Существуют средненькие игры, в них играют на выходе, они запоминаются единицам и быстро растворяются в информационном эфире. Есть хорошие игры, в них играют и через несколько лет после выхода, вокруг игры формируется преданное сообщество, которое может поддерживать жизнь игры невероятно долгое время. Особняком стоят жанрообразующие игры, они врываются в индустрию и навсегда прописывают себя в скрижалях истории. Публика в экстазе, а конкурентам ничего не остаётся, кроме как быстро ваять бесконечные клоны шлягера, чтобы ухватить кусочек от свеженького пирога зарождающегося жанра.
В конце 2017 года в ранний доступ вышла Slay the Spire. Инди-поделка не могла похвастаться высотами в графике или мегазакрученным сюжетом, однако аддиктивный геймплей рогалика с колодостроением и боёвкой в стиле коллекционных карточных игр вывел игру в топы и привлёк внимание как аудитории, так и индустрии. В январе 2019 года игра успешно вышла из раннего доступа и с помпой влезла в топ игр платформы Steam. Сейчас, конечно, азарт поутих, но даже через полтора года после релиза в Slay the Spire играют в среднем 5000 человек.
Но сегодня речь пойдёт не о Slay the Spire, а о совершенно другой игре под названием Monster Train. Как нетрудно догадаться, Monster Train – это тоже рогалик, тоже c элементами колодостроения, и тоже с пошаговой боёвкой в стиле коллекционных карточных игр. Но насколько далеко этот проект отошёл от родоначальника жанра и стоит ли вообще играть в него? Вопрос к обсуждению!
Не кочегары мы… А нет, кочегары.
Прежде всего, стоит рассказать о сюжете, который отличается своей нетривиальностью. Силы ада разгромлены обитателями рая и жаркое пламя преисподней потухло. Кланы адских обывателей разрознены и погрязли в непонимании как дальше продолжать своё существование. Вы берёте на себя смелость вновь возродить адский огонь с помощью последнего пылающего осколка великого Пекла и объединить под своими знамёнами все инфернальные фракции. Путь к достижению цели ясен – как ни странно, это железнодорожный путь прямиком из лимбо через каждый круг ада до самого сердца Пекла. Этот путь, также как и огромный зловещий поезд под названием «Костолом», остался от вашего загадочного предшественника. Но не всё так просто, ведь в процессе вас попытаются остановить бесчисленные орды разномастных поборников рая.
Но это только самая канва сюжета. Каждый заезд будет раскрывать всё больше подробностей – лор будет сочиться буквально из каждой мелочи, будь то художественное описание карт, случайные встречи или реплики во время битвы – только успевай читать.
Highway to Hell
Под тематичные звуки Нelltrain я запускаю игру и первое, что всегда проверяю – это опции. Никаких изысков тут не найти, всё базово и максимально функционально. Радует, что можно настроить горячие клавиши и отключить подсказки. Для облегчения игрового процесса, есть очень полезная опция превью боя, которая показывает что случится после завершения очередного раунда в битве. Существенный плюс – есть поддержка русского языка.
Режимов игры уже на старте целых 4 штуки. Основной режим игры – это одиночная игра. Также у вас есть возможность попытать счастье в ежедневном испытании, померившись с другими игроками набранными очками (привет, Slay the Spire). Если не хочется ограничивать себя ежедневным испытанием – можно создать своё собственное испытание с безумными условиями, пройти его и предложить своим друзьям. Последний режим – это состязание для 4 игроков, которые будут иметь одинаковые стартовые условия и проходить один и тот же путь на время. Победит тот, у кого будет больше очков. Немного бесит, что таймер очень жёсткий и если вы не укладываетесь в прохождение уровня, бой закончится автоматом, без вашего вмешательства – а это порой фатально. Впрочем, все игроки находятся в равных условиях, поэтому таймер будет играть и против соперников.
