Stellaris: всё ещё лучшая космическая стратегия

Stellaris: всё ещё лучшая космическая стратегия

В жанре стратегий очень много игр, посвящённых космосу, колонизации планет и сражениям космических кораблей. Но почему лидерские позиции в глазах игроков всё ещё занимает Stellaris, вышедшая в 2016 году? Разберёмся в этом обзоре.

Стоит сразу отметить, что в отличие от множества других 4X стратегий, действие Stellaris происходит в реальном времени. Однако присутствует функция активной паузы, во время которой можно всё обдумать, сделать необходимые действия и затем продолжить игру. Всё вместе это значит, что игроку, с одной стороны, не приходится ждать постоянные расчёты ходов, а с другой – никто никуда не торопит.

Ваша раса ограничена лишь фантазией

Одну из своих главных особенностей Stellaris демонстрирует ещё до начала игры. Это – продвинутый редактор рас. В отличие от многих других космостратегий, которые предлагают игрокам выбрать один из десятка уже готовых видов людей и инопланетян, Stellaris предлагает создать своих, полностью уникальных существ. Агрессивные токсичные жабы, гномы-пацифисты, морские креветки, ударившиеся в науку, разумные грибы, занимающиеся генетическими исследованиями или деревья, которые обрели коллективный разум… Это лишь несколько из сотен доступных комбинаций.

Создать различные виды можно путём комбинации множества параметров, среди которых: этики, трейты, форма правления и, конечно же, графический портрет – благо, разработчики создали их более сотни, поэтому вы найдёте, из чего выбрать.

Песочница, но не совсем

Наверное, одной из главных отличительных черт Stellaris, как и всех игр, разработанных Paradox Development Studio, является система целей. Если большинство игр ставят перед игроком определённые миссии, которые надо выполнить, то Stellaris представляет собой песочницу. Точнее, у игры есть номинальная победа по очкам, но как вы её достигните? Зависит исключительно от вас: будь то мирное экономическое развитие или поглощение всей галактики под единые знамёна ваших ксенофобных ящериц. При этом, в отличие от типичных песочниц, заскучать игра также не даёт: по мере того, как вы колонизируете и исследуете космос, в зависимости от ваших действий будет появляться множество мелких задач. Например, вам может потребоваться уничтожить огромное космическое существо, добыть определённый артефакт или найти все зонды Вояджер, которые бездумно запущены людьми, заложившими туда критически важную информацию…

Кстати, о лоре игры – он достаточно богат. Я бы сказал, что Stellaris более насыщенная историей космическая песочница, чем любая другая игра жанра. По мере того, как вы исследуете галактику, вы встретите огромное количество тестовых мини-квестов, написанных в лучших традициях sci-fi футуризма. Взбунтовавшийся ИИ, грибницы, обладающие разумом, затерянные путешественники во времени, порталы между измерениями и множество других интересных вещей подаются в виде случайных заданий и событий. И всё это не скатывается в фэнтези , держа хоть и тонкую, но научную грань.

А что, собственно, надо делать

Перейдём к сути игры: что же нужно делать в Stellaris? В общем и целом, вы становитесь правителем цивилизации, только что открывшей возможность сверхсветового перелёта между звёздами, и отправляетесь на покорение космоса. Игра начинается с одной планеты, исследовательского и строительного корабля. На планете можно строить добывающие здания, которые дают населению возможность производить те или иные ресурсы. Исследовательское судно отправляется на изучение близлежащих солнечных систем, а строительный корабль – на постройку добывающих ресурсы станций в космосе.

Стадии игры

Геймплей Stellaris элегантно делится на три стадии. Между ними нет чёткой грани, они никак не обозначены, но прослеживаются с логической точки зрения.

Первая стадия – early game. Ваша цивилизация ещё не исследовала космос, все звёзды – неизвестны, как и местонахождение других цивилизаций. В течение этого периода нужно исследовать звёздные системы, колонизировать новые планеты и застраивать их. Рано или поздно вы столкнётесь с другими такими же цивилизациями и установите с ними первый контакт. По мере того как вы узнаете инопланетян получше, на карте отчертятся их границы. Как только большая часть космоса превратится из никем не занятых звёзд в территории космических цивилизаций, граничащих друг с другом, начинается следующая стадия.

