Обзор Field of Glory 2: Medieval – Стратегикон

Обзор Field of Glory 2: Medieval

Давным-давно, в далёком-далёком детстве…

Эх, девяностые… Весёлые годы моего детства. Войны с крапивой, забеги наперегонки со злыми бомжами по заброшенным стройкам, постройка всяких разных плавучих вундерваффе в разлившихся по весне прудах да болотах. И… Варгеймы. Нет, не Вархаммер. О Вархаммере нам, детям 90-х, узнать было ой как проблематично. И не Битвы Фэнтези от Технолога – они пришли к нам значительно позже, примерно в том возрасте когда игра в солдатики почему-то стала считаться чем-то позорным.

Так что же за «варгеймы» были в ходу в те годы? Приготовьтесь ловить собственную челюсть: суровые дети 90-х были способны придумывать свои собственные военно-тактические игры буквально на коленке. Вдохновение от просмотра Храброго Сердца да чтения Энциклопедии войн и сражений, множество свободного времени, кропотливое пыхтение над чистыми листами бумаги с карандашами и цветными ручками и… Вот армия, из бумаги да картона, зато яркая и узнаваемая. Самураи и римляне, шотландцы и галлы, рыцари и московские стрельцы. На эпохи, в общем и целом, всем было плевать. Вот правила – тут дело другое. Строгий подсчёт бросков кубиков. Перебрасывание спорных моментов. Расстройство от гибели элитного бойца. Кстати, банальных шестигранников катастрофически не хватало. И частенько даже за один-единственный ход приходилось бросать кубик по 20-30 раз. За давностью лет тогдашний свод правил практически стёрся из моей памяти, но это ерунда. Гораздо важнее то, что в этот самый самопальный варгейм в пору его наивысшей славы рубилась вся параллель шестых и седьмых классов. Доходило аж до элементов коллекционирования: кто-то рисовал лучше, а кто-то хуже, а вот у Васи из шестого «Б» аж египетские боевые колесницы нарисованы!

А потом все неожиданно закончилось. Кому-то купили новую консоль, у кого-то появился новенький компьютер (аж целый Pentium 166!), кто-то перевёлся в другую школу. И все эти антично-средневековые баталии с рыцарями-римлянами-самураями затухли и забылись, ну а бравые солдаты превратились в обычный мусор, в ярко-разрисованные бумажки. Что ж. Sic transit Gloria mundi.

С той эпохи прошло уже больше двадцати лет. И вот совсем недавно я получил возможность запустить на своём компьютере игру, которая дёрнула давным-давно покрытые пылью струны моей души и заставила вспомнить да поделиться этой давней историей самопального варгейма. Может быть, слава земная и проходит, но поля славы всегда ждут тех, кому хватит смелости шагнуть под сень гордых знамён и расправить плечи под громовой бой полковых барабанов.

Многоликая игра

Первая часть «Полей славы» или же, на языке жителей туманного Альбиона – Field of Glory, увидела свет в 2009-м году. Игра представляет собой практически дословный порт на ПК достаточно известной в узких кругах настольной военной игры. Гексагональная сетка, читаемый рельеф, узнаваемые отряды войск. Вид на поле боя – сплющенное cверху/сбоку. Поиграть в сие поделие мне не удалось: в Steam оно не попало, а покупать игру на родном сайте разработчиков на момент релиза выглядело изощрённым мазохизмом: ценник тогда был выкручен на недосягаемую для среднего смертного высоту. Впрочем, судя по тому, что разработчики умудрились выпустить целый ворох дополнений, зацепив практически всю античную историю, можно сделать твёрдый вывод: своих фанатов игра определённо имела.

Вторая часть ждала своего часа аж восемь долгих лет. За это время были выпущены две игры, базирующихся на практически тех же правилах: Pike and Shot о войнах XVI – XVII века и Sengoku Jidai: Shadow of the Shogun о задорных самурайских разборках. Игры, что характерно, были весьма неплохими и популярными среди любителей военной истории. Правда, визуальная часть в них несколько хромала.

Войска короны Польской

Античная версия носящая проверенное имя увидела свет поздней осенью 2017-го года. В общем и целом это был всё тот же порт настольного варгейма. И это было прекрасно. Действительно, а что ещё надо любителю военных игрищ? Красить фигурки солдат не нужно: в игре всё уже красиво нарисовано и покрашено. Тратить время на выезд в клуб и сборку/расстановку войск также не надо: регистрируешься на сайте и играешь. Сплошные плюсы и удобства.

