Приветствую тебя, читатель. Готов поспорить, что нажав на кнопку «читать» ты уже имел представление о разбираемой сегодня игре.
Что, это не так? Тогда позволь тебе представить Steel Division II — неимоверно хардкорный трудный в освоении и реалистичный варгейм с тематикой Второй мировой войны.
Но не торопись закрывать рецензию, ведь сегодня ты перенесёшься не на известный (и порядком надоевший) всем Omaha Beach, а в окрестности тебе весьма знакомые.
О том, как деды прорывали Восточный фронт и продажи в Steam поведаю вам в сегодняшнем обзоре!
Что предстоит делать?
В Steel Division II вам на выбор представляется одиночная и многопользовательская игра. В одиночной игре наиболее интересен режим «Генерал армии», представляющий собой четыре пошаговые кампании (в релизной версии), своей механикой отдалённо напоминающие Total War. Все они воссозданы с реальных исторических операций в масштабе 1:1 с максимальной точностью. По крайней мере, так утверждают разработчики. В каждой из них перед вами большая карта с солдатиками, представляющими собой батальоны.
В зависимости от стороны (которую для каждой кампании можно выбрать добровольно – СССР или Германия) вам предстоит защитить или захватить какой-то объект (например, город или высоту). Передвигайте батальоны по карте, а при их столкновении перемещайтесь в тактический бой, в котором может участвовать не более трёх батальонов с каждой стороны. Само передвижение батальонов основано на классической системе очков действий. В кампании действует та же механика динамической линии фронта, что и в сражениях – побеждая врага и занимая территорию, вы будете двигать линию фронта, и чтобы захватить целевой объект, нужно «поглотить» его своей территорией.
Есть автобой, есть большая вариативность действий. Кампания больше не является чем-то аркадным и очевидным по действиям, как в предыдущих частях серии. Она прилично возросла с точки зрения уровня сложности и нелинейности прохождения. Это маленький шаг для игровой индустрии, но огромный шаг для Eugen Systems. Плюс ко всему, если разработчики всё же решат сделать кооперативный режим в грядущих обновлениях, всё это заиграет ещё более яркими красками!
Однако есть и крупный недостаток: в кампании нет нормального обучения. Всё, что встречает вас на старте — это небольшой текстовый мануал. Впрочем, такая проблема свойственна не только одиночной кампании. Хорошего «туториала» не наблюдается в принципе.
Многопользовательский режим начинается с создания боевой группы. Вам представляется множество дивизий Альянса и Оси, выбрав одну из которых можно создать свою «деку» — эдакая колода, которой предстоит играть.
И вот, собрав свою армию, вам предстоит сражаться на выбранной карте. В игре присутствуют несколько режимов, в том числе новый – «прорыв».
Основа любого режима — флажки, которые разбросаны по всей карте. Тот, кто контролирует большинство таких точек, уменьшает количество очков врага, приближая свою победу. Кстати, явным плюсом игре является нестандартность местонахождения этих самых точек: какие-то в городе, для пехотных боёв, какие-то расположены в открытом поле, где явно нужны танки и так далее. Нет какого-то явного стандарта из разряда «около каждой точки есть дом и лес».
Новый же режим предполагает выстраивание оборонительных сооружений одной командой и постепенную атаку другой.
Воздыхания по Wargame
Не секрет, что после первой части Стальной Дивизии многие игроки разочаровались. Это было что-то сильно отличающееся от Wargame Red Dragon, и, как показалось многим, не в лучшую сторону. И всё же, Eugen Systems избрали весьма опасный путь.
Учтя ошибки первой части, они решились на создание стратегии в крайне непривычном для запада сеттинге: Восточный фронт Второй мировой войны. Последний нашумевший известный проект такого рода был Company Of Heroes 2, и мы все знаем, что шумиха была отнюдь не положительной. Комьюнити с первого трейлера отзывалось о будущей части не слишком лестно и просило сменить курс на Wargame 4.
Однако, я склонен полагать, что подобные высказывания неслабо повлияли на будущий проект, и мы получили некоторый гибрид с точки зрения игровых механик. В обсуждении один подписчик нашей группы задал отличный вопрос:
Давайте послушаем ответ опытного игрока. Dnestr Strateg наиграл уже более 200 часов в данный проект и создаёт разнообразные гайды.
Я считаю это своего рода гибрид RUSE, Wargame и Steel Division. Количество юнитов на поле боя ближе к RUSE, механики боя от Steel Division и свобода при выборе юнитов для боевой группы от Wargame.
DNESTR STRATEG
От себя хотелось бы добавить, что и сам геймплей оказался более приближен к Wargame Red Dragon во многом, кроме динамики: здесь всё медленней. Дистанция боя также знатно возросла, что несомненно влияет в положительную сторону.