Ваш грозный «Костолом» в игре будет представлен в виде огромного четырёхэтажного вагона. Штурм-группы ангелов ломятся с нижнего этажа, каждый ход поднимаясь всё выше к своей цели – осколку Пекла, находящемуся на последнем этаже. На пути у ангелов вы расставляете защитников или творите заклинания, чтобы остановить вторжение за уголёк. Каждый ход ангелы и демоны обмениваются ударами, после чего оставшиеся в живых райские бойцы поднимаются на новый этаж где их уже поджидают (или не поджидают, если вы забыли выставить защитников на все этажи) новые стражники. На самом верху стражу не выставить, ведь почти всё пространство занимает адский осколок, но и он не так прост, так как жарит адским огнём и дает сдачи. Добравшись до топки, святая братва попытается потушить пламя, то есть снизить здоровье до нуля и если это им удастся – вы проиграли.
На каждом круге адища вам повстречаются свои группы ангелов, с уникальными характеристиками. В каждой битве вам предстоит выстоять против нескольких волн атакующих, а в финале волну возглавит крутой босс, жизни которого на порядок выше чем у рядовых бойцов. В отличие от простых смертных, у каждого босса есть свойство «Упорство», поэтому он будет биться с защитниками на каждом этаже до последнего, и неважно чей конец будет первым. Можно смело приписать игре жанр Tower Defense, ведь смысл именно такой: с помощью карт монстров и заклинаний отразить наступающие толпы врагов, только в пошаговом режиме.
Однако не битвами едиными выложен ваш трудный путь. Между каждой битвой игроков ждёт передышка, в ходе которой необходимо выбрать в какую сторону поедет «Костолом». В зависимости от выбранной дороги вас ждут разные бонусы, но не волнуйтесь, вся информация о бонусах открытая, поэтому вы сможете сделать стратегически правильный выбор, какие именно преимущества нужны больше в текущий момент. Из бонусов вам может повстречаться:
- Золотишко. Без комментариев.
- Горстка угля. Просто восстанавливает вашему осколку немного здоровья.
- Знамя клана. Бесплатно дает карту того адского клана, чьё знамя.
- Клад. На выбор предлагается взять один из могущественных артефактов. Артефакты дают разнообразные пассивные бонусы.
- Кузня. Даёт улучшение вашему герою, одно из двух на выбор.
- Продавец стали и продавец магии. За денежку можно улучшить соответственно либо монстров, либо заклинания. Каждая карта может быть улучшена не более двух раз.
- Продавец безделушек. Продаёт артефакты.
- Нестабильный вихрь. Навсегда избавиться от двух карт из своей колоды.
- Адская штольня. Копировать карту из своей колоды.
- Тайная пещера. Случайное и всегда положительное событие.
И выпадение бонусов, и свойства врагов, и попадающиеся на вашем пути карты генерируются для каждого заезда заново, поэтому игра жутко реиграбельна.
Союзники ада
Перед началом каждой партии вам предстоит нелёгкий выбор – герой какого клана возглавит экспедицию, и какой из кланов будет оказывать помощь в путешествии. Всего кланов 5, а на старте доступно 2. Чтобы открыть остальные , придётся немного поиграть, но условия доступа не очень сложные. Выбор кланов также влияет на стартовую колоду. Помимо героя, в колоду будут добавлены по 5 стартовых карт выбранных фракций, а также 4 нейтральных бойца – стюарды поезда.
Итак, вот они, чудо кланы, один краше другого:
- Адские Отродья во главе с Князем Роголомом. Красные, свирепые, самые стереотипные демонюги, которых только можно представить. Под их знамёнами собрались бесы – мелкие существа с мгновенным эффектом при розыгрыше, и демоны – могучие бойцы, отличающиеся большой атакой, но не самым крепким здоровьем. Из расовых навыков тяготеют к ярости (временное улучшение атаки, которые уменьшается с каждым ходом), а также к броне (расходуется вместо здоровья). В целом, Адские Отродья делают ставку на нанесение огромного прямого урона, однако обычно им недостаёт бойцов, способных принять удар на себя.