При этом, после сбора всех DLC (да-да! Собери их все!) открывался широкий набор наций и эпох. От ассирийцев и египтян, до византийских катафрактов эпохи Велизария. Отдельные дополнения залезали аж в средневековую эпоху, давая возможность остановить натиск сельджуков при Манцикерте. Ну, или потерпеть от них тяжёлое поражение.

Дополнительным плюсом шла поддержка издателем активности игроков: по Field of Glory 2 регулярно проводились турниры, с кворумом участников от пяти десятков до почти четырёх сотен игроков со всего мира. При этом с недавних пор турниры стали тематическими: например, игра за фракции времён Пунических Войн, или вольная реконструкция сражений между державами Диадохов. Турниры продолжаются даже сейчас, и это очень хорошо.

Воины Вильгельма Ублюдка рвутся вперед

Ну и своеобразной вишенкой на торте стал тот факт, что тактическая Field of Glory 2 прекрасно “вклеивалась” в качестве дополнительного компонента в 4X–стратегию Field of Glory: Empires, позволяя отыгрывать полноценные сражения, а не вот это вот все, как у Парадоксов.

Однако, хотя все мы и любим гоплитов да легионеров, варваров и катафрактов, рыцарей и пехоту с готтентаками да моргенштернами мы любим больше. Посему релиз средневековой части “Полей славы” был лишь вопросом времени. И вот, наконец, час пробил.

Красота – друг стратега?

По правде говоря, первое время я испытывал некоторое недоумение по поводу выхода “новой-старой” части игры. По-хорошему, в текущем виде Field of Glory 2: Medieval тянет на крупное дополнение, но никак не на самостоятельную игру. Да, в главном меню сменилось оформление. Да, экраны загрузки также поменялись в тон эпохе. Да, в игру завезли новую музыку. Но по сути всё осталось практически на том же самом уровне. Графика не хватает звёзд с неба, но является аккуратной и добротной. Рельеф местности, деревья, холмы и модельки юнитов стали, пожалуй, чуть более яркими и глянцевыми. На мой взгляд, это даже хорошо: слегка припылённые поля античных сражений успели примелькаться, и им действительно не хватало сочности и глянца. Юниты смотрятся хорошо. Особенное восхищение, разумеется, вызывают титульные бойцы средневековой эпохи – конные рыцари. Яркие попоны на боевых конях, раскрашенные щиты и разноцветные знамёна. Рыцари различных военно-религиозных орденов (например, тевтоны) смотрятся не в пример строже, но не менее стильно: белые котты и чёрные кресты прекрасно выделяются на ярко-зелёных полях. С пехотой попроще: кольчуги и стёганки не способствуют разнообразному внешнему виду. Хуже всего, пожалуй, выглядят модельки различных конных стрелков: невзрачные и не особо изменившиеся с эпохи Античности. С другой стороны конный стрелок – он и в Африке конный стрелок. Так что с этих ребят взятки гладки.

Войско короны Польской удерживает холм

Кстати, по ощущениям, игра стала чуть лучше оптимизирована. Не то, чтобы классическая Field of Glory 2 где-то и у кого-то тормозила, но вот анимация отрядов стала более плавной.

Звуковое сопровождение вполне на уровне. Грозные боевые мелодии, стилизованные под Средневековье при запуске игры, лязг мечей и доспехов, шелест тетивы и вопли раненых – всё работает на нужный настрой. Не то, чтобы весь этот театр звуков был необходим: кто-то может и под Сабатон радостно играть. Но всё-таки внимание разработчиков к деталям заслуживает какого-никакого, но уважения. Ложкой дёгтя тут будет только одно большое «но»: всё это уже было в античной части игры, причём примерно на том же самом уровне.

Ещё один минус к технической составляющей – это классическое отсутствие русского языка в игре. Минус не критический, английский в игре очень простой, на школьном/университетском уровне, но некоторую досаду этот факт все же вызывает.

С технической стороной разобрались, переходим к наполнению. Базовый набор Field of Glory II Medieval сложно назвать бедным. Впрочем, термин “богатый” тоже мимо кассы. На выбор есть несколько кампаний. Первая в списке – эпическая история побед небезызвестного Александра Невского. С ней не всё так просто и однозначно, но за внимание к истории Руси разработчикам маленький плюсик. Дальше идёт эпическая игра престолов в декорациях Англии и Нормандии середины XII века. Не самый известный для русских игроков период истории, и от того достаточно интересный. Третья по списку (но не по значению), кампания монгольских завоевателей, что с огнём и мечом прошлись по половине мира. И, наконец, четвёртая, завершающая список кампания за Тевтонский Орден.

