькуляторе, создают сложнейшие цепочки производства, а их фабрика похожа на микросхему процессора Intel, можно подумать, что Factorio – игра сложная. На самом деле, не очень.

Новичкам, которые хотят освоиться в игре, стоит не полениться и пройти обучение. Постепенно, шаг за шагом, начиная с простых цепочек производства, можно научиться производить более сложные вещи и понять основы игры. А дальше – в свободную игру. Factorio хороша тем, что геймплей в ней усложняется постепенно. Начав с нуля и простых начальных цепочек, вы постепенно, шаг за шагом, сами не замечая как, отстроите сложную систему конвейеров, производящих кучу разных ресурсов. Всё это легко освоить, но трудно стать мастером, как говорится.

Игра представляет огромный потенциал для того, чтобы геймеры высчитывали и рассчитывали то, как наиболее эффективно расположить ту или иную цепочку производства. И вариантов может быть масса. Однако если этим всем заниматься желания нет, то достичь конечной цели можно вполне и без сложных расчётов, играя на среднем уровне сложности и строя фабрику на глазок.
Система технологий
Чтобы производство не казалось лёгким, в Factorio нужно изучать технологии. Изучаются они за счёт «сжигания» в лабораториях так называемых колб, или исследовательских пакетов, которые производятся из различных предметов. Производство колб – наиболее сложная часть игры, так как более продвинутые колбы требуют для создания весьма сложные к производству предметы, которые потребуется производить на постоянной основе. Часто один из предметов, необходимый для создания колбы, сам по себе создаётся из двух-трёх других таких же составных предметов.

Самих технологий довольно много – настолько, что даже древо в игре отображается относительно конкретных технологий, а не всё сразу. Тут и возможность переработки новых ресурсов, и открытие поездов и дронов, новое оружие, новые источники энергии, новые конвейеры, манипуляторы и даже атомная бомба есть. Хотя есть и технологии вроде «улучшенный лазер 1 и улучшенный лазер 2», в основном каждая технология открывает какую-то новую деталь или элемент геймплея. Причём их не обязательно исследовать все за одну игру – вполне возможно, что в одной из сессий вы обойдётесь без дронов, а в другой – без оружия одного из видов.
Есть даже поезда
В Factorio случайно генерируемая бесконечная карта, которая ограничивается лишь ресурсами вашего ПК. Первичные ресурсы вроде железной и медной руды раскиданы по разным частям карты и истощаются. Это значит, что рано или поздно придётся искать новые залежи, а они могут быть достаточно далеко – тут то и приходит на помощь ещё один аспект игры, поезда. Прямо как в железнодорожных стратегиях, в Factorio можно загружать поезда ресурсами, чтобы быстро перевезти их из одной точки карты в другую.

За что мне очень хочется похвалить разработчиков – наконец-то поезда могут ехать лишь в одну сторону! Серьёзно, вам не надоели те поезда из обычных железнодорожных стратегий, которые приезжают на станцию, а затем магическим образом разворачиваются на месте и едут обратно? Не не не, такое в Factorio не пройдёт – здесь настоящий хардкор и задним ходом поезда могут ездить лишь при ручном управлении. А для автоматизации придётся продолжить кольцевые сети железных дорог, вот так-то. Для продвинутых игроков присутствуют семафоры, которые позволят пускать несколько поездов по одной линии и делать сложные станции.
Злые кусаки
А чтобы легко не жилось, в игре также присутствуют кусаки и плеваки – это что-то вроде местных зергов из StarCraft. По началу кажущиеся довольно глупыми, эти существа эволюционируют на протяжении всей игры и размножают свои базы на карте, в которых генерируются новые кусаки и плеваки. Защищаться от них можно с помощью турелей, собственнолично расстреливая из автомата и используя технику вроде танка.

Механика этих существ выполнена продуманно: пока у вас нет большой фабрики, они почти не атакуют. Однако чем больше фабрика, тем больше она создаёт загрязнения, и тем больше это начинает раздражать кусак. Уничтожение их баз в округе поможет лишь временно – со временем придут новые (карта то бесконечная) и будут запускать новые атакующие стаи. Турели, которые помогали в начале игры, уже не помогут, ведь у кусак постепенно эволюционирует даже количество очков здоровья.
Для тех, кто хочет попробовать настоящий челлендж, можно поставить скорость их размножения на максимум. Остальным же я порекомендовал бы средний уровень сложности. Единственная неприятная вещь, заключающаяся в этой механике – если вовремя не проследить, они смогут слишком сильно разрастись и весь ваш многочасовой труд пойдёт насмарку, так как слишком большая стая может прорвать оборону и уничтожить важные здания. Впрочем, в настройках новой игры их можно и вовсе отключить.
А что ещё?

А ещё в Factorio можно сыграть вместе с другом в кооператив по сети или в PVP, скачать огромное количество модов на любой вкус из мастерской Steam и бесконечно учиться чему-то новому из огромного количества гайдов, которые доступны в интернете в том числе и на русском языке. В одном из последних обновлений разработчики добавили в игру дронов, что является ещё одним отдельным пластом игры, позволяющим автоматизировать производство без конвейеров.
В итоге
Factorio – одна из немногих успешных игр последнего времени, которую можно назвать настоящим хитом. Несмотря на отсутствие современной графики и спецэффектов, игра завораживает на многие часы, ведь потенциал того, что в ней можно делать – бесконечен. Хотя цель одна, достичь её можно совершенно по-разному. Я бы рекомендовал эту игру всем, кто действительно любит экономические стратегии, а также тем, кто хочет начать своё знакомство с жанром с чего-то действительно качественного.
Что понравилось:
- заставляет подумать: очень длинные и сложные цепочки производства;
- бесконечная карта и система поездов;
- кусаки, которые держат в напряжении.
Что не понравилось:
- фабрика, которую строил много часов, может быть уничтожена, если не уследить за кусаками.
Сыграно: 20 часов.
Игра: приобретена автором обзора.