- Пробуждённые и их предводительница Прозревшая. Души из Диколесья закованные в камень и лианы, природная нечисть. У них в услужении есть Пустые – крепкие бойцы, которые имеют огромный потенциал в силу увеличения максимального здоровья и приобретения новых способностей после лечения. В пару к Пустым выступают Анимы, похожие на дриад существа с великолепной атакой, но совсем хилым здоровьем. Большинство заклинаний Пробуждённых направлены на исцеление и защиту, поэтому такой клан весьма полезно будет взять в качестве союзников. Войны Пробуждённых вполне самодостаточны – врагов разносят Анимы из-за могучих спин Пустых, которые отлично держат удар.
- Стигийская стража и их глава Тефия Титаноборец. Пленивший титана морской народец лучше всех обитателей ада умеет управлять магическими материями. Сирены могут взять на себя роль и танков, и убийц, ведь с помощью свойства «Мантра», их характеристики улучшаются с каждым заклинанием, которое было сотворено в их присутствии. Подспорьем в борьбе с ангельской поганью для Сирен будут тотемы – они не атакуют и имеют совсем мало здоровья, зато обладают очень полезными и разносторонними навыками поддержки. Заклинания Стигийской стражи обладают самым мощным эффектом, а из расовых навыков я бы выделил «обморожение» (яд по нашему, бьёт каждый ход и потихоньку спадает) и «сок» (противоположность ярости, снижает атаку врагам, но со временем сходит на нет). Стигийская стража полностью полагается на магию, поэтому иногда ей может не хватать крепкого щита или острого меча, в зависимости от ситуации, но с этим прекрасно может справиться союзный клан.
- Мрак и его бессменный лидер Полутьма. Древние земные духи с ужасным обличием и отменным аппетитом. В качестве главного блюда выступают Заморыши – малые души, которые трудятся не покладая ручек и дают полезные улучшения, если их пожирают (по сути просто стоят рядом с ними на одном этаже, ведь пожирание активируется автоматически в конце каждого хода). Сами же пожиратели относятся к представителям Завесы мрака. Слепые, многорукие, с жуткими слюнявыми пастями, они больше всего напоминают безобразных «Чужих» с другой планеты. Лучше других кланов Мрак манипулирует углём (местная мана), а также размерами этажа (каждое существо тут имеет свой размер и нельзя напихать кучу толстяков на один этаж). Мрак медленно запрягает, но через пару-тройку ходов с помощью цикла пожираний Заморышей, становится самым могучим кланом из всех. Однако в начале каждого боя приходится прикрывать недоразвитых представителей мрака, иначе их жизнь может закончиться до обретения силы.
- Тающие огарки под руководством Ректора Мерцало. Оживший музей мадам Тюссо во всей красе. Костяк воинства Тающих огарков составляют Восковики. Они непревзойдённые мастера атаки и защиты, однако у всего есть своя цена – Восковики постоянно горят и через несколько ходов выгорают дотла и умирают в независимости от нанесённых ран. Благо, что бойцов Тающих огарков можно «Переплавить» (воскресить, добавить немного атаки и увеличить таймер, по которому боец снова сгорит). В противовес или в дополнение к Восковикам идут Безфитильники. Как нетрудно догадаться из названия, Безфитильники не горят, поэтому они не умирают со временем как их братья. Зато Безфитильники частенько имеют свойство «Урожай», срабатывающее, когда кто-либо рядом с ними умирает – неважно друг или враг. Такой нехитрый симбиоз Восковиков и Безфитильников может без проблем привести к победе. Главная слабость Тающих огарков – внезапная смерть Восковиков, которая может сработать в самый ненужный момент, например когда у вас на руках не будет карт с «Переплавкой».