Имеется ещё и кампания-песочница, где игрок сам собирает себе войско и назначает противников. Вообще, если разобраться, кампания в серии Field of Glory – это весьма громкое и не очень соответствующее истине слово: на деле, игроку даётся набор карт и войск, просто в ходе продвижения по миссиям так или иначе будут учитываться текущие потери. Которые, впрочем, легко пополнить: достаточно оставить потрёпанные отряды в гарнизонах на одну-две битвы и одолеть врага меньшими силами. Вот и вся кампания. Ни минимальной экономической основы, ни добора каких-либо уникальных отрядов тут не предусмотрено. Минималистично даже для варгейма, как по мне.

Вечер перестаёт быть томным

Однако не кампанией единой: игра помимо прочего даёт набор из двенадцати знаменитых исторических битв: от Гастингса до Крессенбурга. Попали в список и битва при Бувине и позорная Калка. С одной стороны, есть где развернуться. С другой… Целый ряд знаменитых сражений в базовый набор просто не попал: ни тебе Легницы, ни битвы при Леньяно. Впрочем, набор исторических карт не зря называется «Феодальный север». Можно предположить, что новые баталии появятся в ближайшем DLC.

Но, разумеется, все эти кампании и исторические битвы не очень интересны игрокам, которые изначально покупают игру для эпических сражений в Интернете. Таких больше интересует наборы войск, входящие в базовую игру. Спешу обрадовать: выбор армий тут довольно-таки широкий. Начиная от англо-саксов времён битвы при Гастингсе и заканчивая тевтонскими рыцарями и шотландскими горцами начала XIV века. Да, это сложно сравнивать с тем, что представлено в античной части Field of Glory. Конечно, хочется Столетнюю Войну, крестовые походы, Реконкисту и прочее. А ещё больше хочется эпоху Ренессанса, чтобы с пиками и мушкетами, да огромными полевыми бомбардами… Но, возможно, всё это ещё будет и стоит только подождать?

Несложно сделать вывод, что исторические рамки ограничивают игроков в пределах от конца XI до самого начала XIV века. И то, эти крайние даты выплывают из анализа наборов армий, доступных для случайных сражений и сетевой игры. Без малого три столетия военной истории. На мой взгляд, этого мало. Плюс, достаточно странно выглядит факт выдёргивания из контекста игры крестовых походов в Святую Землю, при том, что северные крестовые походы в игре вполне себе присутствуют. Ну да разработчикам виднее, что тут скажешь.

В полководцы я пойду, пусть меня научат!

А как в это играть? У тех, кто играл в любую другую тактическую стратегию-варгейм, подобный вопрос вызовет только улыбку. Что значит, как играть? Вот поле битвы с особенностями рельефа. Холмы, леса, речки да озера с болотами. Болота и речки, как правило, проходимы, а озера не очень. В лесах удобно прятать пехоту, но вот конные рыцари там, скорее всего, или не проедут, или проедут очень медленно. То там, то сям всякие условные деревушки и мельницы, которые обычно дают небольшой бонус к защите от обстрела. Далее базовая армия и боевые очки. Слева список доступных отрядов. Как и в жизни, хорошие отряды всегда будут стоить дороже. Ну а пехота, набранная из вчерашних бомжей и вооружённая палками-копалками, будет стоить совсем копейки. Правда, и боевая эффективность такого войска будет соответствующей. На практике набирать придётся и тех, и других, ведь в каждом шаблоне армий есть лимит на рода войск. Хочешь собрать бронированных кулак из рыцарей и их оруженосцев? Можно, только максимально такой кулак будет состоять из, скажем, пяти отрядов. А на остальное, будь добр, покупай лучников-арбалетчиков-копейщиков. На сдачу возьмёшь пару отрядов бомжей. В целом-то решение здравое: собрать войско из однообразной имбы не выйдет. Хотя, что в античной, что в средневековой версиях были, есть и будут армии, натурально включающие в себя 2-3 разновидности юнитов, например монголы.

Неожиданный прорыв

После закупки пришло время расставится. Конницу на равнину, копейщиков и меченосцев на холмы и в леса, а лучников – на передовую линию. Усиливаем центр, ослабляем фланги. Или наоборот. Кстати, уничтожать армию противника под ноль вовсе не обязательно, достаточно обратить в бегство 40% вражеской армии, при условии, что собственная армия не понесла потерь выше, чем 22%. Если же это условие не соблюдено, тогда надо, чтобы побежало/было уничтожено уже 60% врагов.

