Warhammer 40,000: Battlesector – игра от австралийской студии Black Lab, уже успевшей отличиться несколькими высокооценёнными пользователями Steam играми. В арсенале студии такие достойные стратегические проекты как Battlestar Galactica Deadlock и Star Hammer: The Vanguard Prophecy. Тем не менее, разработка игры по известной вселенной Warhammer – дело очень ответственное даже для такой опытной студии, тем более, что по данной франшизе ощущается дефицит хороших пошаговых тактик, причем настолько острый, что Warhammer 40,000: Chaos Gate (вышедшая в 1998 году) до сих пор считается едва ли не эталоном. Справилась ли Black Lab?
Мир вечной войны
Warhammer 40,000 – это мир далёкого будущего, где война длится вечно. Империум – гигантское государство людей, формально занимающее большую часть галактики — вынужден постоянно бороться за само своё существование с самыми разнообразными противниками: многочисленными расами пришельцев, предателями, культистами и их хозяевами – демонами, населяющими местный аналог гиперпространства и иногда прорывающимися в пространство реальное.
По множеству причин Империум переживает технологический и культурный упадок, представляя собой государство скорее средневекового типа. Его лучшие воины – космодесантники, генетические модифицированные бойцы, чьи боевые возможности в десятки раз превосходят теоретически возможные для обычного человека. Большая часть орденов космодесанта по традиции считает какую-либо планету своим родным миром и набирает новых рекрутов преимущественно оттуда.
Для ордена Кровавых Ангелов такая планета – Ваал Секундус, на которой и разворачивается действие Warhammer 40,000: Battlesector. Планета подвергается атаке тиранидов, расы инопланетян из другой галактики, целью которых является не более чем поглощение всей доступной биомассы. Вести дипломатические переговоры, таким образом, невозможно, и единственные, кто могут защитить планету – космические десантники.
Вселенная Warhammer 40,000 обладает мало с чем сравнимой атмосферой, являющейся важной ее частью. Нужно признать, что музыкальное сопровождение, встречающее игрока в главном меню, сразу же настраивает на нужный лад и погружает в атмосферу далекого кровавого и тяжёлого будущего, где подвиг и самопожертвование – необходимость. Более того, почти все другие композиции также прекрасно подходят миру игры, пафосные боевые литании и военные марши как будто бы записывались для проекта с куда большим бюджетом. Непосредственно звуковое оформление, к сожалению, нельзя назвать иначе как приемлемым. Болтеры стреляют невыразительно, двигатель танка звучит очень похоже на моторчик газонокосилки, а рык раненых тиранидов так и вообще со временем начинает сильно раздражать.
Дизайн же на высоте: заклёпки на наплечниках космодесантников и дыхательные отростки тиранидов располагаются именно там, где и у миниатюр, выпускаемых для настольного Warhammer 40,000. С первого взгляда узнаются и некоторые элементы, традиционно используемые игроками для создания и оформления игрового поля. Настоящая услада для глаз фаната вселенной!
Маленький шаг к победе
После столь подробного описания «формы» игры пора перейти к обсуждению ее «содержания», а именно — геймплея. Warhammer 40,000: Battlesector представляет собой тактическую пошаговую стратегию, стремящуюся как можно бережнее перенести максимум возможных механик из своей настольной прародительницы таким образом, чтобы они органично вписывались в формат компьютерной игры. Забегая вперёд можно сказать, что этот перенос разработчикам удался на славу. Но обо всем по порядку.
Зона боевых действий разбита на квадраты, каждый из которых может занимать только одно подразделение. Размеры карты в большинстве случаев подобраны идеально: они не тесные, но в то же время и не погружают в апатию своим монструозным размахом, при котором первая встреча с противником произойдёт через многие минуты реального времени. Разумеется, рельеф некоторых клеток карты оказывает определённое влияние на находящегося на ней юнита.
Юниты обладают целым набором характеристик: очками движения, бронёй, уклонением, бронепробиваемостью, расстоянием эффективного огня, здоровьем и так далее. Благодаря многочисленности этих характеристик и, соответственно, богатейшим возможностям для их комбинирования, каждая боевая единица ощущается достаточно уникальной. Например, танк – это не большая губка для впитывания урона с тоннами здоровья, а именно танк, лёгкое оружие против которого совершенно бесполезно.
Под командованием игрока может находиться приблизительно рота космодесанта с приданными ей несколькими единицами техники, тогда как пришельцы значительно более многочисленны. Пусть и один низший тиранид не представляет вообще никакой опасности для космодесантника, чужие будут выставлять их на поле брани сотнями. Когда же несколько живых волн разобьются о шквальный огонь защитников человечества, покажутся и высшие тираниды – огромные биоформы, способные без особых усилий растоптать танк. К счастью, подобных чудовищ в рое немного. При сражении с тиранидами можно буквально ощутить их чужеродность, выраженную в том числе и в их ви́дении идеальной армии. Иначе говоря, разница между фракциями ощущается геймплейно, боец чужих – это ни в коей мере не рескин космодесантника.