Число 5 сразу мне напомнило о другой замечательной игре – Magic the Gathering. И даже по цветам почти есть совпадение, однако белого цвета в Monster Train нет, по понятным причинам, белый – цвет вашего врага.
В игре есть прогрессия, и ещё какая! Во-первых можно увеличивать уровень каждого клана, таким образом открываются новые карты и артефакты для последующих заездов. Во-вторых, с каждой победой увеличивается сложность в виде «Уровня согласия». Чем выше уровень согласия, тем труднее будут ваши прохождения. Но всё это относится только к одиночной игре – в мультиплеере все равны.
Вперёд, во тьму!
Итак, каждый новый заезд состоит из девяти сражений, причём 3 сражения обязательно будут против могущественных боссов рая (Дедал, Фэл Крылья Света и Серафим). Каждая попытка будет занимать примерно полчаса, а по окончанию, как бы не завершился ваш поход, руки сами тянутся попробовать ещё раз – новую комбинацию кланов или новые свойства героев.
Отдельно упомяну графику проекта. Графическая составляющая выполнена очень гладко, стильно, но мультяшненько. Это может оттолкнуть некоторых игроков, ведь всё выглядит как будто «казуально». Не бойтесь, это обманчивое впечатление. Хотя мне немного жаль, что адские демоны в Monster Train нарисованы уж больно мило. Даже самые гадкие монстры Мрака не вызывают отторжения, но по задумке авторов должны. Пузатенькие бесы не создают впечатления адской сатаны, а уж бедные Заморыши, пищащие звонкими дружелюбными голосками, вообще непонятно что забыли в аду. Зато ангельское войско выглядит мерзко. Тут встречаются какие-то птицеподобные существа с жутко непропорциональными крыльями, фанатики с глухой маской, полностью закрывающей глаза, огромные истуканы, заколоченные в броню. Прямо так и хочется сжечь этих агрессивных тварей, которые лезут в мой поезд!
Музыка в игре на отличном уровне. Тема каждого босса залезает в голову и не хочет уходить оттуда. Тут и эпик, и борьба, и немного инфернального отчаяния – в общем всё, что надо. Озвучка тоже не подкачала, ангелы кряхтят при ударах, как злые гуси, а демоны зычно рычат, когда отхватывают по башке. Единственный вопрос у меня вызывает озвучка босса Фэл Крылья Света. В битве с ней, не совсем ясно, стонет ли она от боли, либо страдает мазохизмом и получает несказанное удовольствие от тумаков горячих адских парней.
Общие впечатления
Играется Monster Train очень бодро. Благодаря случайно сгенерированным кругам ада, синергии монстров и заклинаний разных кланов, любой заезд значительно отличается от предыдущего. Игра может затянуть надолго, если вам по нраву такой геймплей. Составляющая Tower Defence выгодно отличает Monster Train от конкурентов и от прародителя. Есть, конечно, мелкие косячки, например мне неясно, почему некоторые слова были переведены на русский язык так как переведены («Сок» — «Sap», «Мрак» — «Umbra»? Ну такое…). Да, артефакты работают точно также, как и в Slay the Spire, да, случайные встречи в пещерах вы уже могли видеть в других подобных играх, но исполнение на текущий момент, пожалуй, лучшее что мне приходилось видеть в этом жанре. Пророчу Monster Train успех, поэтому надо чтобы больше людей узнало об этой замечательной игре!
Что понравилось:
- хороший сплав механик колодостроя, Tower Defence и Roguelike;
- плавно повышающаяся сложность и интересная прогрессия;
- великолепная вариантивность и реиграбельность;
- забавный мультиплеер;
- отличный саундтрек.
Что не понравилось:
- очень жёсткий таймер в состязании против других игроков;
- сладенький «казуальный» дизайн карт и анимации.
Сыграно: 25 часов.
Игра: приобретена автором обзора.