Я не случайно вспоминал тот факт, что Field of Glory изначально настольный варгейм, посвящённый историческим битвам. В компьютерной игре точно также действуют правила настолки. К примеру, отряды различаются качеством: от superior, через аverage, до raw. Отряды высшего качества сражаются куда лучше и эффективнее, за счёт дополнительных перебросов виртуальных кубиков. То есть, при столкновении двух условно одинаковых отрядов, с большей долей вероятности победит тот, который лучше по качеству. Это, разумеется, не всё. Как и в любом хорошем варгейме, в Field of Glory огромную роль играет местность. И отряд новобранцев-копейщиков удачно закрепившись на вершине холма способен если не обратить в бегство, то хотя бы удержать один-два хода многоопытных и злых хускарлов или спешенных рыцарей. А два хода – это очень много. За это время вражеский отряд может получить удар в тыл или фланг, что совершенно точно изменит ситуацию на поле боя.

Учитывать придётся и то, какой именно отряд выбран целью для атаки. Лихой наскок рыцарей гарантированно размажет по полю оставшихся без прикрытия лучников или арбалетчиков, с умеренной эффективностью разгонит мечников, но безнадёжно упрётся в ощетинившийся копьями строй. Скорее всего, с фатальным для себя результатом. Да, игра безжалостно разбивает миф о том, что, дескать, рыцари атаковали пехоту таранным ударом. Делать это во фронт вражеского строя – чистой воды безумие.

Опытному стратегу сразу бросается в глаза тот факт, что маневренность войск по сравнению с античной частью стала куда хуже: практически все войска, за исключением самых легковооружённых и малочисленных отрядов, требуют полновесный ход на банальное перестроение. Маневрировать теперь стало куда сложнее. Также, большая часть пехотинцев теперь необученная и недисциплинированная. Прошли времена славных гоплитов и легионеров. Настало время грязных толп голытьбы, которая ломает строй, не ко времени начав преследование врага или падает духом от лёгкого обстрела лучниками. Всё в духе эпохи, как говорится.

Грюнвальд в миниатюре

Учитывать необходимо и характер выданных войск. Атаковать лёгкой/средней кавалерией рыцарей или тяжёлую пехоту в большинстве случаев не более чем изощрённый способ самоубийства. То же правило касается и пехоты. Впрочем, средняя/лёгкая пехота по умолчанию часто даже не имеет возможности ударить латников лобовой атакой. Вот с фланга или тыла – это другое, это богоугодно. Стоит обратить внимание и на степень защищённости воинов: бронированный отряд экипированный щитами легко и непринуждённо выдержит настоящий град стрел. А какой-нибудь шотландский шилтрон, оснащённый доспехами редкого типа «голый зад» побежит уже после первых залпов. А вот если враг умудрился подвести на расстояние одной-двух клеток пару отрядов арбалетчиков… Тут не устоят даже латники: арбалеты наносят чудовищный урон даже одоспешенным отрядам.

Как и в настольной игре, каждый отряд имеет свой показатель сплочённости: сплочённые отряды имеют больше виртуальных кубов на броски. Дрогнувшие отряды (их легко различить по жёлтой полоске на знамени) атакуют значительно хуже, но все ещё могут успешно обороняться на выгодной местности. И, наконец, разобщённые отряды (красная полоса на знамени) теряют способность атаковать/организованно отступать и готовы убежать от малейшего натиска.

Вот и вырисовывается нехитрая формула успеха. Вначале размягчаем боевые порядки врага лучниками и арбалетчиками. Затем, заняв наиболее выгодную с точки зрения рельефа точку – атакуем/обороняемся. По возможности, залетаем тяжёлой кавалерией во фланг и тыл. И… вуаля. Вот она победа. Правда, только в теории. На практике, игра в Field of Glory 2 – это старательное жонглирование вероятностями и стремление минимизировать негативный эффект от собственных действий. Самые опытные и результативные игроки строят всю свою стратегию не от понятия «вот тут я сломаю вражеский строй и устрою оппоненту Канны», а от «здесь мою кавалерию отбросят, лучников выбьют с холма, и что же мне тогда делать». Аксиома: кубики ВСЕГДА будут падать плохо. Если кубики упали хорошо, это всего лишь означает, что на следующий ход где-то что-то серьёзно полетит в тартарары. В общем-то, это даже хорошо, позволяет на отлично почувствовать себя в роли полководца древности. Когда из-за не особо стойкой пехоты или излишне самонадеянных рыцарей сгорал синим пламенем самый надёжный план. Теперь всё гуманнее: ярким пламенем сгорает всего лишь стул играющего. Если же без шуток, это отличное моделирование сражений далёкой средневековой эпохи. И сыграв партию-другую сразу понимаешь, почему вроде бы стойкие и ещё не побеждённые англо-саксы разбежались кто куда после того, как их король пал.