Отдельный интерес игры в том, что здесь имеет место быть как тактическая составляющая (порой важные события происходят моментально; танковые дуэли заканчиваются после одного-двух выстрелов и многое решает артиллерия), так и в лучшем духе RTS – глупый «раш» по полю танками. Правда, откровенно глупым его делать нельзя, иначе всё закончится после налёта бомбардировщиков.
Подробнее о сборе «Боевых Групп»
Я считаю, что настоящий простор для тактики начинается именно отсюда. В Steel Division: Normandy 44 разработчики ввели новую механику, а именно – стадии битвы.
Всё сражение делилось на «А», «В» и «С» стадии, каждая из которых (кроме последней) длилась десять минут. Соответственно, и доступные юниты с каждой стадией становились сильнее. И если в начале боя все играли на откровенно слабых и более манёвренных войсках, то со стадией «С» на поле боя показывались настоящие мастодонты.
Теперь же вы сами вольны выбирать, на какой стадии какой юнит взять. Регулируется это их количеством — самые сильные юниты всё ещё иногда не доступны на «А» стадии, ну или их количество не превышает одного. Со слабыми карточками похожая ситуация: вы можете взять их на позднюю стадию в огромном количестве, или присвоить им больший опыт. Последний показатель здесь крайне важен: каждая «лычка» опыта даёт определённый прирост ко всем параметрам юнита (три звезды — 33% для каждой характеристики).
Таким образом, можно до мелочей планировать свою стратегию, самому выбирая, на какой стадии чем ударить или защититься. Вдобавок ко всему, вы можете выбирать прирост очков на каждой стадии, что даёт ещё больший тактический простор!
Ощущения от боя
Большинство тех, кто желает купить игру, желают это только ради мультиплеерных баталий. Как они тут чувствуются?
Право, вы можете напрочь забыть об ощущении времени, уделяя перестрелкам 10 на 10 почти час своей жизни. Они тут, мягко говоря, затягивают – главное решиться.
Ты долгое время сидишь и планируешь свою деку, затем обкатываешь её. Параллельно узнаёшь, как работают некоторые механики, ибо, как я уже говорил выше, обучения в игре нет. Смотришь, какими юнитами пользуешься чаще, а что можно убрать из боевой группы. Параллельно в голове возникает тактика, и ты пробуешь, подстраиваешь ту или иную дивизию под себя.
Графическая составляющая не способна похвастать красотами, но с оптимизацией не наблюдается никаких проблем. Даже на самых больших картах с массой юнитов FPS не проседает ниже 30-20 на откровенно слабом железе. Ну, это если отдалить до максимума и взглянуть на карту. В случае же концентрации на своём участке фронта вам обеспечены все 60 кадров, главное не завышайте настройки в потолок.
Отдельно хочется похвалить звуковое сопровождение: это, наверное, первая музыка в главном меню, которую я не хотел отключать. Солдаты распевают песни, а звуки выстрелов звучат сочно. И всё же, ветераны первой части заметят, что часть звуков взяты из прошлой игры серии.
Так что в итоге?
Steel Division II — игра, в которой можно провести не одну сотню часов. Множество механик в ней непонятны и переиначены с первой части. Она отдалённо напоминает Wargame и предоставляет вам настоящий простор действий. Тут нет явного дисбаланса, хотя, при выборе дивизий можно посмотреть на её категорию:
Рейтинги бывают трёх типов: «А», «В» и «С». Самые сильные дивизии помечаются как «А», а вот тип «С» больше подойдёт для поддержки (и в некоторых случаях явно проигрывает остальным). И всё же, почти каждая дивизия займёт у вас не один час, пока вы подберёте, опробуете её в бою и подстроите под свой лад.
Но, приобретая этот продукт, будьте готовы погрузиться туда с головой. Это действительно та самая стратегия, в которой нужно много думать, планировать и самому принимать решения. Даже если вы ветеран серии, то вам придётся привыкнуть к некоторым нововведениям. Как, например, изменённая система командиров и артиллерии. Мы уже рассказывали про неё здесь. Но, как по мне, именно такие ощущения и должен дарить истинный представитель жанра!
Что понравилось:
- геймплейная составляющая;
- дизайн;
- звуковое сопровождение;
- глубокая вариативность.
Что не понравилось:
- отсутствие обучения — при неочевидности некоторых механик это знатно усложняет игру и повышает порог вхождения;
- завышенная цена на релизе (1399 рублей).
Оценка Стратегикона: 8 воевавших дедов из 10!
Игра: предоставлена разработчиком.
Сыграно: 20 часов.