Вторая стадия – midgame. Время дипломатии и войн. Незанятых звёздных систем больше не осталось, границы разных империй подошли в упор друг к другу, и потому настаёт время дипломатических отношений. Приверженцы мира во всём мире начинают ненавидеть авторитарных любителей войны, а высокодуховные цивилизации считают использование роботов вселенским грехом. Всё это порождает войны государств друг с другом. При этом государства-единомышленники (например, два аристократических общества разумных грибов с одинаковой идеей пожирания мира) объединяются друг с другом в союзы и федерации.

На этой стадии становится доступен галактический совет, если у вас есть DLC Federations. Он вносит ещё больше разнообразия в midgame и позволяет принимать галактические законы путём голосования. Такие законы, как, например, полный запрет роботов, действуют на всю галактику, и те, кто их нарушает, подвергаются санкциям и легко могут стать изгоем, который будет стёрт с лица вселенной коллективными усилиями. Но этим всё не заканчивается: даже если вы преуспели в стадии средней игры и подмяли под себя всю галактику, жизнь вам способен подпортить кое-кто ещё.

Третья стадия – endgame, она же «кризис поздней игры». Данная стадия является уникальным гейм-дизайнерским решением, которое призвано решить проблему типичных 4X стратегий: вы завоевали почти весь доступный мир и поглощение незанятых территорий становится скучной рутиной, что дальше? В Stellaris это решается достаточно гениально: вы сталкиваетесь с кризисом, который может просто разрушить всё, чего вы достигли.

Кризисы всегда разные, всего в игре их чуть больше 3 видов (зависит также от количества DLC). То, какой вид будет активирован, решается частично случайно, частично зависит от ваших действий и действий других империй. Например, если в галактике много империй, которые используют роботов, кризисом может стать восстание ИИ. Или галактику могут посетить гости из другого измерения, имеющие огромный флот, противостоять которому можно только объединившись с другими империями. Есть и неприятные роевидные существа, которые норовят сделать все планеты непригодными для жизни. В общем, все эти события могут поставить под вопрос дальнейшее выживание, даже если ваша империя – самая сильная в галактике.

И только после третьей стадии можно подвести конечную черту: если вы сумеете победить кризис и восстановить свою империю, то как раз к этому моменту подойдёт год окончания игры и вам скажут, победили ли вы по очкам. Впрочем, после тех событий, что до этого придётся пережить, это будет уже не так важно.

А всё ли так хорошо?

Но не может же быть игра просто идеальной? Я согласен. Поэтому расскажу о том, чем Stellaris похвастаться не может. Например, боевой системой – она очень простая и заключается в том, что при столкновении флотов друг с другом они просто автоматически сражаются. Да, в игре есть редактор кораблей, в котором можно устанавливать различные орудия, и да, эти орудия действуют по принципу камень-ножницы-бумага, основываясь на трёх основных видах: лазеры, пушки и ракеты. Но фактически гораздо больше решает число и развитость технологий. Флот, который больше, и на котором установлены более продвинутые орудия, выиграет, даже если он использует только ракеты, а у противника полно ПВО. Более экономически развитая империя всегда окажется победителем.

Однако стоит отдать должное разработчикам: на протяжении серии обновлений они умудрились сделать и такую простую боевую систему достаточно интересной. Главным образом за счёт того, что убрали «снежный ком» – это когда игроки строили один огромный флот и катком пролетали на нём по всей галактике. В текущем состоянии игры размер флотов ограничен, а поэтому их необходимо грамотно располагать по разным концам империи, чтобы враг не проник в самый центр через незащищённые границы.

Ещё одна слабая сторона Stellaris – это достаточно глупый ИИ. Он не умеет делать эффективные дизайны флотов; более того, он не умеет нормально застраивать планеты. На сложных уровнях сложности ИИ способен составить значительную конкуренцию, но достигается эта сложность за счёт огромных бонусов к экономике у компьютерных болванчиков. Они просто будут строить флоты из сотен кораблей за месяц и спамить ими ваши границы.

Однако данная проблема полностью нивелируется, если играть в мультиплеере против живых игроков. В онлайне Stellaris действительно оживает – геймплей становится ещё более захватывающим. Впрочем, однопользовательский режим тоже хорош, если ИИ для вас – не главный критерий оценки геймплея.