Минутка хардкорного реконструктора

За что ещё ценятся исторические и около-исторические игры? Правильно. За внимание к материально-исторической части. Например, меня в своё время люто коробило от отрядов гладиаторов в старом-добром Total War. Или от того, что в Medieval 2:Total War рыцарскую кавалерию XII века ведёт в бой весёлый перец в… армэ или бацинете. Не иначе, как попаданец: шлемы такого типа появились значительно позднее. С одной стороны, Field of Glory 2 успешно избегает этой неловкой ситуации, запустив, к примеру, сценарии, связанные с XI–XII веками можно увидеть вполне себе традиционные длинные кольчуги и знаменитые каплевидные щиты. При этом, перепутать спешенных нормандских рыцарей с хускарлами англо-саксов будет сложно: первые будут идти в бой с классическими мечами и копьями, вторые же станут рубить и кромсать знаменитыми бродэксами, закинув тяжёлые щиты за спину. Переключаемся чуть позднее? На первый взгляд, и тут всё хорошо: топфхельмы и шапели в XIII веке, яркие гербовые котты, а каплевидные щиты сменяются стандартными треугольными. В пехотных формациях тоже вроде бы полный порядок. И так будет до тех пор, пока играешь за западно-европейские страны.

Горе побеждённым

Но вот стоит только выбрать какое-нибудь княжество Руси… начинается лютый, беспощадный трэш. Далеко ходить не надо: вот кампания за Александра Невского. И что же сразу бросается в глаза? Наличие типичных западно-европейских рыцарей в ростере. Нет, я, конечно, в курсе, что Великий Новгород периодически действовал в союзе с немецкими орденами, но таких эпизодов было совсем немного. Достаточный ли это повод, чтобы включать в состав отряда рыцарей… князя Александра Невского в качестве полководца? Ответ напрашивается сам по себе. Ради интереса, я запустил случайную битву и глянул ростер Руси там. Сдержать смех было сложно. Там и финно-угры, и те же рыцари. Причём рядом с ними успешно находятся представители стандартной княжеской дружины. Ниже мужички-лесовички и литовские лёгкие кавалеристы. В общем, с миру по сосенке. Досадные ляпы и явные косяки, конечно, можно найти и у других наборов армий. Но всё же войско древней Руси – это эпический фэйл. В защиту разработчиков, можно привести разве что тот факт, что свидетельств о том, на что вообще было похоже войско условного русского князя, сохранилось достаточно мало. Многие историки в принципе не уверены, использовалась ли князьями пехота.

Хорошо, но мало?

Как бы то ни было, но Field of Glory 2 – продукт, безусловно, достойный. Скрупулёзный перенос настольной игры в виртуальность – явный плюс. Логичные правила в духе «легко освоить, но сложно стать мастером», также плюсик. Средневековье, как выбранная эпоха, тут вообще всё прекрасно. Графическое оформление также на высоте, по крайней мере, для настоящего варгейма старой школы. Лично у меня есть только две серьёзных претензии: нет задорных баталий Позднего Средневековья и заодно периодически встречаются досадные ляпы в ростерах армий. Первая претензия, думаю, очень скоро станет абсолютно неактуальной (насколько я знаю, уже сейчас готовится к выходу первое дополнение), а на вторую, в целом, можно закрыть глаза.

Финальный счёт

В общем, господа стратеги, если вам надоели бесконечные танковые клинья да раз за разом повторяющиеся итерации Курской Битвы и Морского Льва – милости просим к нашему средневековому шалашу. У нас тут весело и кроваво.

Что понравилось:

  • дотошный перенос настольных правил на ПК;
  • логичный и интуитивно понятный геймплей;
  • приятная графика и адекватное звуковое сопровождение;
  • средневековая эпоха ВАН ЛАВ ФОРЕВА;
  • большой набор разнообразных армий;
  • внимание к знаменитым сражениям эпохи.

Что не понравилось:

  • отсутствие русского языка;
  • досадные ляпы в конструировании армий;
  • оставлены без внимания крестовые походы;
  • хотелось бы чуть больше разнообразия;
  • некоторая вторичность;
  • кампании в игре достаточно скучны.
 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 8 ИЗ 10

Сыграно: 9 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии

Пожалуйста, отключите AdBlock или другое расширение вашего браузера, блокирующее рекламу, или добавьте данный сайт в список исключений. При включенной блокировке рекламы сайт может работать некорректно в вашем браузере.

 

Реклама – единственный способ существования данного сайта. Отключив блокировщик рекламы, вы не увидите раздражающих всплывающих окон или непристойных объявлений – реклама на нашем сайте не мешает просмотру содержимого.

 

Спасибо!