Несмотря на то, что действия Warhammer 40,000 происходят в далёком будущем, где применяется множество футуристических технологий, в этой вселенной также часты рукопашные бои. Со стрельбой всё более-менее понятно – в момент атаки бросаются невидимые кубики (вновь привет настолке!), определяющие число попаданий и нанесённый ими урон. Рукопашные схватки подчиняются значительно более сложным правилам. Во-первых, подразделения, вступившие в рукопашный бой, начинают стрелять значительно хуже. Во-вторых, при определенных условиях атакованный юнит может нанести ответный удар, а некоторые типы войск способны на упреждающий удар. В-третьих, выйти из рукопашного боя – непростая задача, так как попытавший просто отступить отряд будет повторно (и безответно) атакован, теряя не только здоровье, но и очки движения. В-четвертых, в ближнем бою наносится и получается крайне существенное количество урона.
Развитая механика ближнего боя вносит в условную игру «камень-ножницы-бумага» дополнительный компонент, что, согласно элементарной комбинаторике, просто невероятно разнообразит боевую систему игры.
Отряд низших тиранидов бросается в самоубийственную атаку, чтобы завязать опаснейших стрелков в ближнем бою всего на один ход и не дать им эффективно отстреляться по приоритетной цели… Космодесантники на реактивных ранцах врываются в гущу сражения, одновременно завязывая стрелков тиранидов и не давая безнаказанно сближаться с остальными дружественными силами их биоформам ближнего боя… Спешащие к контрольной точке стрелковые отряды оказываются окружены…
Warhammer 40,000: Battlesector благодаря своей тактической глубине способен генерировать чрезвычайно интересные ситуации!
Эскалация конфликта
Игра поддерживает мультиплеер (в том числе и возможность игры за одним компьютером), однако для ощутимого числа игроков кампания окажется главным блюдом. Она состоит из примерно 25 миссий, логично объединённых историей о зачистке Ваал Секундус от сил тиранидов. (впрочем, никаких сценарных изысков она не предоставляет). Под конец эта история даже как будто набирает обороты, намекая на возможность некой интриги. К сожалению, противниками космодесантников на протяжении всей долгой кампании будут только тираниды, а цель миссии, возможно, интересная на брифинге, в конечном итоге сведётся к необходимости уничтожить всех врагов на карте.
Перед каждым новым заданием предстоит укомплектовать армию, причем фантазия игрока не ограничена почти ничем, кроме условной стоимости юнитов и числа слотов в армии. Эти рамки, впрочем, вполне позволяют создать армию, состоящую почти из одних только юнитов ближнего боя – и при должном тактическом мастерстве ею можно будет даже пройти предложенную миссию! Фактическая сложность кампании достаточно умеренная, так что для большего интереса можно начинать её на самом высоком уровне, дабы подвергнуть свои навыки и тактическое мышление ощутимой, но не непреодолимой проверке.
Кампания Warhammer 40,000: Battlesector предлагает также и элемент прокачки, который на поверку оказался значительно более интересным, чем того от него можно было ожидать. Прокачке поддаются как офицеры, так и обычные рядовые бойцы. Направления прокачки можно разделить на три группы: активные навыки, пассивные способности и оружие. Также есть буквально три командные способности, доступные только сержанту Карлеону – аватару игрока в мире игры. Активные навыки, как следует из их названия, требуют активации и часто – целеуказания. Их полезность варьирует от нулевой до весьма существенной. Пассивные способности приятно, но не очень значительно увеличивают какую-либо из характеристик соответствующего юнита. И, наконец, оружие.
Важная особенность заключается в том, что новооткрытые виды оружия оказываются хуже замещенных ими орудий уничтожения пришельцев в ощутимом числе боевых ситуаций. Замена стандартного вооружения не делает юнит априори лучше, а резко сужает его специализацию. Правильным образом подобранное оружие, применённое против определенной цели на оптимальном расстоянии атаки, показывает просто потрясающую эффективность, никак не достижимую стандартным оружием.
К примеру, болт-автомат совершает больше выстрелов с большим уроном по сравнению со стандартным болтером, однако обладает минимальной бронепробиваемостью. Это делает его идеальным против многочисленных слабых тиранидов, но почти бесполезным против защищённых бронёй. Тяжелая плазма совершает всего один мощнейший выстрел, способный серьезно ранить даже крупную биоформу. Попадание сгустка плазмы в низшего тиранида, безусловно, его испепелит, но ведь рядом будет с десяток других… Обычная же плазменная винтовка стреляет несколько раз и способна прореживать большие по численности отряды, при этом показывая хорошие, но уже совсем не впечатляющие результаты против больших целей. Можно с уверенностью сказать, что возможность выбора оружия – это ещё один уровень глубины геймплея!
Краткий итог
Warhammer 40,000: Battlesector – замечательная тактическая стратегия, исполненная с глубоким уважением к настольному Warhammer 40,000. Все её базовые механики (пусть и в значительной мере перенесённые из настолки) прекрасно работают, создавая по-настоящему глубокий геймплей. Более того, игра приятна на вид и может похвастаться крайне атмосферной музыкой. Из серьёзных недостатков можно отметить разве что крайне скромное фракционное разнообразие, что, очевидно, будет исправлено в DLC.
Что понравилось:
- музыка;
- дизайн и внимание к деталям;
- глубина геймплея;
- удачность переноса механик настолки в компьютерную игру, возможность игры за одним компьютером;
- перспективы развития.
Что не понравилось:
- звук;
- наличие всего двух фракций;
- необходимость зачистки карты в почти всех заданиях кампании.
Сыграно: 24 часов.
Игра: получена бесплатно от разработчика.