Также у Stellaris не очень хорошо с оптимизацией и присутствует огромное количество микроменеджмента – обе проблемы становятся актуальными к концу игры, если играть на галактике среднего размера или выше. Причина довольно проста: спустя множество игровых часов в вашей империи появятся десятки планет, заселённых тысячами единиц населения, то же применимо и к империям ИИ. Всё это очень сильно нагружает компьютер и требует от игрока много действий по контролю. Спасает возможность автоматизировать ряд вещей, однако наблюдать за тем, как автоматизированный ИИ строит здания на ваших планетах может быть достаточно больно, ведь соображает он не очень хорошо… Обе проблемы можно решить кардинально: выставить в настройках игры маленькую галактику и маленькое число доступных для колонизации планет.

История развития Stellaris

Хочется сказать несколько слов о том, как значительно преобразилась Stellaris с момента релиза. На самом старте игра была совершенно иной и имела ряд проблем. Главной из них являлся планетарный менеджмент: в первой версии Stellaris нужно было вручную строить «домики» на планетарных клетках, и это действительно утомляло, когда в империи становилось более 10 планет.

Разработчики множество раз переделывали эту систему и наконец получили то, что имеем сейчас: строительство «домиков» было значительно уменьшено, а население стало независимым и теперь само выбирает, в каких «домиках» работать. Каждую планету также можно отдать под руководство ИИ и даже создать независимый сектор, который будет управляться тем или иным образом.

В целой куче платных дополнений и бесплатных обновлений Stellaris получила множество новых механик, которых не было в релизной версии. Среди них:

  • огромные корабли, способные уничтожать планеты;
  • шпионаж;
  • механика создания космических федераций и вассальных государств;
  • новые расы и уникальные особенности: от некромантов до живых камней и мегакорпораций;
  • новые истории и квесты.

При этом каждое дополнение выходит одновременно с бесплатным патчем, который добавляет в игру новые механики, связанные с темой дополнения. Например, возможность создать государство-мегакорпорацию вышло одновременно с обновлением, которое добавило в игру совершенно новую механику торговли между планетами.

А стоит ли мне пробовать Stellaris?

Несмотря на то что о Stellaris было написано достаточно много хвалебных слов, порекомендовать эту стратегию можно далеко не всем. Просто потому, что есть разные типы игроков. Важно понимать, что Stellaris – это сложная стратегия, в которой нужно долго разбираться. В течение первых нескольких часов она способна ошеломить набором различных кнопок, меню и таблиц. Возможностей очень много, этим игра и способна запугать новичка – просто непонятно, что делать, когда всего так много. Многие поспорят и скажут, что Stellaris – не самая сложная среди стратегий от Paradox Development Studio, однако это не отменяет того факта, что первое знакомство с игрой будет достаточно длительным и непонятным. Ведь игровое обучение не объясняет и половины присутствующих в игре механик.

Stellaris также является медленной игрой. Это вдумчивая стратегия, которая не показывает «экшна» на экране. Большую часть в ней надо читать тексты и смотреть на схематичную карту галактики. Таким образом, если вы хотите активную стратегию в реальном времени, где постоянно что-то происходит, или вовсе чего-то расслабляющего – Stellaris не для вас.

Если же вы хотите окунуться в глубокое космическое путешествие с кучей возможностей, на изучение которых уйдут десятки часов – то это ваш выбор. Игра не только глубокая, но ещё и очень реиграбельна: её можно пройти кучей совершенно разнообразных способов.

Вывод

В общем и целом, Stellaris задала такую планку для жанра космических стратегий, преодолеть которую не удаётся ни одной игре уже несколько лет. Несмотря на то, что игра имеет ряд проблем, более разнообразной и всеобъемлющей космической стратегии пока ещё никто не выпустил, а все аналоги обычно имеют меньше возможностей и больше проблем. Игру определённо стоит попробовать всем, кто любит жанр стратегий и игры про космос.

Что понравилось:

  • огромное количество возможностей;
  • поддержка игры обновлениями и дополнениями на протяжении многих лет;
  • кастомизация рас;
  • сеттинг классической научной фантастики.

Что не понравилось:

  • проблемы с оптимизацией к концу игры;
  • большое количество микроменеджмента;
  • слишком простая боевая система.
 ОЦЕНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: 10 ИЗ 10

Сыграно: 443 часа.
Игра: приобретена автором обзора.

Подписаться
Уведомление о
2 комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии